Цель: Систематизировать знания о глаголе, как о части речи.
Задачи:
- Закреплять умение распознавать время, род и число глаголов в прошедшем времени.
- Различать глаголы прошедшего времени и глаголы настоящего, будущего времени.
- Расширять словарный запас учеников,
- Развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, устную и письменную речь, память, мышление, внимание, умение самостоятельного поиска решения поставленной учебной задачи.
- Формировать общеучебные умения и навыки: классификация, систематизация, анализ, синтез, обобщение; коммуникативные, информационно-технологические компетентности.
Оборудование:
- Презентация урока, составленная с использованием интерактивной доски Smart board Приложение 1
- Индивидуальные листы с заданиями Приложение 2
- Документ камера
- Учебник русского языка А.В. Полякова 4 класс (часть 1) Москва “Просвещение 2010”
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок русского языка. Пусть он будет плодотворным и полезным. На уроке будем наводить порядок в своих знаниях. <Приложение 1, Слайд 1 >
II. Актуализация знаний
Игра “Третий лишний”. Объяснить почему?
<Приложение 1, Слайд 2 >
СКРЕПИТ, ТРЕЩИТ, СПИСАЛ
ВСТРЕТИТ, ЕДЕТ, ПОДУЕТ
ЗНАТЬ, ПРИВЕЗУТ, РИСОВАТЬ
ОТЪЕХАЛ, СПИТ, ЛЕТИТ
Запишите “лишние” слова. (Списал, едет, привезут, отъехал).
- К какой части речи относятся слова?
- Сегодня на уроке будем закреплять наши знания о глаголе, повторять как образуется прошедшее время глаголов, наводить порядок в знаниях (раскладывать всё по полочкам)
III. Постановка учебных задач, через создание проблемной ситуации <Приложение 1, Слайд3>
- Начнём с чистописания. (Записать буквы по мере отгадывания, объясняя написание.)
Сегодня на чистописании мы напишем три буквы.
- Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий, парный твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )
- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)
- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)
- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])
- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)
- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)
- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)
-Напишем все возможные варианты расположения данных букв. <Приложение 1, Слайд 4 >
Составим вместе на интерактивной доске. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)
IV. Комплексное применение знаний и умений
Работа со словарными словами. Составить слова. Записать столбиком. (Ребёнок составляет на доске, все записывают в тетрадь: клеить, ездить, думать, гладить, гореть)
<Приложение 1, Слайд 5 >
- К какой части речи относятся эти слова? ( глаголы)
- Какой признак их объединяет в одну группу? (неопределённая форма)
- От этих глаголов образовать глаголы прошедшего времени, объяснить написание гласной перед суффиксом прошедшего времени.
<Приложение 1, Слайд 6 >
(Клеил, ездил, думал, гладил, горел - пишется также буква, что в н.ф.)
2) Самостоятельная работа в парах.
Работа по орфографическому словарю.( Е.Н. Леонович, Издательство “Астрель”)
- Выписать глаголы из статьи на букву “Д” (стр 22, 1 столбик), образовать, записать глаголы прошедшего времени. <Приложение 1, Слайд 7 >
Проверка на документ камере.
- Какая гласная пишется перед суффиксом л? (та, что и в неопределённой форме).
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам и числам)
3) - Распределить глаголы в три столбика: женский, мужской, средний род (Записать в тетрадь параллельно с работой у доски). Выделить окончания.
- Замерзала, потревожил, промокло, готовила, оттаяло, ловил, пекла, захотел, подстерегало
- Какие окончания имеют глаголы ж.р., м. р., с. р.?
<Приложение 1, Слайд 8 >
4) - Распределите глаголы прошедшего времени две группы по числам: единственное, множественное число. <Приложение 1, Слайд 9>
Выделите окончания глаголов во мн. ч. Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во мн. ч. ? (И)
Ед. ч. Мн. ч Села Прилетел
повеяло
Держали Порхали
ночевали
5) - Уточним ваши знания о глаголе. Проверим, как хорошо вы разобрались в материале.
(Тест выполнен в интерактивном шаблоне <Приложение 1, Слайд 10 > )
Ответьте на вопросы.
- Какие слова относятся к глаголу?
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
Много на уроке было глаголов. <Приложение 1, Слайд 11 >
- А это что за часть речи? (прилагательные) Дети видят интерактивный шаблон, на котором написаны имена прилагательные (тёплый, грубый, весёлый, мутный, прочный, тёмный, ясный, громкий)
- Какую роль в предложении выполняют прилагательные? (Делают речь более выразительной, живописной, понятной...)
– Записать антонимы (открыть сюрприз).
Тёплый (Холодный), грубый (нежный), весёлый (грустный), мутный (прозрачный), прочный (хрупкий), тёплый (холодный), ясный (пасмурный), громкий (тихий).
6) <Приложение 1, Слайд 12 >
Что изображено ? (снежинка). Запишите заголовок Снежинка
V. Этап развития речи
Взять конверт. Достать текст. (Он такой же как на доске). <Приложение 2 >
Прочитайте текст.
Жила-была снежинка. Родилась она в снежном облаке. С каждым часом снежинка делалась прекраснее. Она напоминала удивительную звёздочку с шестью лучами. Выросла снежинка и полетела к загадочной земле.
Поработаем самостоятельно на листочках-карточках. (Подписать листочки).
- Прочитайте ещё раз текст, подчеркните глаголы и определите их время.
- Проверяем. Сколько глаголов вы нашли? (7).
- Назовите время глаголов.
- Запишем последнее предложение. (Выросла снежинка и полетела к загадочной земле)
Давайте пофантазируем.
- Что могло произойти со снежинкой, когда она долетела до земли. (Попала к друзьям в сугроб, на машину – стала путешествовать, попала на руку - ей могут любоваться...)
- Какие глаголы вы могли бы использовать? <Приложение 1, Слайд 13 > (оказалось, встретилась, обрадовалась, загрустила, увидела...)
Закончите этот текст по плану. <Приложение 1, Слайд 14 >
- Куда попала снежинка?
- С кем встретилась?
- О чём думала, мечтала?
Проверим.
Прочитайте свой конец рассказа .
В каком времени вы использовали глаголы?
VI. Рефлексия
1) -Что важного мы знаем о глаголе? <Приложение 1, Слайд 15 >
- За что можно похвалить себя и одноклассников?
- На что обратить внимание в другой раз?
2) Поставьте смайлик на полях, который отражает ваше состояние на уроке.
<Приложение 1, Слайд 16 >
- Если вам было всё понятно на уроке – с улыбкой, если нет – грустный.
Литература.
- Рудченко Л.И. Русский язык 1-4 классы: разработки уроков занимательные материалы, игровые сюжеты. Волгоград: Учитель, 2009г.
- Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008г.
- Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград, Учитель, 2008г.
- Е.Н. Леонович: Орфографический словарик русского языка: начальная школа: пособие для учащихся. Издательство: АСТ, 2008 г.
- Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст] / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
- Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / Т. П. Лакоценина. – Ростов на /Д: Учитель, 2008. – 224 с.