Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности

Разделы: Физика


Сегодня одним из главных направлений в работе школы, несомненно, становится создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Для решения этой задачи необходимо: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. Несомненно, что для качественного обеспечения этих условий необходимо психологическое сопровождение.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

Данный курс разработан для поддержки и развития одаренных учеников гимназии, в том числе сопровождение проектной деятельности учащихся гимназии МИИТ.

Цель: психологическое сопровождение выявления, поддержки и развития талантливых гимназистов, помощь в их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, презентации проектной работы);
  • Развитие творческого мышления;
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми;
  • консультирование родителей одаренных и талантливых детей по актуальным вопросам.

Учебный план

Тема

Теория

Практические занятия

Класс

 «Мои таланты»

0,5 часа

3 часа

8-ые, 9-ые, 10-ые и 11-ые классы

 «Успех в жизни»

0,5 часа

3 часа

8-ые, 9ые, 10-ые и 11-ые классы

«Гармоничное развитие личности»

0,25 часа

2 часа

6-ые и 7-ые классы

«Успех в средней школе»

0,25 часа

3 часа

5-ые классы

«Учитель для одаренных детей»

0,5 часа

1 час

 

Итого

2 часа

12 часов

 14 часов

Тематический план занятий с учениками гимназии на 2012 – 2013 учебный год. 8-ые, 9-ые, 10-ые и 11-ые классы

 

1. Тема «Мои таланты»

Цель: Психологическое сопровождение проектной деятельности.

  1. Диагностика Познавательных способностей.
  2. Диагностика ведущей модальности.
  3. Тренинг – «Каковы мои скрытые возможности?»
  4. Основы планирования
  5. Развитие творческих способностей.
  6. Навыки самопрезентации.

2. Тема: «Успех в жизни»

Цель: развитие мотивации к достижению успеха школьников и построению пути личностного самосовершенствования.

  1. Что такое успех? Успешные люди – кто они?
  2. Из чего складывается жизненный успех.
  3. Факторы мешающие и помогающие на пути к успеху.
  4. Построение плана саморазвития «Мой путь к успеху»
  5. Профориентация.

6-7 классы

Тема: «Гармоничное развитие личности»

Цель: Развитие социальной компетенции учащихся.

  1. Что я знаю о себе
  2. Диагностика познавательной сферы
  3. Диагностика интересов
  4. Диагностика мотивации к обучению
  5. Что такое дружба
  6. Социометрия
  7. Уверенность в себе
  8. Конфликты и компромиссы
  9. «Навстречу жизни»

5 класс

Тема: «Успех в средней школе»

Цель: Способствовать психологической адаптации 5-классников к условиям средней школы.

  1. Создание группы
  2. «Здравствуй, пятый класс!»
  3. Находим друзей
  4. Социометрия
  5. Узнай свою школу
  6. Диагностика учащихся к школьным предметам
  7. Диагностика тревожности
  8. Диагностика познавательных процессов
  9. Диагностика ведущей модальности
  10. Что поможет мне на пути к успеху
  11. Диагностика общей самооценки
  12. Мой характер

Педагогический коллектив

Тема: «Учитель для одаренных детей»

Цель: просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.

  1. Одаренные дети, выявление, обучение, развитие.
  2. Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности «Работа с одаренными детьми»

Список литературы:

  1. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М. : Рос. пед. агентство, 1998. – 210 с.
  2. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.
  3. Журнал «Одаренный ребенок» 2006 – 2009 гг.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
  5. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
  7. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», М., 1991.
  8. Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М., Academi A, 1996.
  9. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
  11. Учебно-дидактический проект «Система управления обучением одаренных детей». // Учитель в школе.– 2011.– № 2.– с. 87.
  12. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index
  13. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35337_1.html