Православные храмы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.

Задачи урока:

  1. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
  2. Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
  3. Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
  4. Познакомить школьников с памятниками православной культуры Наровчатского района.

Оборудование: Интерактивная доска, нетбуки, диск «Основы православия», карточки с заданиями, 2 презентации.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Презентация 1.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.

II. Введение в тему урока (1 мин.)

Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолится в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это – (Д: православный храм!)

III. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)

У: Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

У: Да, ребята, тема урока – Храм. (слайд 1)

У: Какие цели и задачи вы поставите для себя на урок?

Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.

Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.

Д: А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. (слайд 2)

IV. Актуализация знаний. (2 мин.)

У: Храм или церковь – всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки и стихи про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет – деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте?

Д: В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются.

V. Изучение нового материала. (20 мин.)

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

У: А кто из вас был в храме?

У: В каких храмах вы были?

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах.

У: Попробуйте дать определение слову «храм». (слайд 3 )

Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

У: Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

У: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 4, )

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

У: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (слайд 6)

У: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

У: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Физкультминутка

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Исследовательская работа учащихся.

(Учитель направляет и координирует работу в группах).

«исследовательский стол»

(1 группа).

Задания первой группе:

Исследовать внутренне строение храма, используя учебник, нетбуки и дополнительную литературу по плану.

  1. Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
  2. Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.

Задания второй группе.

Используя текст дополнительной литературы и нетбуки исследовать:

  1. Что называют звонницей?
  2. Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?
  3. Почему звонят колокола?
  4. Какие бывают колокольные звоны?

Третий исследовательский стол (3 группа).

Задания третьей группы.

  1. С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.
  2. Выяснить, что такое богослужение?

У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?

VI. Проверку и обсуждение результатов самостоятельной работы. (8 мин.)

1 группа

1) Какие части выделяют во внутреннем строении храма?

Д: Внутри православный храм разделяется на три части:

  1. Притвор;
  2. Место в храме, где стоят молящиеся;
  3. Алтарь, где служат священники.

2) Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.

Д: Притвор – то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи. (показ слайда)

Д: Неф занимает середину храма и предназначена для молящихся за богослужением. (показ слайда)

Д: Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник. Алтарь – место, где молятся священники. (показ слайда)

Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.(показ слайда)

Д: Возвышение перед иконостасом называется солея.(показ слайда)

Д: Середина солеи называется амвоном, т.е. восхождением.(показ слайда)

Д: Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.(показ слайда)

Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. (показ слайда)

Д: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.(показ слайда)

Задания второй группе.

Используя текст дополнительной литературы и нетбуки исследовать:

1) Что называют звонницей?

Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.(показ слайда)

2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?

Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.(показ слайда)

3) Почему звонят колокола?

Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

4) Какие бывают колокольные звоны?

Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.

У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип. (слушание колокольного звона, диск по православной культуре)

Третий исследовательский стол (3 группа).

1) С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.

Д: Кадило – металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах. Д: Покадить кому-то означает выразить почтение.

Д: Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун или панихидный столик. Там ставят свечки и молятся об умерших людях. (показ слайда)

Д: Лампада – храмовый предмет, висящий перед иконами.(показ слайда)

2) Выяснить, что такое богослужение?

У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?

Д: Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем.

VII. Закрепление изученного. (5 мин.)

Работа с интерактивной доской. Диск «Основы православия».

  1. Православные люди часто называют храм «Домом Божьим». Почему?
  2. Почему врата в алтаре называются «Царскими»?
  3. Почему нельзя входить в алтарь простым людям, которые не совершают богослужения?

Закончи предложения.

  1. Человек приходи в храм для того, чтобы…
  2. Иконостас это…
  3. Кадить в храме – значит…
  4. Панихидный столик нужен для того, чтобы…

VIII. Презентация «Храмы Наровчатского района» (3 мин.)

Презентация 2.

IX. Итог урока. Рефлексия. (1 мин.)

С каким настроением вы уйдете с урока?

X. Домашнее задание (2 мин.)

Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под названием «Церковный этикет».