Эпиграф урока:
«Итак, я жил тогда в Одессе…»
А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин».
Цели и задачи урока:
- Дать основные понятия о том, как строился и развивался родной город во II половине XIX века, показать его расцвет с указанного исторического времени до наших дней.
- Формировать личностное понимание того, что Одесса сохраняла экономическое и культурное первенство в Украине – составной части Российской Империи.
- Формировать уважение и любовь к родному городу путем ознакомления с его достопримечательностями, показать формирование его колорита и национальных особенностей.
Оборудование урока:
- Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1).
- Мультимедийный учебник по курсу «Одесса – мой город родной».
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
Основные термины и понятия:
- Архитектура
- Порто-Франко
- Эклектика
- Модерн
- Классицизм
- Привоз
- Филики Этерия
Некоторые исторические личности, игравшие значительную роль в истории города:
- Девалан
- Ришелье
- Гоголь
- Пушкин
- Мицкевич
- Чайковский
Тип урока Итоговый, повторительно-обобщающий урок по теме.
Форма проведения урока: Урок-экскурсия с мультимедиа-презентацией.
Структура (план) урока:
- Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
- Проверка предыдущего домашнего задания (проводится по ходу всего урока).
- Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).
- Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем просмотра мультимедиа-презентации с последующей проверкой знаний учащихся методом ответов на вопросы исторической викторины).
- Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
- Объяснение нового домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
II. Проверка предыдущего домашнего задания (осуществляется в течение всего урока).
III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся. Вступительное слово учителя.
«Ах, Одесса!» Коренные одесситы произносят это выражение с восторгом и гордостью, иногородние – с восхищением, а уехавшие за границу – с тоской. Вот такое магическое воздействие оказывает название нашего города, расположенного на побережье «самого синего в мире Черного моря».
Итак, Одесса, как сказал коренной одессит и талантливый сатирик Михаил Михайлович Жванецкий, это «довольно красивый город на нашем Юге и чьем-то Севере. Кроме того – это столица юмора бывшего СССР, занимавшего одну шестую часть всей земной карты.
Одесса – это своеобразный инкубатор по выращиванию талантливых людей: писателей, художников, музыкантов, космонавтов. «Оперившись», они тут же улетают в другие страны. Одесситов знают во всем мире. Недаром же Жванецкий организовал «Всемирный клуб одесситов», девизом которого являются слова: «Одесситы всех стран – соединяйтесь!»
В Одессе живут люди многих национальностей – прямо-таки вавилонское столпотворение. Здесь бок о бок жили русские, украинцы, молдаване, евреи, албанцы (арнауты), греки. Вот они-то и создали одну единственную национальность – одесситы.
Своим рождением и бурным развитием в первые годы своего существования Одесса обязана иностранцам. Основателем и первостроителем города был испанец Де Рибас, план строительства составлялся военным инженером – голландцем де Воланом. Управление городом осуществлялось французами – герцогом Де Ришелье и графом Де Ланжероном. К тому же все их ближайшие помощники тоже были иностранцами.
Давайте вернемся к началу начал, с чего начиналась наша любимая Одесса. А все начиналось с рескрипта российской Императрицы Екатерины II, подписанного ею 27 мая 1794 года, коим она повелела вице-адмиралу Де Рибасу начать строительство порта и города на месте турецкой крепости Хаджибей.
Рескрипт Императрицы начинался словами: «Нашему вице-адмиралу Де Рибасу. Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить там военную гавань куно с купеческой пристанью…»
Далее в рескрипте Императрицы указывалось: «Устроение гавани сей Мы возлагаем на вас и Всемилостивейше повелеваем вам быть Главным Начальником оной…» Другими словами – пришло время «собирать камни», разбросанные по территории разрушенной турецкой крепости Хаджибей, и строить новый город согласно Высочайшему указу.
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем просмотра мультимедиа-презентации). (Смотри Приложение 1)
V. Первичная проверка опорных знаний учащихся по изученной теме (осуществляется методом ответов на вопросы исторической викторины).
- Когда был построен Одесский Оперный театр?
- Когда впервые город получил водопроводную воду из Днестра?
- Кто из деятелей литературы бывал в Одессе?
- Кто из композиторов бывал в Одессе?
- Кто из актеров бывал в Одессе?
- Кто из деятелей национально-освободительного движения бывал в Одессе?
- Кто из декабристов бывал в Одессе?
- Какую роль сыграла Одесса в период Крымской войны (1854 – 1856 гг.)?
- Когда и при каких обстоятельствах А.С. Пушкин бывал в Одессе?
- Какой великий хирург руководил Одесским учебным округом?
- Какой польский писатель был сослан в Одессу?
- Сколько раз Одесса подвергалась нашествию эпидемии чумы?
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
VII. Объяснение нового домашнего задания.
- Отработайте текст соответствующего параграфа мультимедиа-учебника.
- Подготовьте сообщения по следующим темам:
- «История Одессы в I половине ХХ века».
- «Одесский аэроклуб».
- Исторические личности изучаемого периода и их роль в жизни нашего города».