Программа работы по привитию семейных ценностей в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1"

Разделы: Общепедагогические технологии


Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и самообразованию. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.

 МКОУ «Детский дом № 1» работает с категорией детей «группы риска», с девиациями в поведении, педагогически запущенными. Главной воспитательной целью является: становление у ребенка качеств, необходимых для формирования целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому ребенку ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Важную роль при этом имеет семейное воспитание.

Семейное воспитание детей в условиях Детского дома № 1- это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. Специалистами МКОУ «Детский дом № 1» разработана и реализуется программа воспитания семейных ценностей в условиях детского дома.

Цель программы: способствовать формированию у воспитанников детского дома семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи: 

  1. Воспитывать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.
  2. Формировать у ребят традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.
  3. Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.
  4. Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

В своей деятельности МКОУ «Детский дом № 1 руководствуется:

  1. Конституцией РФ
  2. Конвенцией о правах ребенка
  3. Законом РФ «Об образовании»
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»
  5. Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 01.07.1995 г., № 676).

Работа по программе предполагает получить следующие результаты:

  1. Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.
  2. Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в семье и детском доме.
  3. Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- утверждал В.А. Сухомлинский, - потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает. В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда по различным причинам. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но, в то же время, ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой - то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим, необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов особую трудность представляет работа, которая, в какой-то степени, обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка.

С помощью условий, созданных в детском доме, задача педагогов – воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.

Сотрудники детского дома работают не только по программе воспитания будущего семьянина, но и используют в своей работе формы семейного устройства детей - опека, “гостевые семьи”, восстановление в родительских правах, усыновление. Результатом этого явилось значительное увеличение числа детей, устроенных в семьи.

Собрав сведения о семьях, где сейчас проживают наши бывшие воспитанники и о семьях, где дети бывают в гостях, мы ещё раз осознали необходимость работы по помещению детей в семьи граждан. Дети стали активнее развиваться, приобрели положительный социальный опыт, снизились показатели тревожности, агрессивности, замкнутости.

В условиях бедственного положения подавляющего большинства семей, сложности преодоления кризисных явлений в семейном воспитании необходим системный подход по социально-педагогической поддержке семьи.

Перед педагогическим коллективом и социально-психологической службой стоят задачи:

  1. Изучение особенностей семей;
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  3. Поддержки семей в защите прав, свобод, обеспечение социальных гарантий;
  4. Координация работы по осуществлению неотложной психологической и психотерапевтической помощи;

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя работу по следующим направлениям:

  1. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической реабилитации семей;
  2. Создание службы психолого-педагогического консультирования семьи.

Деятельность педагогического коллектива и психологической службы Детского дома № 1 по реализации работы, направленной на привитие семейных ценностей.

Только изучение каждого подростка может помочь педагогам найти путь его воспитания. Руководствуясь данным принципом, социальная служба проводит сбор данных о семье, систематически анализирует и обобщает их.

Воспитатели, планируя работу с семьями воспитанников, учитывают социальное положение, стиль взаимоотношений между членами семей. Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении воспитатель знакомится с условиями жизни семьи, выясняет её социальный статус, определяет вид педагогической поддержки и помощи, необходимый ей. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, воспитатель, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует их, и включают в разрешение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля.

Важная задача - обеспечение семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определенном образом организованной теоретической и практической деятельности. При этом, значительное место в системе работы воспитателя, педагога-психолога с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.

Темы бесед:

Начальная школа (1-4 классы)

  1. Отклоняющееся поведение младших школьников.
  2. Развитие познавательных интересов и внутренних мотивов учения у младших школьников.
  3. Психологический стресс и психосоматические расстройства в младшем школьном возрасте.

Средняя школа (5-8 классы)

  1. Трудности адаптационного периода при переходе в среднюю школу.
  2. Психофизиологическая ситуация развития подростка.
  3. Кризис подросткового возраста.
  4. Особенности формирования самосознания у подростков.
  5. Предпосылки отклоняющегося поведения у подростков.

Старшая школа (9 классы)

  1. Особенности психофизиологического и социального развития детей старшего школьного возраста.
  2. Социальная и нравственная инфантильность.
  3. Готовность к дальнейшему самоопределению.
  4. Проблемы сексуальной жизни в старшем подростковом возрасте.

Педагогический коллектив стремится помочь и родителям, и детям преодолеть имеющиеся трудности. Через использование системного подхода в воспитании формируется у воспитанников чувство родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых, мудрости отношений между мужчиной и женщиной.

В МКОУ «Детский дом № 1» ведется подготовка будущего семьянина. Делается это на основе рекомендаций психолого-педагогической службы. С детьми первой ступени обучения проводятся воспитательские часы о значении семьи в жизни человека, об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам. Дети разучивают песни и стихи на эти темы. С подростками 5-8 классов систематически проводятся ситуативные беседы «Твои обязанности в семье», «Ты и твои родители» и др.

В работе с воспитанниками 9 классов воспитатели помогают осмыслить, уточнить житейские представления детей на актуальные темы: «Перед матерью в долгу», «Культура поведения в семье», «Огонь родного очага» и др.

Программой предусмотрено:

    1. Реорганизация жизненного пространства, создание условий быта и жизнедеятельности, максимально приближенных к домашним.
    2. Разработан цикл занятий социально-бытовой ориентации. Имеется специальное оборудованное помещение, где воспитанники вместе с воспитателями в условиях, приближенных к домашним: готовят пищу, выполняют работы по мелкому ремонту вещей, учатся наводить порядок и чистоту в квартире, распределять семейный бюджет.
    3. Во время проведения педагогами воспитательских часов по программе, направленной на привитие семейных ценностей, дети получают теоретические знания о семье, о роли родителей в воспитании детей; о семейных традициях и праздниках; о взаимоотношениях членов семьи и о семейном долге; о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире. У детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, ребята учатся распределению социальных ролей в обстановке заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности.
    4. Воспитанники принимают активное участие в различных по форме и содержанию воспитательских мероприятиях, способствующих воспитанию добра, милосердия, привития любви к дорогим и близким. В основном, - это общешкольные мероприятия на нравственно-этические темы традиционной направленности. На развитие чувства любви и привязанности к семье, к самому дорогому и важному в жизни человека – матери направлены мероприятия «Дня мамы»: фотовыставка «О самой любимой», часы общения «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!», а также фестиваль стихов в честь этой даты.

В Детском доме № 1 сложилась традиция проведения акции »Добра и милосердия», в рамках которой воспитанники оказывают адресную помощь пожилым людям. Такие мероприятия направлены на привитие уважительного отношения к бабушкам и дедушкам, что также способствует развитию семейных ценностей.

Решение задач, поставленных перед педагогами, социально-психологической службой МКОУ «Детский дом №1» станет условием укрепления, нравственного и духовного оздоровления семей, что в свою очередь, явится основой стабилизации социальной ситуации в стране.