Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

I. Познавательный аспект

1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки:

  • закрепить умение выделять главное и придаточное предложения;
  • закрепить умение опознавать виды придаточных предложений;
  • закрепить умение опознавать средства связи между главным и придаточным предложениями;
  • закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
  • систематизировать полученные знания и навыки;
  • закрепить умение конструировать предложения по схемам;
  • закрепить умение пользоваться синонимическими конструкциями;
  • закрепить умение использовать в речи сложноподчинённое предложение  как средство изобразительности.

2. Развитие общеучебных умений и навыков:

  • развивать учебно-организационные умения и навыки;
  • развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
  • развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
  • развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.

3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература).

II. Развивающий аспект

1. Развитие речи:

  • обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
  • развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.

2. Развитие мышления:

  • развивать умение сравнивать структурные особенности обособлений;
  • развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
  • развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
  • развивать образное мышление при написании сочинения.

3. Развитие двигательной сферы:

  • развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.

III. Воспитывающий аспект

  1. Воспитывать самостоятельность как черту личности.
  2. Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
  3. Продолжить учить доводить начатое до конца.
  4. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
  5. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).

Учебные элементы

Учебные материалы

Руководство по усвоению учебного материала

I

УЭ-0

 В процессе работы над модулем учащиеся должны

I.  Знать:

  • виды придаточных предложений.

Уметь:

  • определять виды придаточных предложений;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
  • употреблять  в речи   СПП с разными видами придаточных предложений  

II. Развивать умение:

  • анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
  • работать самостоятельно;
  • работать во времени;
  • соотносить результаты своей работы с поставленными целями;
  • аккуратно оформлять работу.
1 минута

(проговаривание совместно с учителем)

УЭ-1

Входной контроль (опережающее задание):

Тест

1. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным определительным:

А) Он увидел, как в ворота въехала карета.
Б) Недаром говорится, что дело мастера боится.
В) Когда на душе горе, то тяжело без людей.
Г) Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

2. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным изъяснительным:

А) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Б) Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
В) Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
Г) Воздух так чист, что видна каждая веточка.

3. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным обстоятельственным:

А) Родина слышит, родина знает, где в облаках её сын пролетает.
Б) Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.
В) Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
Г) Я думал, что Коновалов изменился.

Инструкция №1

1. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
2. Если ответ неверный – 0 баллов.
3. Если вы допустили ошибку в № 1, выполняйте УЭ 2, № 2 – УЭ 3, № 3 – УЭ 4.
4. Если вы выполнили УЭ 1 без ошибок, то приступайте к выполнению УЭ 5.

Выполняется в тетради (дома накануне урока).
3 минуты

Сверьте ответ с Приложением 1.
Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта.

II

УЭ-2

Цель: актуализировать знания и умения по теме «СПП с придаточными определительными».

Задание: выпишите номер СПП с придаточным определительным:

1) Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром.
2) Когда солнце село, уставшие путешественники вышли к озеру.
3) Он (Онегин) в покое поселился, где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.

Инструкция №2

Сверьте свой ответ с Приложением 2.  Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2 и приступайте к выполнению УЭ 3.
Если других ошибок не сделали, приступайте к УЭ 5.

Выполняется в тетради самостоятельно.
2 минуты.

УЭ-3

Цель: актуализировать знания и умения по теме «СПП с придаточными изъяснительными».

Задание: выпишите номер СПП с придаточным изъяснительным:

1) Гринев долго не мог смириться с мыслью, что Маша осталась в мятежной слободе.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
3) Ты догадался, мой приятель, с кем бился доблестный Руслан?

Инструкция №3

Сверьте свой ответ с Приложением 3.  Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3 и приступайте к выполнению УЭ 4.
Если других ошибок не сделали, приступайте к УЭ 5.

Выполняется в тетради самостоятельно.
2 минуты.

УЭ-4

Цель: актуализировать знания по теме «СПП с придаточными обстоятельственными».

Задание:  выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным:

1) Легко вообразить, какое впечатление Алексей Берестов должен был произвести в кругу наших барышень.
2) Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыли сверкающие облака.
3) Алексей употребил всё своё красноречие, чтобы отвратить Акулину от её намерения отказаться от встреч.

Инструкция 4

Сверьте свой ответ с Приложением 4. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 4 и приступайте к выполнению УЭ 5.

Выполняется в тетради самостоятельно.
2 минуты.

УЭ-5

Цель: актуализировать умения по теме «Постановка знаков препинания в СПП».

Задание.

В приведенных ниже предложениях подчеркните грамматические основы, обозначьте схематически границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания.

1)  В пустыне (1) где один Евгений (2) мог оценить его дары (3) господ соседственных селений (4) ему не нравились пиры.
2)  Приближаясь к Оренбургу (1) увидели мы (2) толпу колодников (3) которые работали около укреплений.
3) Она любила на балконе (1) предупреждать зари восход (2) когда на бледном небосклоне (3) звезд исчезает хоровод.

Инструкция №5. Сверьте с Приложением 5. Приступайте к выполнению УЭ 6.

Выполняется в тетради самостоятельно.
4 минуты + объяснение 3 минуты

УЭ-6

Цель: контроль умения ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Подчеркните грамматические основы, определите схематически в предложениях границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания:

А) Изображу ль в картине верной уединенный кабинет где мод воспитанник примерный одет раздет и вновь одет?
Б) Таков был рассказ старого смотрителя который живописно отирал своею полою слезы.
В) Один среди своих владений чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учинить.

Инструкция №6

Сдайте учителю на проверку. Приступайте к выполнению УЭ 7.

Выполняется на отдельно распечатанном листке самостоятельно.
Сдайте учителю на проверку.
2 минуты

III

УЭ-7

Цель: закрепить умение конструировать предложения по схемам

Составьте  предложения по данным схемам. Определите тип придаточного предложения.

1. (Так как ...), [то ...]. 
2. [ ..., (хотя ...), ... ].
3. [ ... так + нареч. ...], (союз что ...).

Инструкция №7

Оценка: за составление предложения — по 1 баллу, за определение типа придаточного — по 1 баллу.
Приступайте к выполнению УЭ 8.

Выполняется в тетради самостоятельно.
3 минуты

УЭ-8

Цель: закрепить умение пользоваться синонимическими конструкциями.

Замените  данные предложения соответствующими синонимическими конструкциями (сложные предложения замените на простые, а простые на сложные).
Расставьте знаки препинания.

Образец:

1) С некоторого времени свидания в роще были прекращены  так как пошли дожди. – С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды.

2) Все бросились к месту приземления самолета. – Все бросились к месту, где приземлился самолет.

1) Неожиданные происшествия которые имели важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе благое потрясение.

2) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в симбирском трактире было глупо.

3) Подходя к комендантскому дому мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов.

Инструкция №8

Оценка: за каждое переделанное предложение + 1 балл, за каждый пропущенный знак препинания  – 1 балл.
Приступайте к выполнению УЭ-9.

Выполняется в тетради самостоятельно.
3 минуты + проверка 2 минуты

УЭ-9

Систематизация материала.

Найдите сложноподчинённые предложения. Определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания.

1) Как только Владимир выехал за околицу в поле  поднялась сильнейшая метель.
2) Я подошел к берегу моря  всё глубже погружаясь в свои мысли  и вдруг увидел корабль.
3) Не зная  как сей сон понять  мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать.
4) Мы лучше поспешим на бал  куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.

Инструкция №9

Приступайте к выполнению УЭ-10.

Выполняется в тетради самостоятельно.
3 минуты + объяснение 3 минуты

УЭ-10

Цель: закрепить умение  применять  знания в  творческой ситуации.

Опишите эпизод фильма от лица автора,  добавив монологи Дубровского и Маши. Используйте  конструкции СПП с разными видами придаточных («Дубровский» (эпизод попытки Дубровского увезти Машу после венчания с князем Верейским) – без звука).
Текст описания должен состоять из 3-4 предложений.

Инструкция №10. Сдайте на проверку учителю.  Приступайте к УЭ-11.

5 минут

Самостоятельно.
Прочитать на уроке получившиеся тексты.

+ прочтение 3 минуты

УЭ-11

Выходной контроль. Тест

I. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Вы согласитесь (1) мой читатель (2) что очень мило поступил (3) с печальной Таней наш приятель.

1) 1                   2) 2                   3).3                 4) 1, 2

2. Ей снится (1) будто бы она (2) идет по снеговой поляне (3) печальной мглой окружена.

1) 1,3                2) 2,4              3) 3                  4) 1

II. В каком варианте ответа придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) У Троекурова были свои сомнения, которые он тотчас и  решился объяснить французу.
2) Владимир Андреевич своротил на дорогу, которая вела в Кистенёвку. 
3) Сей учитель представил письмо от одного из  родственников Троекурова, у которого четыре года жил гувернёром.

Инструкция №11. Сдайте на проверку учителю. Приступайте к УЭ 12.

4 минуты

Сдайте на проверку учителю.

УЭ-12

Итоги  урока

Цель: оценить уровень усвоения всей темы. 

Вернитесь к УЭ-0.
Сделайте вывод, достигли ли вы учебной задачи?
Посчитайте количество баллов, набранное за урок. Выставьте себе отметку в зависимости от количества набранных баллов (см. в Приложении). Сдайте бланк учителю.
Приступайте к выполнению УЭ-13.

1 минута

УЭ-13

Домашнее задание.

Выберите вариант домашнего задания в зависимости от количества набранных за урок баллов:
1) до 14 баллов включительновыписать из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова  12 предложений  СПП с разными видами придаточных;
2) 15-18 баллов –  создать текст с использованием структур СПП с разными видами придаточных (текст должен состоять из 10-15 предложений).

1 минута