Урок русского языка по теме "Образование глаголов прошедшего времени". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Систематизировать знания о глаголе, как о части речи.

Задачи:

  • Закреплять умение распознавать время, род и число глаголов в прошедшем времени.
  • Различать глаголы прошедшего времени и глаголы настоящего, будущего времени.
  • Расширять словарный запас учеников,
  • Развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, устную и письменную речь, память, мышление, внимание, умение самостоятельного поиска решения поставленной учебной задачи.
  • Формировать общеучебные умения и навыки: классификация, систематизация, анализ, синтез, обобщение; коммуникативные, информационно-технологические компетентности.

Оборудование:

  • Презентация урока, составленная с использованием интерактивной доски Smart board Приложение 1
  • Индивидуальные листы с заданиями Приложение 2
  • Документ камера
  • Учебник русского языка А.В. Полякова 4 класс (часть 1) Москва “Просвещение 2010”

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок русского языка. Пусть он будет плодотворным и полезным. На уроке будем наводить порядок в своих знаниях. <Приложение 1, Слайд 1 >

II. Актуализация знаний

Игра “Третий лишний”. Объяснить почему?

<Приложение 1, Слайд 2 >

СКРЕПИТ, ТРЕЩИТ, СПИСАЛ

ВСТРЕТИТ, ЕДЕТ, ПОДУЕТ

ЗНАТЬ, ПРИВЕЗУТ, РИСОВАТЬ

ОТЪЕХАЛ, СПИТ, ЛЕТИТ

Запишите “лишние” слова. (Списал, едет, привезут, отъехал).

- К какой части речи относятся слова?

- Сегодня на уроке будем закреплять наши знания о глаголе, повторять как образуется прошедшее время глаголов, наводить порядок в знаниях (раскладывать всё по полочкам)

III. Постановка учебных задач, через создание проблемной ситуации <Приложение 1, Слайд3>

- Начнём с чистописания. (Записать буквы по мере отгадывания, объясняя написание.)

Сегодня на чистописании мы напишем три буквы.

- Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий, парный твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )

- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)

- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)

- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

-Напишем все возможные варианты расположения данных букв. <Приложение 1, Слайд 4 >

Составим вместе на интерактивной доске. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

IV. Комплексное применение знаний и умений

Работа со словарными словами. Составить слова. Записать столбиком. (Ребёнок составляет на доске, все записывают в тетрадь: клеить, ездить, думать, гладить, гореть)

<Приложение 1, Слайд 5 >

- К какой части речи относятся эти слова? ( глаголы)

- Какой признак их объединяет в одну группу? (неопределённая форма)

- От этих глаголов образовать глаголы прошедшего времени, объяснить написание гласной перед суффиксом прошедшего времени.

<Приложение 1, Слайд 6 >

(Клеил, ездил, думал, гладил, горел - пишется также буква, что в н.ф.)

2) Самостоятельная работа в парах.

Работа по орфографическому словарю.( Е.Н. Леонович, Издательство “Астрель”)

- Выписать глаголы из статьи на букву “Д” (стр 22, 1 столбик), образовать, записать глаголы прошедшего времени. <Приложение 1, Слайд 7 >

Проверка на документ камере.

- Какая гласная пишется перед суффиксом л? (та, что и в неопределённой форме).

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам и числам)

3) - Распределить глаголы в три столбика: женский, мужской, средний род (Записать в тетрадь параллельно с работой у доски). Выделить окончания.

- Замерзала, потревожил, промокло, готовила, оттаяло, ловил, пекла, захотел, подстерегало

- Какие окончания имеют глаголы ж.р., м. р., с. р.?

<Приложение 1, Слайд 8 >

4) - Распределите глаголы прошедшего времени две группы по числам: единственное, множественное число. <Приложение 1, Слайд 9>

Выделите окончания глаголов во мн. ч. Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во мн. ч. ? (И)

Ед. ч. Мн. ч
Села

Прилетел

повеяло

Держали

Порхали

ночевали

5) - Уточним ваши знания о глаголе. Проверим, как хорошо вы разобрались в материале.

(Тест выполнен в интерактивном шаблоне <Приложение 1, Слайд 10 > )

Ответьте на вопросы.

- Какие слова относятся к глаголу?

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Много на уроке было глаголов. <Приложение 1, Слайд 11 >

- А это что за часть речи? (прилагательные) Дети видят интерактивный шаблон, на котором написаны имена прилагательные (тёплый, грубый, весёлый, мутный, прочный, тёмный, ясный, громкий)

- Какую роль в предложении выполняют прилагательные? (Делают речь более выразительной, живописной, понятной...)

– Записать антонимы (открыть сюрприз).

Тёплый (Холодный), грубый (нежный), весёлый (грустный), мутный (прозрачный), прочный (хрупкий), тёплый (холодный), ясный (пасмурный), громкий (тихий).

6) <Приложение 1, Слайд 12 >

Что изображено ? (снежинка). Запишите заголовок Снежинка

V. Этап развития речи

Взять конверт. Достать текст. (Он такой же как на доске). <Приложение 2 >

Прочитайте текст.

Жила-была снежинка. Родилась она в снежном облаке. С каждым часом снежинка делалась прекраснее. Она напоминала удивительную звёздочку с шестью лучами. Выросла снежинка и полетела к загадочной земле.

Поработаем самостоятельно на листочках-карточках. (Подписать листочки).

- Прочитайте ещё раз текст, подчеркните глаголы и определите их время.

- Проверяем. Сколько глаголов вы нашли? (7).

- Назовите время глаголов.

- Запишем последнее предложение. (Выросла снежинка и полетела к загадочной земле)

Давайте пофантазируем.

  • Что могло произойти со снежинкой, когда она долетела до земли. (Попала к друзьям в сугроб, на машину – стала путешествовать, попала на руку - ей могут любоваться...)
  • Какие глаголы вы могли бы использовать? <Приложение 1, Слайд 13 > (оказалось, встретилась, обрадовалась, загрустила, увидела...)

Закончите этот текст по плану. <Приложение 1, Слайд 14 >

  • Куда попала снежинка?
  • С кем встретилась?
  • О чём думала, мечтала?

Проверим.

Прочитайте свой конец рассказа .

В каком времени вы использовали глаголы?

VI. Рефлексия

1) -Что важного мы знаем о глаголе? <Приложение 1, Слайд 15 >

- За что можно похвалить себя и одноклассников?

- На что обратить внимание в другой раз?

2) Поставьте смайлик на полях, который отражает ваше состояние на уроке.

<Приложение 1, Слайд 16 >

- Если вам было всё понятно на уроке – с улыбкой, если нет – грустный.

Литература.

  1. Рудченко Л.И. Русский язык 1-4 классы: разработки уроков занимательные материалы, игровые сюжеты. Волгоград: Учитель, 2009г.
  2. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008г.
  3. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград, Учитель, 2008г.
  4. Е.Н. Леонович: Орфографический словарик русского языка: начальная школа: пособие для учащихся. Издательство: АСТ, 2008 г.
  5. Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст] / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  6. Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / Т. П. Лакоценина. – Ростов на /Д: Учитель, 2008. – 224 с.