Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.
Задачи урока:
- Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
- Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
- Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
- Познакомить школьников с памятниками православной культуры Наровчатского района.
Оборудование: Интерактивная доска, нетбуки, диск «Основы православия», карточки с заданиями, 2 презентации.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Презентация 1.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.
II. Введение в тему урока (1 мин.)
Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолится в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это – (Д: православный храм!)
III. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
У: Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
У: Да, ребята, тема урока – Храм. (слайд 1)
У: Какие цели и задачи вы поставите для себя на урок?
Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.
Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.
Д: А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. (слайд 2)
IV. Актуализация знаний. (2 мин.)
У: Храм или церковь – всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки и стихи про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет – деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте?
Д: В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются.
V. Изучение нового материала. (20 мин.)
Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.
Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
У: А кто из вас был в храме?
У: В каких храмах вы были?
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах.
У: Попробуйте дать определение слову «храм». (слайд 3 )
Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
У: Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
У: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 4, )
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
У: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (слайд 6)
У: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
У: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Физкультминутка
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Исследовательская работа учащихся.
(Учитель направляет и координирует работу в группах).
«исследовательский стол»
(1 группа).
Задания первой группе:
Исследовать внутренне строение храма, используя учебник, нетбуки и дополнительную литературу по плану.
- Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
- Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.
Задания второй группе.
Используя текст дополнительной литературы и нетбуки исследовать:
- Что называют звонницей?
- Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?
- Почему звонят колокола?
- Какие бывают колокольные звоны?
Третий исследовательский стол (3 группа).
Задания третьей группы.
- С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.
- Выяснить, что такое богослужение?
У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?
VI. Проверку и обсуждение результатов самостоятельной работы. (8 мин.)
1 группа
1) Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
Д: Внутри православный храм разделяется на три части:
- Притвор;
- Место в храме, где стоят молящиеся;
- Алтарь, где служат священники.
2) Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.
Д: Притвор – то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи. (показ слайда)
Д: Неф занимает середину храма и предназначена для молящихся за богослужением. (показ слайда)
Д: Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник. Алтарь – место, где молятся священники. (показ слайда)
Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.(показ слайда)
Д: Возвышение перед иконостасом называется солея.(показ слайда)
Д: Середина солеи называется амвоном, т.е. восхождением.(показ слайда)
Д: Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.(показ слайда)
Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. (показ слайда)
Д: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.(показ слайда)
Задания второй группе.
Используя текст дополнительной литературы и нетбуки исследовать:
1) Что называют звонницей?
Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.(показ слайда)
2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?
Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.(показ слайда)
3) Почему звонят колокола?
Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
4) Какие бывают колокольные звоны?
Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип. (слушание колокольного звона, диск по православной культуре)
Третий исследовательский стол (3 группа).
1) С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.
Д: Кадило – металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах. Д: Покадить кому-то означает выразить почтение.
Д: Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун или панихидный столик. Там ставят свечки и молятся об умерших людях. (показ слайда)
Д: Лампада – храмовый предмет, висящий перед иконами.(показ слайда)
2) Выяснить, что такое богослужение?
У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?
Д: Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем.
VII. Закрепление изученного. (5 мин.)
Работа с интерактивной доской. Диск «Основы православия».
- Православные люди часто называют храм «Домом Божьим». Почему?
- Почему врата в алтаре называются «Царскими»?
- Почему нельзя входить в алтарь простым людям, которые не совершают богослужения?
Закончи предложения.
- Человек приходи в храм для того, чтобы…
- Иконостас это…
- Кадить в храме – значит…
- Панихидный столик нужен для того, чтобы…
VIII. Презентация «Храмы Наровчатского района» (3 мин.)
Презентация 2.
IX. Итог урока. Рефлексия. (1 мин.)
С каким настроением вы уйдете с урока?
X. Домашнее задание (2 мин.)
Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под названием «Церковный этикет».