Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки подбирать антонимы и находить их в тексте.
2. Формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие использование в речи антонимов.
3. Формировать умения и навыки пользования словарем, познакомить со словарем антонимов.
Развивающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
2. Развивать творческое мышление, память, речь учащихся.
3. Развивать способности анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Воспитательные:
1. Формировать отношение к языку как к основному средству общения.
2. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности.
3. Воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.
4. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.
Оборудование урока:
1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаш.
2. “Школьный словарь антонимов русского языка” М.Р.Львова.
3. Материал для самостоятельной работы.
4. Презентация урока.
5. Эстафетная палочка.
6. Оценочный лист.
7. Маршрутный лист.
Структура урока:
I. Организационный этап (2 мин.).
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
IV. Закрепление нового материала:
1. Эстафета (3 мин.).
2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка” М.Р.Львова (2 мин.).
3. Использование антонимов в поэтических текстах (2 мин.).
4. Работа с текстом (4 мин).
5. Правильное употребление антонимов в речи (2 мин.).
6. Станция “Многозначная” (2 мин.).
7. Физкультминутка (1 мин.).
8. Заполнение таблицы “Синонимы – антонимы”. (3 мин).
9. Работа со стихотворением (2 мин.).
10. Отгадайте загадки (3 мин.).
11. Фразеологизмы (2 мин.).
12. Самостоятельная работа (3 мин.).
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).
I. Организационный этап (2 мин.).
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно. (А.Шибаев)
- Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня мы отправляемся в поход в страну “Лексика”. Это большая и не совсем ещё нами познанная страна. Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма “Ну, погоди”. Почему волк называет себя зайцем? (Заяц – безбилетный пассажир). Всем необходимо получить “маршрутные листы” (Приложение 2).
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
- Проверяем домашнюю работу. Ответьте на вопросы:
1. Лексикология (наука о языке, которая изучает словарный состав языка).
2. Лексика (словарный состав языка).
3. Слово (значимая единица языка)
4. Лексическое значение слова (то, что обозначает слово).
5. Однозначные слова (слова, имеющие одно лексическое значение).
6. Многозначные слова (слова, имеющие несколько лексических значений).
7. Омонимы (слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).
8. Синонимы (слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).
Учитель называет слова из домашней работы, а ребята подбирают к ним синонимы. Один из учеников помогает раздавать “маршрутные листы”.
- Холод - мороз, стужа.
- Быстрый - проворный, прыткий, резвый.
- Печальный - грустный, скорбный, безутешный, огорченный, унылый, тоскливый.
- Праздник - торжество, триумф.
- Удача - счастье, везение, фортуна.
- Верный - надежный, преданный.
- Искренний - бесхитростный, откровенный.
- Воевать - бороться, биться, ополчаться, сражаться.
- Скрывать - таить, прятать.
- Кавалерия – конница.
- Миг – момент.
- Иностранный – заграничный, зарубежный, иноземный, заморский, чужестранный.
- Среди нас зайцев нет, записываем сегодняшнее число, “Классная работа”.
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
- Ребята, мы продолжаем изучать раздел “Лексика”. Знакомство с ним помогает нам увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык. Послушайте, как выразительно говорит о языке писатель Лев Николаевич Толстой. (Чтение цитаты).
“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”.
- Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока, используя данную цитату, ответили на вопрос: “Какие слова делают это высказывание ярким и выразительным”.
- Мы идём в поход с уже знакомыми нам героями. Посмотрите отрывок из мультфильма про Оха и Аха. Охарактеризуйте героев, заполнив таблицу:
- с точки зрения настроения (весёлый - грустный);
- с точки зрения скорости выполнения действий (быстро – медленно);
- с точки зрения отношения к жизни (шутник – ворчун, оптимист – пессимист);
ОХ АХ грустный Весёлый медленно быстро ворчун шутник
- На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены? Одинаковы ли они по написанию? (Нет).А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).Вот о таких словах мы и будем с вами говорить. Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы). Тема нашего урока “Антонимы”.
- Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем? (У них одинаковая вторая часть).Что означает вторая часть этих слов-терминов? (онима- по-гречески означает — имя, слово). А если к этому добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.Дайте определение антонимам. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением).
IV. Закрепление нового материала:
1. Эстафета (3 мин.).
- Ох и Ах уже собрались в дорогу.Продолжаем и мы наш поход. Посмотрите на особенности антонимов:
1. Существуют в антонимической паре (правда - ложь).
2. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи (плакать – смеяться).
3. Различают однокорневые (входить – выходить, прилив – отлив) и разнокорневые антонимы.
Следующая станция “Эстафета”.
Можно использовать флажок (эстафетную палочку, мячик, кубик). Учитель произносит заранее подобранные слова, имеющие антонимы. Ученик быстро называет антоним и передает предмет другому участнику игры. Побеждает тот, кто назвал антонимы ко всем словам.В случае задержки отвечает следующий, а тот, кто не ответил, выбывает из игры.
большой (маленький) высокий (низкий) длинный (короткий) широкий (узкий) нежный (грубый) толстый (тонкий) прямой (кривой) первый (последний) |
верхний (нижний) тяжелый (легкий) острый (тупой) горячий (холодный) |
хвалить (ругать) заболеть (выздороветь) здороваться (прощаться) поднимать (опускать) поломать (починить) нагревать (охлаждать) труд (безделье) добро (зло) правда (ложь) мир (война) холод (жар) свобода (рабство) |
2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка” (2 мин.)
- Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, необходимо воспользоваться словарём. Ребята, мы с вами уже знакомы с различными словарями. Какими именно? (Толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов). Станция “Словарная”. Существует и словарь антонимов. Посмотрите на “Школьный словарь антонимов русского языка” Михаила Ростиславовича Львова. В словаре собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре:
Щедрый - скупой. Щедрый человек – скупой человек. Щедрый на слова – скупой на слова. Люди, знавшие Репинанедостаточно близко, считали его скупым. Действительно, он тратил на себя очень мало, но зато был щедр для других. К.Чуковский. Илья Репин.
В словарных статьях раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из произведений художественной литературы, показывающие употребление антонимов.
- В начале урока мы видели портрет Л.Н.Толстого. Кто автор этого портрета?
3. Использование антонимов в поэтических текстах (2 мин).
- Антонимы часто используют и в поэтических текстах.
Чем ночь темней,
тем ярче звезды (А. Майков)Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок (С. Еcенин)
- Найдите в стихотворениях слова с противоположным значением.
- Как называется этот художественный приём в литературе (антитеза).
- В каких словах встречается анти? (Антибиотики, антифашист, антиподы,антисанитарный).
- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
4. Работа с текстом (4 мин).
Ох и Ах отправились в поход.
- Не все слова могут иметь антонимы.Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный - белый), прилагательных, образованных от названия металлов. Например: железо, доска, мел, дом.
- Прочитайте текст. Определите тему текста. Озаглавьте его. Подберите антонимы к выделенным словам.
Жили-были Ох и Ах. Рано утром они вышли из домика и отправились в путь по тропинке вглубь леса. Ярко светило солнце. Дул тёплый ветерок.
Через час Ох и Ах свернули с тропинки влево, а ещё через час – вправо. Расставили палатку, разожгли костёр, вкусно пообедали.
К вечеру стало холодно, и путешественники отправились домой. Они шли всё быстрее и быстрее. Впереди можно было рассмотреть крышу родного домика, а позади ещё виднелись лесная полянка и какие-то далёкие огоньки.
Каждое путешествие – прикосновение к чему-то значительному и прекрасному.
- Найдите антонимы и заполните таблицу. Что могут обозначать антонимы? Добавьте в каждую группу по 2-3 примера.
ВРЕМЯ | ПРОСТРАНСТВО | РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА | ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА |
5. Правильное использование антонимов в речи (2 мин).
- Но иногда маленькие дети допускают ошибки в употреблении антонимов. Ребята, правильно ли употреблены антонимы?
Вера, 3 года.
Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:
- Я уже старенькая, прыгать не могу!
Внимательно оглядела маму:
- Нет, мамочка, ты новенькая.
- Какую ошибку допустила Вера в употреблении антонимов?
Старенький – достигший старости.
Старенький -
Старость, старости, мн. нет, жен. Период жизни после зрелости, в который происходитпостепенное ослабление деятельности организма.
Маша, 6 лет.
- Мама, а что это такое?
- Проигрыватель. Он пластинки проигрывает.
- А кто выигрывает?
- Какую ошибку допустила Маша в употреблении антонимов?
Проигрыватель, -я, муж.Аппарат для проигрывания грампластинок.
Проигрывать – воспроизводить.
Проигрывать -
6. Станция “Многозначная”. (2 мин).
- Ох и Ах взяли с собой в поход… Сколько антонимов у слова “свежий”, “лёгкий”. Подберите антонимы к выделенным словам. При подборе антонимов не следует упускать из виду явления многозначности и омонимичности.
- Свежий хлеб – черствый хлеб.
- Свежий журнал – старый журнал.
- Свежий ветер – теплый ветер.
- Легкий труд – тяжелый труд.
- Легкий путь – трудный путь.
- Легкий ветер – сильный ветер.
7. Физкультминутка (1 мин).
- Ребята, сейчас мы проведём физкультминутку. (Один из учеников проводит физкультминутку). А некоторые ребята в это время выписывают из физкультминутки антонимы и синонимы.
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-там). Какой частью речи являются данные слова? (Наречия). Обратите внимание на написание этих слов. Назовите синонимы (Шум, гам).
8. Заполнение таблицы “Синонимы – антонимы”. (3 мин).
- Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
Слова | Синонимы | Антонимы |
Мрак | тьма | Свет |
Торопиться | спешить | медлить |
Боязливый | пугливый | смелый |
Смеяться | хохотать | плакать |
9. Работа со стихотворением (2 мин.).
- В походе всегда хочется есть. Выразительно прочитайте стихотворение Генриха Сапгира. Выпишите антонимы.
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
- Найдите в тексте все пары антонимов. Антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий. 21 октября в Англии проводится День яблока – празднование и демонстрация многообразия и богатства природы.
10. Отгадайте загадки (3 мин.).
- Немного отдохнем и на загадки дадим отгадки. Запишите пары антонимов и объясните орфограммы в отгадках.
Я - антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь…(тишина).Я - антоним к слову “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (зима).Я – антоним к слову “смех”,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды неудач,
Догадались? Это…(плач)
Знать назубок. Знать что-то очень хорошо. А было время, когда поговорка возникла из обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятин, значит, подлинная. А то ведь могла попасться фальшивая : внутри полая или залитая дешёвым металлом.
11. Фразеологизмы (2 мин.).
- Соедините крылатые выражения, противоположные по значению.
Душа в душу – как кошка с собакой.
3. Самостоятельная работа (2 мин.).
- Посмотрите, пожалуйста, на кроссворд (Приложение 3), который называется “Антонимы”. Подберите антонимы к данным существительным и запишите в соответствующие клетки.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).
- А сейчас давайте вернемся к высказыванию Л.Н. Толстого о языке. Прочитайте текст еще раз и скажите, что же делает высказывание ярким, выразительным? Какие слова его делают таким? (Антонимы). Назовите их.
Использованная литература.
1. Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. – Ярославль, 1997.
2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – М., 1987.