Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Повторение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как увлечь его, заинтересовать? С помощью каких средств и методов сделать обучение занимательным? Яркость, живость, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его ума – вот к чему надо стремиться.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение» разработан с использованием игровых, занимательных  форм обучения, что позволяет сделать урок разнообразным и доступным для усвоения данного материала.

Данный урок проводится с целью вспомнить, повторить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени прилагательном, как о части речи, определить роль имён прилагательных в речи, подчеркнуть связь имени прилагательного и имени существительного, повторить синтаксический разбор предложения, развивать образность речи детей, расширять их кругозор, воспитывать чувство группы.

Урок состоит из 5 этапов: организационный момент, постановка цели и задач урока, повторение изученного материала, итог урока, домашнее задание, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогают ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.

Занимательный материал, использованный на уроке, удерживает внимание детей к материалу, активизирует мышление, формирует интерес к умственному труду, способствует  повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, развитию у школьников речи, памяти, слуховой грамотности, воспитывает интерес к русскому языку, развивает умение грамотно выражать свои мысли, помогает вырабатывать качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение.

Работая в группах, учащиеся быстрее и прочнее усваивают учебный материал, чувствуют себя на уроке более комфортно. Нестандартные задания позволяют выявить уровень знаний учеников, определить недостатки и пробелы, ликвидировать их.

Цель: закрепить знания обучающихся об имени прилагательном.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить морфологические признаки имени прилагательного;
    • закрепить умения отличать имена прилагательное от других частей речи;
    • закрепить умения правильно употреблять прилагательные в речи и на письме;
    • продолжать формировать у учащихся умения работать с текстом;
    • продолжать формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
    • формировать творческую активность учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся умение общаться друг с другом, слушать товарища;
    • прививать аккуратность при работе в тетради и у доски.
  • Развивающие:
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: портрет Э.Н. Успенского, книги Э.Н. Успенского (выставка), фрагмент рисунка по рассказу Э.Н. Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот», шапочки героев рассказа, тетради учеников, музыка «Кабы не было зимы»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока

(На доске тема урока «Имя прилагательное.  Повторение»)

– Прочитайте тему урока и скажите, как вы думаете,  чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Повторим то, что  знаем об имени прилагательном).
– Да, действительно, сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. И закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей  речи. Задача эта  не из легких, но нам с вами помогут замечательный детский писатель – Эдуард  Николаевич Успенский и забавные герои его книги «Дядя Федор, Пес и Кот».

(На доске портрет Э.Н. Успенского, выставка его книг).

Беседа

– Ребята, какие книги Э.Н. Успенского, кроме названной, вы знаете? (Учащиеся  вспоминают)

III. Повторение изученного материала

– Так как тема нашего урока «Имя прилагательное. Повторение», давайте с вами вспомним:
– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой? чей?)
– Как изменяется имя прилагательное? (По родам, падежам, числам)
– Чем является имя прилагательное в предложении? (В предложении имя прилагательное  является определением)

1. Словарная работа  (проводится в виде игры «Угадай слово»)
 (Заранее четырем учащимся  на дом были предложены слова: каникулы, телеграмма, велосипед, погода.  Детям  нужно было к ним подобрать прилагательные)

Задание: сейчас вам будут зачитаны прилагательные, а вам предстоит по описанию узнать, о чем идет речь (проводят сами учащиеся)

1-й ученик  – весёлый, длинный, зимние, короткие, летние, осенние, весенние, сказочные…     (каникулы)
2-й ученик – срочная, заказная, художественная, поздравительная, простая… (телеграмма)
3-й ученик – взрослый, детский, двухколесный, трехколесный, подростковый, горный, маленький… (велосипед)
4-й ученик – хмурая, ясная, пасмурная, зимняя, дождливая, солнечная, ненастная… (погода)

– Записываем данные слова (работаем в тетради и у доски), подчеркиваем и объясняем все орфограммы.

2. Синтаксический разбор предложения

– Предложение для синтаксического разбора давайте составим сами, исходя из ответов на мои вопросы.
– О каком писателе мы сегодня говорим? (Об Э.Н. Успенском)
– Что он пишет? (Рассказы, книги…)
– Какие рассказы он пишет? (Веселые…)
– А для кого он пишет? (Для детей)
– Какое предложение у вас получилось?

Эдуард Успенский  пишет веселые рассказы для детей.

– Запишем это предложение в тетради и на доске, произведем синтаксический разбор данного предложения. Найдем и объясним в  словах  все известные нам орфограммы.

3. Комплименты

– Ребята, скажите,  вам приятно слышать, когда вас хвалят?
– А сами вы умеете говорить добрые, приветливые слова?
– Вот сейчас и попробуем это сделать. Перед вами герои сказки – дядя Федор, Кот, Пес. (трое учащихся выходят к доске в шапочках героев)
Ваша задача: из предлагаемых мною прилагательных для каждого героя составить и сказать комплимент. Но сказать такой комплимент, чтобы он был не только приятным, но и правдивым.

На доске прилагательные:

добрый
внимательный
умный
трудолюбивый
лохматый
ученый
самостоятельный
красивый
морской
серьезный
полосатый
хозяйственный
породистый
заботливый
воспитанный

– Какие прилагательные вы не взяли для комплимента? – Почему? (Ребята объясняют)

4. Работа со словосочетаниями

– Ребята, перед вами два предложения (на доске):

Счастливый Митя запел весёлую тракторную песню, и поехал в город на полной картофельной скорости.

 

Радостный Матроскин угостил Печкина парным молоко.

– Красная карточка – задание на «5».
– Синяя карточка – задание на «4».
– Вам предоставляется возможность выбрать для себя карточку по своим силам. Выписать из выбранного вами предложения словосочетания прилагательное + существительное. У прилагательных определить род, число, падеж.

(Проверка)

5. Работа с текстом (в парах)

– А теперь, ребята,  обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на партах. Давайте их   распечатаем и посмотрим, что в них? (Письмо)
– Кому адресовано письмо? (Маме и папе дяди Федора)
– Кто написал письмо? (Дядя Федор)
– Давайте прочитаем письмо (читают вслух)

Мои мама и папа!
Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он … .
А ещё у нас ... печка есть. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, ... мои папа и мама, у меня была ... жизнь, полная лишений и выгоняний.
А на днях я линять начал.  ... шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато ... шерсть растёт – ..., ...! Просто каракуль.
... папа и мама, вы меня теперь не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос ... И лохматость повысилась.
До свидания. Ваш сын – дядя Шарик.

– Чего не хватает в тексте? (Прилагательных)
– Давайте впишем в это письмо имена прилагательные (работа в парах)
Слова для справок: (на доске)

тёплая
хороший
сложная
дорогие
новая
старая
дорогие
чистая шелковистая
холодный

– Прочитаем, что у вас получилось.

Сделаем вывод.

– Какой текст не только понятнее, но и интереснее?
– Для чего нужны прилагательные в речи?
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные исчезли?

IV. Итог урока

– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.  Я надеюсь, что эта встреча с героями книг Э. Успенского не была для вас последней. Вы снова и снова будете возвращаться к его книгам. Потому что они учат любить людей, радоваться всему, что вас окружает. Потому что вас всегда ждет умный и добрый собеседник – писатель Э.Н. Успенский.

V. Домашнее задание

Задание творческого характера. Придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского.

– Вы представляете, что такое реклама? По телевизору ее передают ежедневно, поэтому, я думаю, вам не составит большого труда придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского. Тем более, что книги Э.Н. Успенского стоит читать: они замечательные, добрые, остроумные.