Урок математики по теме "Многоугольник". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Создать условия для:
  • Формирования понятия многоугольника, его разновидностей
  • Развития внимания, мышления, памяти, вычислительных навыков
  • Воспитания интереса к предмету математика

Планируемые результаты:

  • предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества палочек, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
  • метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
  • регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений
  • личностные: способствовать развитию интереса к математике

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийная установка, экран
  • Счетный материал (палочки, разрезной счетный материал)
  • Карточки
  • Доска
  • Учебники
  • Рабочие тетради

Обоснование урока:

Обучение в 1 классе осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Цель современного образования – всестороннее развитие личности. Достижение этой цели осуществляется через системно-деятельностный подход, что способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Первоклассники находятся на начальном этапе обучения. На этом этапе у них формируются учебные действия в сотрудничестве с учителем, в сотрудничестве в малых группах.

Данный урок – ознакомления с новым материалом.

Материал урока базируется на ранее приобретенных умениях и навыках. Для активной работы класса на протяжении всего урока применяются следующие виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

На уроке созданы условия для ознакомления и усвоения нового материала. Предварительно учащиеся вспоминают, какие виды линий изучили. Выходят на проблему: как иначе могут называться геометрические фигуры, образованные замкнутой ломаной линией. Введением в тему послужила сказка о геометрических фигурах. Учащиеся определяют тему урока и ставят учебные задачи: какие геометрические фигуры мы можем назвать многоугольниками, какой многоугольник имеет наименьшее количество углов. Дети знакомятся с новым названием геометрических фигур, имеющих углы.

На уроке применяется ИКТ, что способствует поднятию интереса, лучшему пониманию нового материала. В целях здоровьесбережения на работу с ИКТ отводится не более 15 минут от общего времени.

С помощью палочек учащиеся практикуются в построении фигуры, причем название её не озвучивается. Работа проводится в парах. В процессе проверки выясняется название фигуры.

На этапе работы с учебником учащиеся выясняют, что у многоугольника может быть разное количество углов, но наименьшее количество углов у треугольника. Обращается внимание на то, что у многоугольников углы называются вершинами и есть стороны.

Закрепление материала проводится в рабочих тетрадях.

На уроке проведена физминутка и пальчиковая гимнастика, что является неотъемлемой частью здоровьесберегающей технологии.

Тесно связано с уроком задание на внимание. В начале урока дети называют фигуры, которые образованы замкнутой ломаной линией. Затем в конце урока учитель просит еще раз просмотреть фигуры. Дети находят фигуры, но называют их новым словом “многоугольники”.

Все этапы урока взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга. Учащиеся учатся сотрудничать с учителем и друг с другом, учатся понимать, принимать и формулировать учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку, аргументировать свои ответы, выдвигают идеи.

Урок “Многоугольник” занимает важное место в системе уроков изучения геометрического материала в первом классе и готовит детей к усвоению более сложных тем в начальной школе.

Урок проведен в рамках районного месячника открытых уроков в октябре 2012 г. и получил высокую оценку коллег.

Приложение 1

Ход урока

Этапы урока Действия учителя Направление действий учеников Методический комментарий
I. Организационный момент – Здравствуйте.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок

Садятся.  
II. Устный счёт

1. Игра “Молчанка”

Учитель показывает карточки:   Закрепление навыков счета в пределах пяти.

Карточки:

2 – [ ] = 1
4 – [ ] = 2
3+ [ ] = 5
2 [ ] 2 = 4
3 [ ] 1 = 2
2 [ ] 3 = 5

– Какое число пропущено? Учащиеся с помощью веера показывают ответы к выражениям на карточках  
– Какой знак пропущен? Учащиеся подбирают нужный знак из разрезного материала и показывают  
2. Работа с геометрическим материалом – При помощи чего создано изображение? – Изображение создано при помощи линий. Слайд 1
– Что это за линии? – Это ломаные лини.  
– На какие две группы можно разделить эти ломаные линии? – На замкнутые и незамкнутые. Если дети не смогут назвать восьмиугольник или по ошибке назовут его “шестиугольник”, не страшно. В конце урока можно вернуться к этому слайду и еще раз назвать фигуры.
– Какие фигуры образуют замкнутые ломаные линии? – Квадрат, треугольник, восьмиугольник  
– Как бы вы по– другому назвали эти фигуры?

– Это верно, ребята, но эти фигуры могут иметь и другое название. А какое, мы узнаем немного позже.

– Геометрические фигуры  
– Посмотрите на экран.

Определите, какая фигура пропущена?

– Пропущен круг. Слайд 2
– Подумайте, какая фигура здесь лишняя? – Лишний круг. При помощи анимации круг появляется на слайде

Слайд 3

– Почему? – Потому что у круга нет углов, а у треугольника и квадрата есть углы. При помощи анимации круги исчезают
III. Физкультминутка Раз – поднялись, потянулись.
Три – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Дети выполняют упражнения по показу учителя  
IV. Целеполагание – Ребята, вы любите сказки? – Да, любим. Слайд 4

(фигуры появляются постепенно)

Сегодня героями сказки станут круг и квадрат.

– Жили– были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно не довольный.
Стал спрашивать квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня лишь три угла,
У тебя же их четыре!”
Но квадрат ответил:
“Брат, я же старше – я квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто важней!”

Вот настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато, срезать старшему углы.

Но наутро младший брат страшной мести был не рад.

Поглядел он: нет квадрата. Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!

Слушают сказку Слайд 5
– Сколько сторон было у квадрата? – Было четыре стороны.  
– Сколько углов? – Было четыре угла  
– Сколько стало сторон? – Стало восемь сторон.  
– Сколько стало углов? – Восемь углов.  
– Как считаете, это много или мало углов? – Это много углов.  
– как эту фигуру можно назвать по-другому? – Многоугольник Слайд 6

Многоугольник

– Назовите тему урока – Многоугольник  
– Что хотите узнать? Чему научиться? Высказывания учащихся  
V. Работа по теме урока – Откройте учебник на стр. 50 Открывают учебники  
– Кто может прочитать тему урока? Отвечает хорошо читающий ученик.  
– Как считаете, какие фигуры могут называться многоугольниками?

– Посмотрите на рисунок в учебнике.

– Фигуры, у которых много углов.  
– Какие фигуры видите слева? – Круги. Работа по иллюстрации учебника стр. 50
– Какие фигуры видите справа? – Четырехугольники  
– Чем эти фигуры отличаются? – У круга нет углов, а у четырехугольников есть углы.  
– Как можно назвать четырехугольники? – Многоугольники  
– Какие фигуры изображены ниже? – Треугольники и четырехугольники.  
– Почему их так назвали? – Потому что у треугольника три угла, а у четырехугольника – четыре угла.  
– Сколько у них сторон? – Три стороны у треугольника и четыре у четырехугольника.  
– Сколько вершин? – Три вершины и четыре вершины.  
– Можно ли назвать треугольник многоугольником? – Можно  
– Знаете ли вы фигуру, у которой углов меньше, чем у треугольника? – Нет.  
– Какой следует вывод? – Треугольник – это многоугольник с наименьшим количеством сторон, углов, вершин.  
– Приготовьте счетные палочки.    
Из палочек выложите многоугольник у которого вершин на 1 больше, чем у четырехугольника. Учащиеся выполняют задание Работа в парах
– Сколько вершин у этой фигуры? Сколько сторон? – Пять вершин, пять сторон.  
– Как называется эта фигура? – Пятиугольник Проверка задания
VI. Физкультминутка Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Движение, имитирующее деление на дольки.

Загибают пальчики на руках

Пальчики вразлет

Подготовка рук к работе в тетради
VII. Работа в тетради на печатной основе – Откройте, пожалуйста, тетради на стр. 20 – Открывают тетради Обязательно повторить гигиенические требования работы с тетрадью (осанка, положение тетради, рук, ног)
– Найдите на странице изображения многоугольников. Находят ряд многоугольников  
– Какую фигуру называют пятиугольником? – Фигуру, у которой пять углов.  
– Найдите пятиугольники и раскрасьте синим цветом Выполняют задание  
– Какой многоугольник называем треугольником?

– Найдите и раскрасьте треугольники.

– Многоугольник, у которого три угла  
– Сколько раскрасили пятиугольников? – Два пятиугольника  
– Сколько раскрасили треугольников? – Два треугольника  
VIII. Итог урока. Рефлексия – О чем говорили на уроке? – Говорили о многоугольниках  
– Какие фигуры можно назвать многоугольниками? – Фигуры, у которых есть углы  
– Назовите самый маленький многоугольник

– Посмотрите еще раз на экран.

– Треугольник Слайд 1
– Какие многоугольники вы здесь увидели? – Треугольники, четырехугольник, восьмиугольник  
Если вам на уроке сегодня было все понятно, поднимите пятиугольник, если вы испытывали трудности, поднимите четырехугольник, если многое не понятно, поднимите треугольник.

Спасибо за работу!

Учащиеся оценивают свою работу На парте перед каждым ребенком лежат треугольник, квадрат и пятиугольник