Цели урока.
Образовательные: формировать умение школьников выдвигать гипотезы, приводить аргументы для обоснования выводов; формировать умения быстро мыслить, кратко излагать свои мысли.
Развивающие: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, продолжить развитие мышления школьников при постановке учебных проблем в эвристической беседе.
Воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы, воспитание чувства коллективизма при работе в группах.
Задачи урока: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, подготовки сообщений.
Оборудование: ТСО, литература, видеофрагменты “Всемирное тяготение”, “Вулканы”, модель вулкана, энциклопедии, таблицы, иллюстрации, карточки для индивидуальной и групповой работы, выставка книг.
План урока
Этап | Время | Приемы и методы |
1 . Организационный этап 2. Подготовка учащихся к, активному усвоению знаний 3. Усвоение знаний 4. Обобщение и систематизация знаний 5. Проверка знаний 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание. |
1 мин. 2 мин. 8 мин. 20 мин. 5 мин. 3 мин. 1 мин. |
Приветствие учеников и гостей. Сообщение темы и постановка целей урока. Фронтальный опрос, индивидуальная работа на местах и у доски, просмотр видеофрагмента. Работа в группах; просмотр видеофрагмента, опыта, индивидуальная и дифференцированная работа Выполнение тестового задания Взаимопроверка Составление кроссворда |
Ход урока
I. Организационный этап
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний
1. Беседа.
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. В этом учебном году вы приступили к изучению двух новых предметов “Физика. Химия” и “Естествознание”. В этих двух курсах есть темы, которые очень тесно связаны между собой. Сформулировать тему урока вам поможет шуточное стихотворение.
Сидел в саду сэр Ньютон
Мышлением окутан.
Вдруг на физические интегралы
Большое яблоко упало.
Ученый муж в одно мгновенье
Явленьем этим одарен
Находит мировой закон о тяготении.
- О какой силе в нём шла речь?
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о силе тяготения на Земле и планетах Солнечной системы.
III. Усвоение знаний
1. Просмотр видеофрагмента “Всемирное тяготение”.
2. Беседа.
- Конечно, нам очень интересно с какой силой Марс или Юпитер притягивают к себе тела. Но нас, жителей Земли, в первую очередь интересует вопрос: “С какой силой Земля притягивает к себе тела?” Поэтому сейчас мы с вами дадим полную характеристику силе тяжести.
- Что называется силой тяжести?
Ответьте на вопрос:
Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности?
- Что является точкой приложения силы тяжести, и каково его направление?
3. Работа у доски и за партами.
- От чего зависит величина силы тяжести?
IV. Обобщение и систематизация
1. Беседа.
- На уроках физики вы с учителем говорили о силе тяготения, а на уроках естествознания мы рассматривали вопросы о Земле и о планетах Солнечной системы. Сегодня мы ещё больше узнаем, о них и в этом нам помогут научно-исследовательские группы (НИГ). Итак, представляю НИГ и их руководителей.
I НИГ - руководитель группы – Антон
II НИГ - руководитель группы - Роман
III НИГ - руководитель группы – Даша
IV НИГ - руководитель группы - Максим
V НИГ - руководитель группы – Таня
VI НИГ - руководитель группы - Юра
- Вспомните, кто сказал эти слова, и о какой планете?
“Смотрел, то в небо, то вниз. Чётко различались горные хребты, крупные озёра. Самым красивым зрелищем был горизонт. Заметна была выпуклость её. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному”.
(Вид Земли из космоса)
Да, правильно, это о Земле написал первый в мире лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин. А ещё он сказал, что из космоса она выглядит очень маленькой и хрупкой планетой и её надо беречь.
- А кто скажет, как образовались планеты Солнечной системы? Существует несколько гипотез образования планет. Кто готов рассказать нам о некоторых из них?
1. Гипотеза возникновения Земли и планет Солнечной системы
- Современные учёные считают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа, которые постепенно уплотнялись, сжимались в один большой сгусток, а потом он распался на несколько больших сгустков. Самый большой дал начало Солнцу. Его вещество разогревалось, вокруг него образовалось газово-пылевое облако, а из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.
- А чем же уникальна наша Земля? (На ней существует жизнь).
- Да, Земля самая красивая из планет и об этом свидетельствуют вот эти иллюстрации. (Иллюстрации видов пейзажей)
- Скажите, а как зародилась жизнь на Земле?
2. Опыт “Вулкан”
- Сейчас я покажу вам опыт, а вы скажете, что это за природной явление?
- А как вы думаете, имеют ли вулканы отношение к зарождению жизни на Земле?
3. Работа в группах
- О Земле мы много говорили и будем её досконально изучать на уроках географии. А сейчас повторим об остальных планетах Солнечной системы.
- Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
- На какие группы делятся планеты?
- А сейчас Саша у доски подпишет название планет. (На доске красочные иллюстрации планет).
- Пока Саша подписывает планеты, НИГ выполняют своё задание.
4. Первое задание для групп
I группа
- Какие планеты земной группы изображены на схеме?
(Изображены планеты земной группы)
II группа
- Какие планеты-гиганты изображены на рисунке? (Изображены планеты-гиганты)
III группа
- У каких планет-гигантов указанное число спутников, покажите стрелками.
Юпитер 8
Сатурн 16
Уран 17
Нептун 15
IV группа
- У каких планет земной группы указанное число спутников?
Меркурий 1
Венера 2
Земля 0
Марс 0
V группа
- Какая планета в этом ряду лишняя?
Юпитер, Сатурн, Марс, Уран, Нептун.
VI группа
- Назовите лишнюю планету.
Меркурий, Венера, Земля, Марс.
5. Второе задание для групп
- Сейчас каждая группа получает задание: дать характеристику по плану каждой планете Солнечной системы. План характеристики у вас на партах.
I НИГ - Меркурий
II НИГ - Венера
III НИГ – Марс
IV НИГ - Юпитер
V НИГ - Сатурн
VI НИГ – Уран, Нептун, Плутон
6. Работа с таблицей
Название планет | Масса планеты | Диаметр планеты | Наличие атмосферы |
Меркурий | |||
Венера | |||
Земля | |||
Марс | |||
Юпитер | |||
Сатурн | |||
Уран | |||
Нептун | |||
Плутон |
7. Беседа
- При подготовке характеристики планет в этой таблице вы представили данные, которые говорили о массе планеты, её диаметре и наличии атмосферы. А теперь давайте проанализируем данные этой таблицы.
- У каких планет самая большая масса?
- У каких планет наибольшее количество спутников?
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Вы сегодня очень хорошо отвечали на уроке. Видно, что вы много работали дома. А сейчас я хочу проверить, насколько глубоки ваши знания.
V. Проверка знаний
- В течение 5 минут вам предстоит выполнить тестовые задания.
I вариант (на зелёных листах)
II вариант (на оранжевых листах)
I вариант 1. На какое из тел действует наибольшая сила тяжести? а) 1; 6) 2; в) одинаковая. 2. 2. На каком рисунке графически правильно изображена сила тяжести? а) 1; б) 2; в) 3. 3. Самая маленькая планета земной группы: а) Марс; б) Земля; в) Венера; г) Меркурий. 4. Планета - гигант это: а) Венера; б) Марс; в) Сатурн; г) Земля. 5. Спутники имеют: а) Меркурий; б) Венера; в) Земля; г) Марс |
II вариант 1. На какое из тел действует наименьшая сила тяжести? а) 1; 6) 2; в) одинаковая 2. На каком рисунке графически правильно изображена сила тяжести? а) 1; б) 2; в) 3. 3. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы: а) Земля; б) Венера; в) Марс; г) Меркурий. 4. Самая большая планета Солнечной системы: а) Нептун; б) Сатурн; в) Юпитер. 5. Спутников не имеют: а) Марс; б) Земля; в) Меркурий; г) Венера |
Взаимопроверка.
(На доске контрольные ответы тестов)
- Поставьте оценки своим товарищам.
VI. Подведение итогов
- Итак, ребята, как вы считаете, действительно ли эти две темы, рассматриваемые сегодня, тесно взаимосвязанные между собой?
- А почему вы так считаете?
- Приведите примеры.
VII. Домашнее задание
- К следующему уроку каждый из НИГ составит кроссворд, посвящённый теме нашего урока.