Урок математики по теме "Письменный прием вычитания с переходом через десяток вида 52 – 24". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК «Школа России». Программа  «Математика» (Моро М.И., Бантова М.А. и др.) Учебник: «Математика, 2 класс, 2 часть» (Моро М.И., Бантова М.А. и др.)

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Тема урока: «Письменный приём вычитания с переходом через десяток вида 52 – 24».

Место урока  в системе других уроков: первый урок по теме  «Письменные приёмы  вычитания с переходом через десяток»

Прогнозируемые результаты: второклассники составят алгоритм для нахождения значения выражения вида 52– 24.

Цели:

  • Познавательная:  формирование интереса к учению, к новому.
  • Развивающая: развитие умения  выражать смысл ситуации с помощью  схемы, развитие грамотной устной речи, развитие умения анализировать.
  • Воспитывающая: воспитание этики парной  и групповой работы.

Метапредметная – формировать регулятивные  УУД: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.

Оборудование: проектор, презентация, чистые листы (для работы в группах)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1. Создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

–  С какой пословицы мы начинаем наши уроки?
–  Почему важно много знать?
–  Кто хочет всё знать?
–  Незнайка решил примеры:

_36   +67   +70   _45     _78   +56
  14     22     20      35      46      38
  23     89     50      10      22      34

–  Проверьте, найдите ошибки и объясните, почему он их допустил – какие  у него пробелы в знаниях (Презентация, слайд 2).

–  Из данных выражений

34 – 21    45 + 54    46 + 38    67 – 34    58 + 31
37 + 45    68 – 40    38 + 42    76 + 23

1 ряд выписывает и находит значение выражений к схеме №1,  2 ряд – к схеме №2, 3 ряд – к схеме №3.

№1               №2                    №3
                     1

+ДЕ           +ДЕ                    _ДЕ
   ДЕ             ДЕ                      ДЕ
   ДЕ             ДЕ                      ДЕ

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Высказывания детей.

Дети проверяют предложенные примеры, объясняют, какие ошибки допустил Незнайка и какие пробелы в знаниях имеются у него.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. От каждого ряда по одному ученику выполняют работу на доске.

Ребята проверяют работу учащихся, которые работали на доске и себя, отмечая на шкале «линеечка».

Личностные: сформировать познавательные мотивы к учению;
Коммуникативные: умение строить понятные высказывания.
Познавательные: построение логической цепи рассуждения (доказательство).
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
2. Создание ситуации разрыва.  –  Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
–  Найдите значение выражений, которые записаны на листочках.

+67      _96    + 63    _87
  23        55       19      59

–  Почему трудно найти значения последнего выражения?

Дети называют основные правила работы в паре.

Ребята  находят значения выражений,  возникает затруднение при нахождении значения последнего.
–  Мы не знаем правильный способ нахождения данного выражения, так как такие примеры нам ещё не встречались.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение практической задачи.
Познавательные: умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
Регулятивные: находить ошибки и вносить свои коррективы.
3. Фиксация места разрыва  в знаково-символической форме. – Давайте проверим значения, найденных вами выражений. (Одна пара выходит и записывает значения данных выражений).

– Давайте послушаем пару… (у которых верно найдено значение) как они находили значение данного выражения.

– Сейчас вы  в группах попробуете составить схему, которая поможет  вам при нахождении значений  выражений данного вида (на предыдущих уроках дети составляли схемы к изучаемым видам примеров).
– Назовите основные правила работы в группе.
– Посмотрите на схемы, которые у вас получились и назовите ту, которая более точно отражает способ решения выражений данного вида.

 –  Сейчас вы продолжите работу в группах и составите пошаговый алгоритм нахождения значения выражения вида 52 – 24.

 –  Давайте обсудим ваши алгоритмы. Какой первый шаг  вы отметили? (Учитель фиксирует на доске) Второй? и т.д. и соотносит с эталоном (Постепенно появляются строчки на экране).

Дети проверяют себя и  ответы, записанные вызванной пары. В последнем выражении значения расходятся.
Каждая пара объясняет  свой способ решения данного выражения (найдётся пара,  которая правильно нашла значение данного выражения). 
Дети у доски рассказывают, как они считали (обратить внимание, что они брали десяток в разряде десятков).
Учащиеся называют основные правила работы в группе.
Дети работают в группе и пытаются составить  схему – помощник на отдельном листе.

Листы со схемами ребята прикрепляют к доске. 

_ Д Е        _ ДЕ
   ДЕ           ДЕ
   ДЕ           ДЕ

Учащиеся  обсуждают, доказывая своё мнение, и приходят к выводу, что  подходит вторая схема.

Работа в группах по разработке алгоритма (шаги фиксируются на листе бумаги).

Учащиеся каждой группы называют шаги алгоритма.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, готовность к преодолению трудностей, умение планировать свою деятельность

Познавательные:  моделирование.

4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.  –  Какова же  учебная задача нашего урока?  –  Мы должны были  найти способ нахождения значения выражения вида
52 – 24, построить схему-помощник  и составить алгоритм.
Регулятивные:  способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности.
5. Рефлексия.  –  Удалось решить восставленную задачу?
–  Каким способом?
–  Какие получили результаты?
–  Продолжите фразы: «На уроке у меня хорошо получалось…» и «Мне надо поработать над…»
–  А чему мы будем учиться на следующих уроках?
Дети высказываются по данным вопросам. Регулятивные:  умение оценивать смысл учебной деятельности.
Познавательные: умение сравнивать цель и результат.

Приложение 1