Пояснительная записка.
Программа позволяет учащимся ответить на вопросы: «Хочу ли я это знать?», «Интересно ли мне это?». По степени новизны для учащихся: программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах, в ней содержится материал познавательного характера, существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика, демонстрирующий возможность его собственного вклада.
Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира. Эта проблема особенно актуальна для России. Происходит интеграция России в мировое сообщество. Главное в глобальном образовании – воспитание чувства причастности учащихся к жизни у человеческого сообщества планеты Земля, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.
Акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина мира:
- толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способы её решения);
- коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);
- кросскультурной грамотности (осознание ценности общемировой);
- способности к проектированию при выборе решений и способов действий.
Учащиеся на занятиях создают информационный проект – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Презентация и её разработка – её составная часть. Ценностная ориентация – природа как материальная научная и эстетическая ценность, охрана природы – условие нормальной жизнедеятельности.
Программа носит характер межпредметный и актуализирует знания в области географии, литературы, МХК и экологии. Курс рассчитан на 17 часов 10 класса.
Особенности курса.
1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? | Рассказать о необыкновенных уголках частей света, разбудить в душе учащихся чувство преклонения перед бесконечным разнообразием и несравненной красотой природы. Расширить кругозор учащихся. |
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? | Оно вообще не представлено в базовых курсах. |
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? | Подача материала построена в форме путешествия по частям света. |
4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? | Вводная часть, разделы: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида, презентация, викторина |
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? | 17 часов |
6. Каким учебным и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы)? | Хрестоматии, интернет, журналы «Гео», «Вокруг света», фонд библиотеки. |
7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием | Работа в малых группах, работа с источниками информации, презентация. |
8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | Структурализация, систематизация, публичное выступление |
9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? | Подбор материала, определение форм отчётности по своей части, его оформление, создание презентации. |
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? | Технология «Мини-сочинение» |
11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? | Технология «Острова» |
12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? | Презентация |
Цели:
- показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии;
- привить навыки самостоятельной работы;
- сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
- формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
- использовать информационные технологии;
- дать целостное представление о мире;
- воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;
- способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;
- развивать критическое и творческое мышление;
- способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;
- готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;
Учащиеся должны иметь представление:
- об интересных уголках мира, о выдающихся достижениях природы;
- природа как материальная, научная и эстетическая ценность
Знать:
- как создавались эти творения;
- что они значили, для своих современников, и что от них осталось.
Уметь:
- восторгаться и восхищаться художественному совершенству природы;
- работать в малых группах;
- оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
- работать в группе по решению познавательных задач
Иметь опыт работы:
- с разными источниками информации;
- взаимодействия, основанного на бесконфликтности.
Учебно-тематический план (Приложение)
Ожидаемые результаты.
Результатом самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации является проект.
Учащиеся имеют представление:
- об интересных уголках мира, о выдающихся достижениях природы;
- природа как материальная, научная и эстетическая ценность
Знают:
- как создавались эти творения;
- что они значили, для своих современников, и что от них осталось.
Умеют:
- работать в малых группах;
- оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
- работать в группе по решению познавательных задач
Имеют опыт работы:
- с разными источниками информации;
- взаимодействия, основанного на бесконфликтности.
Литература для учителя:
- Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2003. – 496 с.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа, 2002. – 95 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под редакцией Е.С. Полат. М.: АСАДЕМА, 2003. – 272 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
- Сценарии классных часов (часть 2-я), под редакцией А.А. Рождественской. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002. – 152 с.
Интернет-ресурсы:
- gallery.dsbw.ru
- www.svali.ru
- www.australiafoto.com/ Австралия – фотографии
- www.australiaholidays.ru/Туроператор по Австралии
- www.svali.ru - Канарские острова
- www.aseev.net/?attachment_id=1839 Оазисы в Антарктиде
DVD:
- «Наследие человечества» №7, №11, №13
Литература для учащихся:
- Безруков А., Пивоварова Г. Занимательна география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608.
- Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2003. – 496 с.
- Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам: (Южная и Северная Америка, Евразия). Книга для чтения по географии материков. М.: Просвещение, 1981. – 208.
- Тарасов К.Г. и Романова Э.П. Хрестоматия по физической географии. Западная Европа. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972. – 319.
Интернет-ресурсы:
- gallery.dsbw.ru
- www.svali.ru
- www.australiafoto.com/ Австралия – фотографии
- www.australiaholidays.ru/Туроператор по Австралии
- www.svali.ru - Канарские острова
- www.aseev.net/?attachment_id=1839Оазисы в Антарктиде
DVD:
- «Наследие человечества» №7, №11, №13