ПЛАН УРОКА
- Вступительное слово (учитель русского языка).
- Тестирование учащихся.
- Блок учителя математики.
- Блок учителя русского языка.
- Итог урока (учитель математики, учитель русского языка).
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием “последовательность”, отображающем определенные явления в русском языке, на которых строится большая часть лингвистических игр; проследить эти последовательности в литературе; развивать логическое и лингвистическое мышление учащихся; воспитывать интерес к русскому языку; показать интегративные возможности языка.
Ход урока
I. Вступительное слово (учитель русского языка)
Трудно совместить несовместимое, но мы попробуем соединить математику и язык. А где же будет точка соприкосновения? Вы сейчас сами скажете. А для этого вспомним, какие есть значимые части слова? Итак, вам предстоит составить слово, у которого корень от слова “СЛЕДЫ”, приставка от слова “ПОУЧЕНИЕ”, 1-й суффикс- из слова “АТАКОВАТЬ”, 2-й - вы найдете в слове “МЕЧТАТЕЛЬ”, 3-й - в слове “ЧАСТНЫЙ”, 4-й - в слове “ХРАБРЫЙ”, а окончание - нулевое.
“ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ” - это и будет темой нашего урока. Мы познакомимся с понятием “последовательность”, отражающим определенные явления в различных областях науки и жизни.
Поскольку мы хотим объединить математику и язык, нам надо знать, есть ли в классе лингвисты, математики, для этого мы проведем небольшое тестирование, кто наберет 3 А и больше - математики, 3 Б и больше - лингвисты, (вопросы для каждого на листочке)
1. Что вы знаете лучше?
- таблицу умножения
- падежи русского языка
2. Чему вы отдаете предпочтение?
- теореме Пифагора
- алгоритму о правописании личных окончаний глаголов
3. Что вам легче дается?
- упрощение выражения
- разбор слова по составу
4. Когда вы больше волнуетесь?
- перед контрольной работой
- перед диктантом
5. Какую домашнюю работу вы выполняете сначала?
- математику
- русский язык
6. Любители вы?
- решать задачи
- писать сочинения.
БЛОК УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
ТЕМА УРОКА: Числовая последовательность
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием “последовательности”; научить находить любой член последовательности по формуле М-то члена; определить номер члена последовательности; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к математике.
I. ПОСТАНОВКА УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с понятием числовой последовательности, которое необходимо нам для изучения специальных видов последовательностей, а также научу вас находить любой член последовательности по формуле М-го члена и наоборот, зная член последовательности, определить его номер.
II. ДЕЛОВАЯ ИГРА “БАНК”
Итак, я предлагаю вам сыграть в небольшую деловую игру. Назовем ее “БАНК”. Я буду играть роль банкира. А некоторые из вас - роль моих клиентов, т.е. вкладчиков. У каждого вкладчика имеется определенная сумма денег. Каждый из вас может открыть свой счет в моем банке. Деньги вложите в конверт и передайте мне.
Вопрос к учащимся:
- Что мне необходимо сделать, чтобы не перепутать конверты? (пронумеровать). А теперь давайте построим математическую модель данной ситуации.
- Что такое вклад сточки зрения математики? (число)
Итак, у меня в руках множество чисел и каждому из этих чисел присвоен номер. В этом случае говорят, что мы имеем дело с числовой последовательностью.
ВЫВОД: числовая последовательность-это множество чисел, каждому из которых присвоен номер.
III. ЗНАКОМСТВО С ОБОЗНАЧЕНИЕМ И ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Члены последовательности
(ап): а1, а2,... аn , n е N, а1, а2,..., аn - члены последовательности.
По отношению к а3, а2 - предыдущий, а4 - последующий.
10; 11; 12;... 99 - конечная
2; 4; 6 ... - бесконечная
Найдите 30-й член этой последовательности (2*30=60) Итак, любой член этой последовательности можно найти по формуле ап=2n, где n-номер, аn - член последовательности.
Пример 1. Последовательность задана формулой аn=n (n - 2)
Решение:
Аюо=100*(100-2)=9800
Пример 2. Последовательность задана формулой хп=2n+3
Решение:
а) 2n+3=43 2n=40
n=20
Да, т.к. n N.
б) 2n+3=50 2n=47
n=23,5
Нет, т.к. n N.
IV. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (самопроверка)
Является ли конечной или бесконечной последовательность делителей числа 1200?
Является ли конечной или бесконечной последовательность кратных числа б?
Последовательность задана формулой аn=5n+2. Запишите, чему равен ее 3-й член.
Запишите последний член последовательности всех трехзначных чисел.
Последовательность задана формулой хn=3„+1. Является ли число б членом последовательности?
БЛОК УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Нередко можно встретить последовательность в поэтических произведениях: прочитайте сатирическую миниатюру венгерского поэта Б. Бартока “Песня для лентяев”
В воскресенье - танцевали,
В понедельник - отдыхали,
А во вторник - крепко спали,
В среду - нас едва подняли,
А в четверг мы спохватились.
В пятницу опять стал я думать и гадать
Как в субботу снова нам потанцевать.
А давайте вспомним, в каких еще поэтических произведениях вы встречались с последовательностями? (сонет)
А какая там последовательность и в чем? (в каждой строфе 1-я строка чередуется с 3-й, всего 3-4 четверостишья и 2 заключительные строки).
А то, что касается языка, то, во-первых, то с чего начинается наш язык - я имею в виду АЛФАВИТ, далее у меня в руках словарь, какой это словарь, что изучает орфоэпия, как вы думаете, почему он у меня в руках.
Как он связан с нашей сегодняшней темой? (все слова в любом словаре расположены по алфавиту, т.е. в строгой последовательности).
Далее - многие известные вам игры связаны с образованием последовательностей. Например, схемы.
Назовите, какие это будут слова, причем каждое последующее слово должно заканчиваться на - ол, - ом, - есть. Итак, перед нами тоже последовательность из слов с зафиксированными последними членами.
Идем дальше, как получить из воды вино? Правило предельно простое. Из задуманного слова необходимо получить требуемое, изменяя каждый раз одну лишь букву; при этом после каждого изменения должно получаться осмысленное слово. В игре могут быть использованы только существительные в именительном падеже единственного числа.
ВОДА - кода - коза - роза - риза - виза - вина - ВИНО
А теперь попробуйте перемолоть РОЖЬ на МУКУ. Условия те же. Барыня - рабыня. Рожь - рожа - кожа - ложа - лужа - лука -мука.
Еще одна игра в слова, связанная с построением последовательностей: двусложное слово ВАРАН открывает ряд слов, в которых последний слог предыдущего слова должен совпадать с 1-м последующего.
• Можно идти и дальше: от простого к сложному. Давайте попробуем построить словесную пирамиду: возьмем одну букву и приставим к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетание не превратится в слова:
Д
АД
ЛАД
КЛАД
ОКЛАД ДОКЛАД
• САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. К указанным словам добавить одну букву так, чтобы получить новые слова:
РОЖЬ- ВАЛ- ТОМ- ОВЦЫ-
- Продолжите данную последовательность слов и объясните, на чем она основана: ПОП, КАЗАК.
- Составьте последовательность слов на тему “Зоопарк”, причем каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего: СЛОН -...
- Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое: подвода, мошкара, приказ, каркас.
- Продолжите данную последовательность и скажите, на чем она основана: атлас - атлас, хлопок - хлопок.
ИТОГ УРОКА:
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Итак, с каким понятием, встречающимся в математике и в языке, вы познакомились сегодня на уроке? (с понятием “последовательности”). Что такое последовательность с точки зрения математики? (определение последовательности).
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Что такое последовательность сточки зрения языка?
- В каких литературных произведениях можно встретиться с последовательностью?
- Есть ли разница между языковой и математической последовательностями?
- Что дает языковая последовательность в стихосложении?
Домашнее задание:
- Составьте языковую последовательность через анаграммы.
- В любом поэтическом четверостишии попробуйте выделить языковую последовательность.