Сегодня одним из главных направлений в работе школы, несомненно, становится создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Для решения этой задачи необходимо: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. Несомненно, что для качественного обеспечения этих условий необходимо психологическое сопровождение.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.
Данный курс разработан для поддержки и развития одаренных учеников гимназии, в том числе сопровождение проектной деятельности учащихся гимназии МИИТ.
Цель: психологическое сопровождение выявления, поддержки и развития талантливых гимназистов, помощь в их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, презентации проектной работы);
- Развитие творческого мышления;
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми;
- консультирование родителей одаренных и талантливых детей по актуальным вопросам.
Учебный план
Тема |
Теория |
Практические занятия |
Класс |
«Мои таланты» |
0,5 часа |
3 часа |
8-ые, 9-ые, 10-ые и 11-ые классы |
«Успех в жизни» |
0,5 часа |
3 часа |
8-ые, 9ые, 10-ые и 11-ые классы |
«Гармоничное развитие личности» |
0,25 часа |
2 часа |
6-ые и 7-ые классы |
«Успех в средней школе» |
0,25 часа |
3 часа |
5-ые классы |
«Учитель для одаренных детей» |
0,5 часа |
1 час |
|
Итого |
2 часа |
12 часов |
14 часов |
Тематический план занятий с учениками гимназии на 2012 – 2013 учебный год. 8-ые, 9-ые, 10-ые и 11-ые классы
1. Тема «Мои таланты»
Цель: Психологическое сопровождение проектной деятельности.
- Диагностика Познавательных способностей.
- Диагностика ведущей модальности.
- Тренинг – «Каковы мои скрытые возможности?»
- Основы планирования
- Развитие творческих способностей.
- Навыки самопрезентации.
2. Тема: «Успех в жизни»
Цель: развитие мотивации к достижению успеха школьников и построению пути личностного самосовершенствования.
- Что такое успех? Успешные люди – кто они?
- Из чего складывается жизненный успех.
- Факторы мешающие и помогающие на пути к успеху.
- Построение плана саморазвития «Мой путь к успеху»
- Профориентация.
6-7 классы
Тема: «Гармоничное развитие личности»
Цель: Развитие социальной компетенции учащихся.
- Что я знаю о себе
- Диагностика познавательной сферы
- Диагностика интересов
- Диагностика мотивации к обучению
- Что такое дружба
- Социометрия
- Уверенность в себе
- Конфликты и компромиссы
- «Навстречу жизни»
5 класс
Тема: «Успех в средней школе»
Цель: Способствовать психологической адаптации 5-классников к условиям средней школы.
- Создание группы
- «Здравствуй, пятый класс!»
- Находим друзей
- Социометрия
- Узнай свою школу
- Диагностика учащихся к школьным предметам
- Диагностика тревожности
- Диагностика познавательных процессов
- Диагностика ведущей модальности
- Что поможет мне на пути к успеху
- Диагностика общей самооценки
- Мой характер
Педагогический коллектив
Тема: «Учитель для одаренных детей»
Цель: просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.
- Одаренные дети, выявление, обучение, развитие.
- Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности «Работа с одаренными детьми»
Список литературы:
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М. : Рос. пед. агентство, 1998. – 210 с.
- Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.
- Журнал «Одаренный ребенок» 2006 – 2009 гг.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
- Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», М., 1991.
- Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М., Academi A, 1996.
- Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
- Учебно-дидактический проект «Система управления обучением одаренных детей». // Учитель в школе.– 2011.– № 2.– с. 87.
- http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index
- http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35337_1.html