Цели:
- Создать условия для:
- Формирования понятия многоугольника, его разновидностей
- Развития внимания, мышления, памяти, вычислительных навыков
- Воспитания интереса к предмету математика
Планируемые результаты:
- предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества палочек, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
- метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
- регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений
- личностные: способствовать развитию интереса к математике
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийная установка, экран
- Счетный материал (палочки, разрезной счетный материал)
- Карточки
- Доска
- Учебники
- Рабочие тетради
Обоснование урока:
Обучение в 1 классе осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цель современного образования – всестороннее развитие личности. Достижение этой цели осуществляется через системно-деятельностный подход, что способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Первоклассники находятся на начальном этапе обучения. На этом этапе у них формируются учебные действия в сотрудничестве с учителем, в сотрудничестве в малых группах.
Данный урок – ознакомления с новым материалом.
Материал урока базируется на ранее приобретенных умениях и навыках. Для активной работы класса на протяжении всего урока применяются следующие виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
На уроке созданы условия для ознакомления и усвоения нового материала. Предварительно учащиеся вспоминают, какие виды линий изучили. Выходят на проблему: как иначе могут называться геометрические фигуры, образованные замкнутой ломаной линией. Введением в тему послужила сказка о геометрических фигурах. Учащиеся определяют тему урока и ставят учебные задачи: какие геометрические фигуры мы можем назвать многоугольниками, какой многоугольник имеет наименьшее количество углов. Дети знакомятся с новым названием геометрических фигур, имеющих углы.
На уроке применяется ИКТ, что способствует поднятию интереса, лучшему пониманию нового материала. В целях здоровьесбережения на работу с ИКТ отводится не более 15 минут от общего времени.
С помощью палочек учащиеся практикуются в построении фигуры, причем название её не озвучивается. Работа проводится в парах. В процессе проверки выясняется название фигуры.
На этапе работы с учебником учащиеся выясняют, что у многоугольника может быть разное количество углов, но наименьшее количество углов у треугольника. Обращается внимание на то, что у многоугольников углы называются вершинами и есть стороны.
Закрепление материала проводится в рабочих тетрадях.
На уроке проведена физминутка и пальчиковая гимнастика, что является неотъемлемой частью здоровьесберегающей технологии.
Тесно связано с уроком задание на внимание. В начале урока дети называют фигуры, которые образованы замкнутой ломаной линией. Затем в конце урока учитель просит еще раз просмотреть фигуры. Дети находят фигуры, но называют их новым словом “многоугольники”.
Все этапы урока взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга. Учащиеся учатся сотрудничать с учителем и друг с другом, учатся понимать, принимать и формулировать учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку, аргументировать свои ответы, выдвигают идеи.
Урок “Многоугольник” занимает важное место в системе уроков изучения геометрического материала в первом классе и готовит детей к усвоению более сложных тем в начальной школе.
Урок проведен в рамках районного месячника открытых уроков в октябре 2012 г. и получил высокую оценку коллег.
Приложение 1Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Направление действий учеников | Методический комментарий |
I. Организационный момент | – Здравствуйте.
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок |
Садятся. | |
II.
Устный счёт 1. Игра “Молчанка” |
Учитель показывает карточки: | Закрепление навыков счета в пределах
пяти. Карточки: 2 – [ ] = 1 |
|
– Какое число пропущено? | Учащиеся с помощью веера показывают ответы к выражениям на карточках | ||
– Какой знак пропущен? | Учащиеся подбирают нужный знак из разрезного материала и показывают | ||
2. Работа с геометрическим материалом | – При помощи чего создано изображение? | – Изображение создано при помощи линий. | Слайд 1 |
– Что это за линии? | – Это ломаные лини. | ||
– На какие две группы можно разделить эти ломаные линии? | – На замкнутые и незамкнутые. | Если дети не смогут назвать восьмиугольник или по ошибке назовут его “шестиугольник”, не страшно. В конце урока можно вернуться к этому слайду и еще раз назвать фигуры. | |
– Какие фигуры образуют замкнутые ломаные линии? | – Квадрат, треугольник, восьмиугольник | ||
– Как бы вы по– другому назвали эти
фигуры? – Это верно, ребята, но эти фигуры могут иметь и другое название. А какое, мы узнаем немного позже. |
– Геометрические фигуры | ||
– Посмотрите на экран. Определите, какая фигура пропущена? |
– Пропущен круг. | Слайд 2 | |
– Подумайте, какая фигура здесь лишняя? | – Лишний круг. | При помощи анимации круг появляется на
слайде Слайд 3 |
|
– Почему? | – Потому что у круга нет углов, а у треугольника и квадрата есть углы. | При помощи анимации круги исчезают | |
III. Физкультминутка | Раз – поднялись, потянулись. Три – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
Дети выполняют упражнения по показу учителя | |
IV. Целеполагание | – Ребята, вы любите сказки? | – Да, любим. | Слайд 4 (фигуры появляются постепенно) |
Сегодня героями сказки станут круг и
квадрат. – Жили– были два брата: Вот настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато, срезать старшему углы. Но наутро младший брат страшной мести был не рад. Поглядел он: нет квадрата. Онемел, стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов! |
Слушают сказку | Слайд 5 | |
– Сколько сторон было у квадрата? | – Было четыре стороны. | ||
– Сколько углов? | – Было четыре угла | ||
– Сколько стало сторон? | – Стало восемь сторон. | ||
– Сколько стало углов? | – Восемь углов. | ||
– Как считаете, это много или мало углов? | – Это много углов. | ||
– как эту фигуру можно назвать по-другому? | – Многоугольник | Слайд 6 Многоугольник |
|
– Назовите тему урока | – Многоугольник | ||
– Что хотите узнать? Чему научиться? | Высказывания учащихся | ||
V. Работа по теме урока | – Откройте учебник на стр. 50 | Открывают учебники | |
– Кто может прочитать тему урока? | Отвечает хорошо читающий ученик. | ||
– Как считаете, какие фигуры могут
называться многоугольниками?
– Посмотрите на рисунок в учебнике. |
– Фигуры, у которых много углов. | ||
– Какие фигуры видите слева? | – Круги. | Работа по иллюстрации учебника стр. 50 | |
– Какие фигуры видите справа? | – Четырехугольники | ||
– Чем эти фигуры отличаются? | – У круга нет углов, а у четырехугольников есть углы. | ||
– Как можно назвать четырехугольники? | – Многоугольники | ||
– Какие фигуры изображены ниже? | – Треугольники и четырехугольники. | ||
– Почему их так назвали? | – Потому что у треугольника три угла, а у четырехугольника – четыре угла. | ||
– Сколько у них сторон? | – Три стороны у треугольника и четыре у четырехугольника. | ||
– Сколько вершин? | – Три вершины и четыре вершины. | ||
– Можно ли назвать треугольник многоугольником? | – Можно | ||
– Знаете ли вы фигуру, у которой углов меньше, чем у треугольника? | – Нет. | ||
– Какой следует вывод? | – Треугольник – это многоугольник с наименьшим количеством сторон, углов, вершин. | ||
– Приготовьте счетные палочки. | |||
Из палочек выложите многоугольник у которого вершин на 1 больше, чем у четырехугольника. | Учащиеся выполняют задание | Работа в парах | |
– Сколько вершин у этой фигуры? Сколько сторон? | – Пять вершин, пять сторон. | ||
– Как называется эта фигура? | – Пятиугольник | Проверка задания | |
VI. Физкультминутка | Мы делили апельсин Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят. Эта долька для бобра, А для волка кожура. |
Движение, имитирующее деление на
дольки.
Загибают пальчики на руках Пальчики вразлет |
Подготовка рук к работе в тетради |
VII. Работа в тетради на печатной основе | – Откройте, пожалуйста, тетради на стр. 20 | – Открывают тетради | Обязательно повторить гигиенические требования работы с тетрадью (осанка, положение тетради, рук, ног) |
– Найдите на странице изображения многоугольников. | Находят ряд многоугольников | ||
– Какую фигуру называют пятиугольником? | – Фигуру, у которой пять углов. | ||
– Найдите пятиугольники и раскрасьте синим цветом | Выполняют задание | ||
– Какой многоугольник называем
треугольником? – Найдите и раскрасьте треугольники. |
– Многоугольник, у которого три угла | ||
– Сколько раскрасили пятиугольников? | – Два пятиугольника | ||
– Сколько раскрасили треугольников? | – Два треугольника | ||
VIII. Итог урока. Рефлексия | – О чем говорили на уроке? | – Говорили о многоугольниках | |
– Какие фигуры можно назвать многоугольниками? | – Фигуры, у которых есть углы | ||
– Назовите самый маленький
многоугольник – Посмотрите еще раз на экран. |
– Треугольник | Слайд 1 | |
– Какие многоугольники вы здесь увидели? | – Треугольники, четырехугольник, восьмиугольник | ||
Если вам на уроке сегодня было все
понятно, поднимите пятиугольник, если вы испытывали трудности, поднимите
четырехугольник, если многое не понятно, поднимите треугольник. Спасибо за работу! |
Учащиеся оценивают свою работу | На парте перед каждым ребенком лежат треугольник, квадрат и пятиугольник |