Формирование умения работать в группе у первоклассников

Разделы: Начальная школа


Выпускники приобретут умения:

  • учитывать позицию собеседника
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • задавать вопросы
  • контролировать действия партнёра
  • адекватно передавать информацию, предметное содержание и условия деятельности в речи

Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на всех уроках. “Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…” А. Дистервег. Работа в группе является важнейшим приёмом для формирования выше названных умений и качеств личности, так как формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою работу со стороны и оценивать свои действия.

Формирование умения совместно работать начинаю с первых дней обучения в школе. И начинаю учить детей сотрудничеству с работы в паре.

Первое задание – раскрасить половинки бабочки так, чтобы при соединении этих половинок получилась целая бабочка. Вводя новую форму работы, даю её образец. Вместе с учеником у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например, речевые клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Это помогает детям подобрать свой собственный стиль.

От работы в паре перехожу к формированию умения работать в группе. В основу групповой работы кладу

принципы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек
  • каждая группа получает своё задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное
  • внутри каждой группы между её участниками распределяются роли
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом

В первом полугодии 1- го класса ребята работают в группах по 4 человека.

Пока дружеские связи, симпатии и антипатии не обозначились, группу образуют учащиеся, сидящие за двумя соседними партами.

На первом этапе работы в группе ввожу следующие роли:

- “координатор” (этот ребёнок должен уметь организовать работу, направить её в нужное русло)

- “писец” (тот, кто записывает всё, что создано группой)

- “хранитель времени” ( следит за тем, чтобы работа была выполнена вовремя; сигнализирует о том, что работа выполнена)

- “аналитик” (тот, кто обобщает сделанное и представляет работу классу).

В дальнейшем состав групп расширяется, и вводятся новые роли:

- “генератор идей” (тот, кто подаёт идею)

- “критик” ( выделяет недостатки в работе)

Всегда необходимо установить правила работы в группе. Я не предлагаю их в готовом виде, а устанавливаю их вместе с детьми по мере возникновения необходимости в них. А такая необходимость обязательно возникает, так как опыта сотрудничества в решении общих задач у детей первого класса нет, и возникают следующие

проблемы при работе в группе

- самый активный “тянет одеяло на себя”

- самые пассивные не принимают участие в обсуждении и со всеми соглашаются

- участник требует у группы принять своё решение, не аргументируя его

- группа так бурно обсуждает проблему, что мешает работе других групп

- группа не может придти к общему решению, каждый её член настаивает на своём

Количество правил работы в группе должно быть минимально, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Использую слайд с правилами и напоминаю их ученикам перед работой в группе:

  • Уважай своего товарища
  • Убедись, что в работе участвует каждый
  • Говори спокойно и только по делу
  • Работай по плану
  • Не согласен – предлагай другое решение

Учу этим правилам с помощью специально подобранных заданий. Очень трудно бывает ребятам вовлечь в работу всех членов группы и проследить, чтобы в ней участвовал каждый. Для обучения этому предлагаю, например:

Задание №1 (урок математики)

Двигая по числовому лучу фишку, найдите значение выражения.

2+1+2-4= ______

Следите, чтобы каждый в группе сделал один ход.

Задание №2 (урок математики)

Пусть каждый участник группы достанет из математического набора цифры. Которые записаны на листочке(например,3 , 6, 9). Решите, какая пара в группе ( из 4-х человек) будет делать сложение, а какая –вычитание. Составьте каждый по одному выражению на выбранное действие с заданными числами так, чтобы у всех в группе были разные выражения. Оформи решение группы на отдельном листе. Решение:

  • 3+6=9
  • 6+3=9
  • 9-6=3
  • 9-3=6

 Для решения проблем, возникающих в работе группы, ребята сами придумали значки:

  • “просим тишины”
  • “просим помощи”
  • “работа закончена”

Получив задание, группа начинает совместную работу.

Этапы совместной работы

  1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы)
  2. Распределить обязанности
  3. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание
  4. Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело)
  5. Координатор контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело)
  6. Аналитик обобщает и представляет результат

Для того, чтобы помочь детям научиться назначать роли в группе, на начальном этапе даю такие задания, где не требуется распределения всех ролей, а ведущей будет какая-то одна. А после отчёта группы спрашиваю, почему на эту роль выбрали того или иного ученика. Ответы детей помогают выявить важные, интересные критерии выбора и учитывать их в последующей работе или, наоборот, отказаться от необоснованных, неудачных решений.

Пример задания

Задание, где ведущая роль была у аналитика (урок обучения грамоте).

Рассмотрите карточку со словам (каток, кисти, плитка). Объясните, почему слово является многозначным. Определите, какой звук т или т в этом слове и покажите его место на схеме слова (схема дана).

После выполнения задания и ответов аналитиков я спросила, почему аналитиком был выбран именно этот ученик.

  • Группа №1 ответила: “Потому, что у Димы самый громкий голос. Его ответ всем будет хорошо слышен”. Этот критерий признан достаточно важным.
  • Группа №2 ответила: “Потому, что Ксюша сама захотела, а мы согласились”. Этот критерий выбора признан неудачным, так как желание Ксюши и согласие группы ничем не было обосновано.
  • Группа №3 ответила: “потому, что Давид сумел лучше всех понять и объяснить, почему слово “каток” многозначное, хотя отвечать хотели многие”. Этот критерий был признан удачным и справедливым.

Принципы объединения детей в группы

  1. Самому слабому ученику нужен не столько “сильный” сколько терпеливый и доброжелательный
  2. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабеньким, так как ми нужен партнёр равной силы
  3. По возможности не стоит объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых
  4. Нельзя объединять в одну группу слабых детей: им нечем поделиться кроме своей беспомощности

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он становится организатором и соучастником коллективной деятельности; объясняет цели предстоящей работы; комплектует группы; комментирует задания для групп; ведёт контроль за ходом работы в группе; после отчёта групп делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.

Причём, при оценке работы группы подчёркивается не столько ученические, сколько человеческие добродетели: доброжелательность, терпеливость, умение уступать и договариваться, вовремя принять помощь и оказать её, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, не давать работавшим вместе детям разных оценок.

Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение). Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется кропотливый труд учителя, систематическое и последовательное обучение работе в группе на разных уроках.

Итоговой работой в этом направлении за первое полугодие 1-го класса стала коллективная работа “Новогодний интерьер”. Перед классом была поставлена проектная задача: “Сделать макет интерьера для комнаты, в которой будут встречать Новый год”.

После просмотра презентации “Новогодний интерьер” были определены следующие задачи : сделать ёлку, ёлочные украшения, гирлянду для украшения комнаты, дракончиков – символы 2012 года, окно с зимним пейзажем.

В соответствии с задачами класс разделился на 5 групп:

  • Группа №1 – изготовители ёлки (4 человека)
  • Группа №2 – работники фабрики ёлочных игрушек (4 человека)
  • Группа №3 – мастера по изготовлению праздничных гирлянд (5 человек)
  • Группа №4 – художники, расписывающие дракончиков в стиле Каргопольской игрушки (3 человека)
  • Группа №5 – художники-пейзажисты, создающие зимний пейзаж за окном (2 человека)

Выполнять данные виды работ индивидуально учились на уроках технологии и изобразительного искусства. Теперь им предстояло решить общую задачу, работая в группах. В основу деления на группы легло желание детей выполнять тот или иной вид работы и успешность её выполнения при индивидуальной работе. Учитель на данном этапе выступал координатором. На следующем этапе участники группы определились с материалами и инструментами, которые нужны для работы. Далее распределили роли (координатор, аналитик, критик, хранитель времени). В паре совместились роли координатора и хранителя времени, критика и аналитика.

Каждая группа получила уже готовый план работы по изготовлению поделки (работать с планом дети учились на уроках технологии). Поэтому помощь учителя во время работы была минимальная. А ведь это только вторая четверть первого класса! Наибольшую помощь пришлось оказать при оформлении конечного продукта.

Результат превзошёл все ожидания. Ведь это была первая работа такого масштаба. Макет интерьера произвёл впечатление на самих участников работы, родителей учеников, учителей школы. По просьбе ребят и родителей макет украшал класс до 14 января (“Старый Новый год”).

В заключение хочу призвать всех коллег активнее использовать на уроках работу учащихся в группе, так как она формирует творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, не даёт спрятаться за спину более сильных и активных; вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом; совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Использованная литература:

1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования, М.,Просвещение, 2010

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе, М., Сентябрь 1996