Тематическое занятие, посвященное Дню Победы, "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, воспитывать чувства патриотизма и интернационализма, сострадания, сопереживания; гордость и уважение к людям, защищавшим нашу Родину; совершенствовать навыки пения и движения под музыку военной тематики, закреплять умение слушать музыку и определять её характер.

Материал и оборудование. Султанчики на всех детей, рисунки детей, фонограммы песен времен ВОВ. Слайд-проектор, экран.

Предварительная работа. Слушание песен военных лет, 7-ой симфонии Д. Шостаковича, беседы с детьми, посещение музея боевой славы при ГОУ СОШ, чтение и разучивание стихов военных лет.

Действующие лица. Ведущий, вокальная группа (взрослые).

Оформление. Музыкальный зал украшен рисунками детей на тему “День Победы”. На правой стене георгиевская лента и изображение ордена Отечественной войны I степени. На левой стене цифра 9, сложенная из ткани цветов российского флага, и белые голуби, на центральной стене слайд “Я помню, я горжусь!”.

<Рисунок 1>

Звучит марш “Прощание Славянки” муз. В.И. Агапкина. Начинается праздничное шествие. В зал входят дети и встают врассыпную.

Ведущий. 9 мая 1945 года отгремели последние залпы орудий, и фашистская Германия капитулировала. Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 МАЯ – светлый и радостный праздник. 67 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом.

Слайд “Капитуляция Германии”, “Знамя Победы”.

Дети (по очереди).

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остались в живых,
Майский день 45 года
Сохранили для внуков своих.

(М. Пляцковский)

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!

(М. Вадимов)

Нет! — заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо — синим-синим!
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды!

(О. Высотская)

Сегодняшний праздник — День Победы!
Счастливый, светлый День Весны,
В цветы все улицы одеты, и песни звонкие слышны!

(М.Познанская)

Исполняется песня  "Возьмите ребят на парад" муз. А. Бороздинова, сл. М.Владимова

Слайд “Парад Победы”.

<Рисунок 2>

Дети садятся.

Ведущий. Только сильные и мужественные люди защищают нашу страну от врагов, это военные – солдаты, офицеры и генералы. Про них написано много стихов и песен. Почему вам нравятся эти песни?

(Ответы детей: они о смелых, отважных воинах, которые нас защищают).

Слайд “Дети поздравляют ветерана”.

Ведущий. Военные песни всегда нравятся людям.

Музыкальный руководитель. В песнях воспевается сила и мужество солдат. Скажите, какой характер этих песен?

(Ответы детей: музыка бодрая, сильная, четкая, ритмичная, маршевая).

Музыкальный руководитель. Правильно, в таких песнях часто звучит маршевая музыка, которая вселяет уверенность, придаёт бодрость. Военные песни пели в тяжелые годы войны и поют в наше время, поскольку эти песни не теряют своей актуальности. Послушайте песню, назовите её, определите характер.

Звучит в записи1-й куплет песни “Священная война” муз. А.Александрова,  сл. В. Лебедева-Кумача.

Музыкальный руководитель. Как называется песня, когда была написана?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Правильно, “Священная война”, написана на шестой день войны. Это песня-призыв ко всем людям нашей страны подняться на войну против захватчиков. Это песня-надежда и уверенность в победе. Где впервые она прозвучала? (Ответы детей: на Белорусском вокзале, когда провожали военные эшелоны).

Ведущий. Композиторы сочиняли много других душевных песен. Они передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта.

1-й ребенок.

Письма шли любимой в тыл, их писал солдат.
В час затишья и утрат много дней подряд
Пусть темно в землянке той, пусть горит свеча,
Но допишет он письмо Милой до конца.

(“В землянке”)

Звучит в записи 1-й куплет песни “В землянке” муз. К.Листова, сл.А.Суркова. (Дети и взрослые подпевают). Слайд “В землянке”.

Ведущий. Песни военных лет – это особые песни. Их пели на фронте, когда надо было поднять боевой дух солдат. Их пели и в тылу, чтобы они знали, что их любят, в них верят и всегда помогут одержать победу над врагом.

Музыкальный руководитель. Мы с вами много говорили о написанных в годы войны песнях, а сумеете ли вы отгадать, про какую песню говорится в этом четверостишье?

2-й ребенок.

Эта песня знакома до слез,
В ней война свой оставила росчерк.
С первых строк до последних строк
Помним песню про… (“Синий платочек”).

Слайд “Синий платочек”.

Звучит в записи 1-й куплет песни “Синий платочек” муз. Г.Петербургского сл. Я.Галицкого и Г.Максимова. (Дети и взрослые подпевают).

Музыкальный руководитель. Чем отличается песня “Священная война” от песни “Синий платочек”? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Эта песня-воспоминание о любимом доме и в то же время об обещании любимой защищать её.

Ведущий. В перерывах между боями, после ужасных потерь и разрушений, бойцы не теряли присутствие духа и в короткие минуты отдыха они пели, плясали, потому, что они были молоды, задорны и очень хотели жить.

Дети исполняют “Вальс” (Тучи в голубом муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова, П.Синявского)

Ведущий. На фронт уходили совсем молодые люди, вчерашние школьники. Они совершали подвиги, отстаивая независимость нашей Родины; сочиняли стихи о своих друзьях – однополчанах, ушедших на войну совсем мальчиками и девочками. Одной из таких поэтесс была Юлия Друнина. Совсем молодая, которая любила, дружила, хотела жить под мирным небом, написала стихотворение “Зинка”.

(Ведущий читает стихотворение)

Слайд “Юлия Друнина”, “Ю.Друнина. Зинка”.

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
– Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: 'Выступать вперёд!'
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.

Ведущий. Почтим память всех погибших за Родину минутой молчания. (Все встают). Слайд “Могила Неизвестного Солдата”

Ведущий. Не только на территории нашей страны доблестные воины громили немецко-фашистских захватчиков, но и на территориях других стран: Венгрия, Румыния, Болгария. Многие сложили свои головы. И в честь них складывались песни. Одна из них “Алёша” муз. Э.Колмановского на сл. К.Ваншенкина.

Вокальная группа воспитателей исполняет песню “Алёша” муз. Э.Колмановского   на сл. К.Ваншенкина

Слайд “Памятник “Алёша”.

Музыкальный руководитель. Ребята, а что за Алёша, про которого эта песня? А где ему стоит памятник? (Ответы детей). Песня “Алёша” написана после войны, когда уже выросли дети воинов, сражавшихся за нашу независимость. Песня — это раздумье о подвиге российского воина, своеобразный музыкальный символ российско-болгарской дружбы и нерушимого братства наших народов.

Ведущий. Воины Советской Армии очистили от фашистов и саму Германию, откуда начали они свой поход. В благодарность, немецкий народ воздвиг памятник в Трептов-парке Воину-освободителю.

Слайд “Памятник Воину-освободителю”.

(Дети читают отрывки из стихотворения “Памятник” Г. Рублева)

1-й ребенок.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Российской.
Люди, победившие войну!

2-й ребенок.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

3-й ребенок.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он — солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле!

Слайд “9 мая – День Победы”

Дети исполняют “Упражнение с султанчиками”

(“Аист на крыше” муз. Д.Тухманова, сл. А.Поперечный)

<Рисунок 3>

Дети становятся врассыпную и провозглашают лозунги:

— Да здравствует мир на всей планете!

— Мир и счастье нашим детям!

— Счастья и мирного неба всем людям Земли!

— Ура!!!

Дети исполняют песню “О мире” муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной

Ведущий. Наше занятие закончено, но впереди много дней, которые вы проведете с родными и близкими. У вас будет возможность посетить священные места: “Александровский сад”, где горит вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, Поклонную гору, где каждый монумент посвящен победе в ВОВ и другие места. А у нас в Митино, вы можете придти к Мемориалу павшим защитникам Москвы, который расположен на Пятницком шоссе около дома №25.

Слайд “Могила Неизвестного Солдата”, “Поклонная гора”,

“Мемориал павшим защитникам в Митино”.

Под песню “День Победы” муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова дети покидают зал.