УМК «Школа России». Программа «Математика» (Моро М.И., Бантова М.А. и др.) Учебник: «Математика, 2 класс, 2 часть» (Моро М.И., Бантова М.А. и др.)
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Тема урока: «Письменный приём вычитания с переходом через десяток вида 52 – 24».
Место урока в системе других уроков: первый урок по теме «Письменные приёмы вычитания с переходом через десяток»
Прогнозируемые результаты: второклассники составят алгоритм для нахождения значения выражения вида 52– 24.
Цели:
- Познавательная: формирование интереса к учению, к новому.
- Развивающая: развитие умения выражать смысл ситуации с помощью схемы, развитие грамотной устной речи, развитие умения анализировать.
- Воспитывающая: воспитание этики парной и групповой работы.
Метапредметная – формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.
Оборудование: проектор, презентация, чистые листы (для работы в группах)
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1. Создание ситуации успеха Самостоятельная работа |
– С какой пословицы мы начинаем наши
уроки? – Почему важно много знать? – Кто хочет всё знать? – Незнайка решил примеры: _36
+67 +70 _45 _78 +56 – Проверьте, найдите ошибки и объясните, почему он их допустил – какие у него пробелы в знаниях (Презентация, слайд 2). – Из данных выражений 34 – 21 45 + 54 46 + 38 67 –
34 58 + 31 1 ряд выписывает и находит значение выражений к схеме №1, 2 ряд – к схеме №2, 3 ряд – к схеме №3.
Проверка выполнения самостоятельной работы. |
Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Высказывания детей. Дети проверяют предложенные примеры, объясняют, какие ошибки допустил Незнайка и какие пробелы в знаниях имеются у него. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. От каждого ряда по одному ученику выполняют работу на доске. Ребята проверяют работу учащихся, которые работали на доске и себя, отмечая на шкале «линеечка». |
Личностные: сформировать
познавательные мотивы к учению; Коммуникативные: умение строить понятные высказывания. Познавательные: построение логической цепи рассуждения (доказательство). Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
2. Создание ситуации разрыва. | – Сейчас вы будете работать в
парах. Давайте вспомним правила работы в парах. – Найдите значение выражений, которые записаны на листочках.
– Почему трудно найти значения последнего выражения? |
Дети называют основные правила работы в
паре. Ребята находят значения выражений,
возникает затруднение при нахождении значения
последнего. |
Коммуникативные: умение
договариваться, находить общее решение
практической задачи. Познавательные: умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. Регулятивные: находить ошибки и вносить свои коррективы. |
3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. | – Давайте проверим значения, найденных
вами выражений. (Одна пара выходит и записывает
значения данных выражений). – Давайте послушаем пару… (у которых верно найдено значение) как они находили значение данного выражения. – Сейчас вы в группах попробуете составить
схему, которая поможет вам при нахождении
значений выражений данного вида (на
предыдущих уроках дети составляли схемы к
изучаемым видам примеров). – Сейчас вы продолжите работу в группах и составите пошаговый алгоритм нахождения значения выражения вида 52 – 24. – Давайте обсудим ваши алгоритмы. Какой первый шаг вы отметили? (Учитель фиксирует на доске) Второй? и т.д. и соотносит с эталоном (Постепенно появляются строчки на экране). |
Дети проверяют себя и ответы,
записанные вызванной пары. В последнем выражении
значения расходятся. Каждая пара объясняет свой способ решения данного выражения (найдётся пара, которая правильно нашла значение данного выражения). Дети у доски рассказывают, как они считали (обратить внимание, что они брали десяток в разряде десятков). Учащиеся называют основные правила работы в группе. Дети работают в группе и пытаются составить схему – помощник на отдельном листе. Листы со схемами ребята прикрепляют к доске.
Учащиеся обсуждают, доказывая своё мнение, и приходят к выводу, что подходит вторая схема. Работа в группах по разработке алгоритма (шаги фиксируются на листе бумаги). Учащиеся каждой группы называют шаги алгоритма. |
Регулятивные: умение
контролировать процесс и результаты своей
деятельности, готовность к преодолению
трудностей, умение планировать свою
деятельность Познавательные: моделирование. |
4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. | – Какова же учебная задача нашего урока? | – Мы должны были найти способ
нахождения значения выражения вида 52 – 24, построить схему-помощник и составить алгоритм. |
Регулятивные: способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности. |
5. Рефлексия. | – Удалось решить восставленную
задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Продолжите фразы: «На уроке у меня хорошо получалось…» и «Мне надо поработать над…» – А чему мы будем учиться на следующих уроках? |
Дети высказываются по данным вопросам. | Регулятивные: умение оценивать
смысл учебной деятельности. Познавательные: умение сравнивать цель и результат. |