Цели урока:
I. Познавательный аспект
1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки:
- закрепить умение выделять главное и придаточное предложения;
- закрепить умение опознавать виды придаточных предложений;
- закрепить умение опознавать средства связи между главным и придаточным предложениями;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
- систематизировать полученные знания и навыки;
- закрепить умение конструировать предложения по схемам;
- закрепить умение пользоваться синонимическими конструкциями;
- закрепить умение использовать в речи сложноподчинённое предложение как средство изобразительности.
2. Развитие общеучебных умений и навыков:
- развивать учебно-организационные умения и навыки;
- развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
- развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.
3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература).
II. Развивающий аспект
1. Развитие речи:
- обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
- развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.
2. Развитие мышления:
- развивать умение сравнивать структурные особенности обособлений;
- развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
- развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
- развивать образное мышление при написании сочинения.
3. Развитие двигательной сферы:
- развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.
III. Воспитывающий аспект
- Воспитывать самостоятельность как черту личности.
- Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
- Продолжить учить доводить начатое до конца.
- Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
Учебные элементы |
Учебные материалы |
Руководство по усвоению учебного материала |
I УЭ-0 |
В процессе работы над модулем
учащиеся должны I. Знать:
Уметь:
II. Развивать умение:
|
1 минута (проговаривание совместно с учителем) |
УЭ-1 |
Входной контроль (опережающее
задание): Тест 1. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным определительным:
2. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным изъяснительным:
3. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным обстоятельственным:
Инструкция №1 1. Каждый правильный ответ оценивается одним
баллом. |
Выполняется в тетради (дома накануне
урока). 3 минуты Сверьте ответ с Приложением
1. |
II УЭ-2 |
Цель: актуализировать знания и
умения по теме «СПП с придаточными
определительными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным определительным: 1) Не успел я расплатиться со старым моим
ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Инструкция №2 Сверьте свой ответ с Приложением
2. Если ответ верный, то поставьте
себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2 и приступайте к
выполнению УЭ 3. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. |
УЭ-3 |
Цель: актуализировать знания и
умения по теме «СПП с придаточными
изъяснительными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным изъяснительным: 1) Гринев долго не мог смириться с мыслью, что
Маша осталась в мятежной слободе. Инструкция №3 Сверьте свой ответ с Приложением
3. Если ответ верный, то поставьте
себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3 и приступайте к
выполнению УЭ 4. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. |
УЭ-4 |
Цель: актуализировать знания
по теме «СПП с придаточными
обстоятельственными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным: 1) Легко вообразить, какое впечатление Алексей
Берестов должен был произвести в кругу наших
барышень. Инструкция 4 Сверьте свой ответ с Приложением 4. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 4 и приступайте к выполнению УЭ 5. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. |
УЭ-5 |
Цель: актуализировать умения
по теме «Постановка знаков препинания в СПП». Задание. В приведенных ниже предложениях подчеркните грамматические основы, обозначьте схематически границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания. 1) В пустыне (1) где один Евгений (2)
мог оценить его дары (3) господ соседственных
селений (4) ему не нравились пиры. Инструкция №5. Сверьте с Приложением 5. Приступайте к выполнению УЭ 6. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 4 минуты + объяснение 3 минуты |
УЭ-6 |
Цель: контроль умения ставить
знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Подчеркните грамматические основы, определите схематически в предложениях границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания: А) Изображу ль в картине верной уединенный
кабинет где мод воспитанник примерный одет
раздет и вновь одет? Инструкция №6 Сдайте учителю на проверку. Приступайте к выполнению УЭ 7. |
Выполняется на отдельно распечатанном
листке самостоятельно. Сдайте учителю на проверку. 2 минуты |
III УЭ-7 |
Цель: закрепить умение
конструировать предложения по схемам Составьте предложения по данным схемам. Определите тип придаточного предложения.
Инструкция №7 Оценка: за составление предложения —
по 1 баллу, за определение типа придаточного — по
1 баллу. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 3 минуты |
УЭ-8 |
Цель: закрепить умение
пользоваться синонимическими конструкциями. Замените
данные предложения соответствующими
синонимическими конструкциями (сложные
предложения замените на простые, а простые на
сложные). Образец:
1) Неожиданные происшествия которые имели важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе благое потрясение. 2) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в симбирском трактире было глупо. 3) Подходя к комендантскому дому мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов. Инструкция №8 Оценка: за каждое переделанное
предложение + 1 балл, за каждый пропущенный знак
препинания – 1 балл. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 3 минуты + проверка 2 минуты |
УЭ-9 |
Систематизация материала. Найдите сложноподчинённые предложения. Определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания. 1) Как только Владимир выехал за околицу в поле
поднялась сильнейшая метель. Инструкция №9 Приступайте к выполнению УЭ-10. |
Выполняется в тетради самостоятельно. 3 минуты + объяснение 3 минуты |
УЭ-10 |
Цель: закрепить умение
применять знания в творческой ситуации. Опишите
эпизод фильма от лица автора, добавив
монологи Дубровского и Маши. Используйте
конструкции СПП с разными видами придаточных
(«Дубровский» (эпизод попытки Дубровского увезти
Машу после венчания с князем Верейским) – без
звука). Инструкция №10. Сдайте на проверку учителю. Приступайте к УЭ-11. |
5 минут Самостоятельно. + прочтение 3 минуты |
УЭ-11 |
Выходной контроль. Тест I. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Вы согласитесь (1) мой читатель (2) что очень мило поступил (3) с печальной Таней наш приятель.
2. Ей снится (1) будто бы она (2) идет по снеговой поляне (3) печальной мглой окружена.
II. В каком варианте ответа придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) У Троекурова были свои сомнения, которые он
тотчас и решился объяснить французу. Инструкция №11. Сдайте на проверку учителю. Приступайте к УЭ 12. |
4 минуты Сдайте на проверку учителю. |
УЭ-12 |
Итоги урока Цель: оценить уровень усвоения всей темы. Вернитесь к УЭ-0. |
1 минута |
УЭ-13 |
Домашнее задание. Выберите
вариант домашнего задания в зависимости от
количества набранных за урок баллов: |
1 минута |