Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как увлечь его, заинтересовать? С помощью каких средств и методов сделать обучение занимательным? Яркость, живость, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его ума – вот к чему надо стремиться.
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение» разработан с использованием игровых, занимательных форм обучения, что позволяет сделать урок разнообразным и доступным для усвоения данного материала.
Данный урок проводится с целью вспомнить, повторить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени прилагательном, как о части речи, определить роль имён прилагательных в речи, подчеркнуть связь имени прилагательного и имени существительного, повторить синтаксический разбор предложения, развивать образность речи детей, расширять их кругозор, воспитывать чувство группы.
Урок состоит из 5 этапов: организационный момент, постановка цели и задач урока, повторение изученного материала, итог урока, домашнее задание, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогают ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
Занимательный материал, использованный на уроке, удерживает внимание детей к материалу, активизирует мышление, формирует интерес к умственному труду, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, развитию у школьников речи, памяти, слуховой грамотности, воспитывает интерес к русскому языку, развивает умение грамотно выражать свои мысли, помогает вырабатывать качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение.
Работая в группах, учащиеся быстрее и прочнее усваивают учебный материал, чувствуют себя на уроке более комфортно. Нестандартные задания позволяют выявить уровень знаний учеников, определить недостатки и пробелы, ликвидировать их.
Цель: закрепить знания обучающихся об имени прилагательном.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- закрепить умения отличать имена прилагательное от других частей речи;
- закрепить умения правильно употреблять прилагательные в речи и на письме;
- продолжать формировать у учащихся умения работать с текстом;
- продолжать формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
- формировать творческую активность учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся умение общаться друг с другом, слушать товарища;
- прививать аккуратность при работе в тетради и у доски.
- Развивающие:
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- способствовать развитию эмоциональной сферы.
Оборудование: портрет Э.Н. Успенского, книги Э.Н. Успенского (выставка), фрагмент рисунка по рассказу Э.Н. Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот», шапочки героев рассказа, тетради учеников, музыка «Кабы не было зимы»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач урока
(На доске тема урока «Имя прилагательное. Повторение»)
– Прочитайте тему урока и скажите, как
вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на
уроке? (Повторим то, что знаем об имени
прилагательном).
– Да, действительно, сегодня на уроке мы повторим
то, что знаем об имени прилагательном. И закрепим
умение правильно их писать и употреблять в своей
речи. Задача эта не из легких, но нам с вами
помогут замечательный детский писатель –
Эдуард Николаевич Успенский и забавные герои
его книги «Дядя Федор, Пес и Кот».
(На доске портрет Э.Н. Успенского, выставка его книг).
Беседа
– Ребята, какие книги Э.Н. Успенского, кроме названной, вы знаете? (Учащиеся вспоминают)
III. Повторение изученного материала
– Так как тема нашего урока «Имя
прилагательное. Повторение», давайте с вами
вспомним:
– Что такое имя прилагательное? (Имя
прилагательное – часть речи, которая обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой?
чей?)
– Как изменяется имя прилагательное? (По родам,
падежам, числам)
– Чем является имя прилагательное в предложении?
(В предложении имя прилагательное является
определением)
1. Словарная работа (проводится в
виде игры «Угадай слово»)
(Заранее четырем учащимся на дом были
предложены слова: каникулы, телеграмма,
велосипед, погода. Детям
нужно было к ним подобрать прилагательные)
Задание: сейчас вам будут зачитаны прилагательные, а вам предстоит по описанию узнать, о чем идет речь (проводят сами учащиеся)
1-й ученик – весёлый, длинный,
зимние, короткие, летние, осенние, весенние,
сказочные… (каникулы)
2-й ученик – срочная, заказная,
художественная, поздравительная, простая… (телеграмма)
3-й ученик – взрослый, детский,
двухколесный, трехколесный, подростковый,
горный, маленький… (велосипед)
4-й ученик – хмурая, ясная, пасмурная,
зимняя, дождливая, солнечная, ненастная…
(погода)
– Записываем данные слова (работаем в тетради и у доски), подчеркиваем и объясняем все орфограммы.
2. Синтаксический разбор предложения
– Предложение для синтаксического разбора
давайте составим сами, исходя из ответов на мои
вопросы.
– О каком писателе мы сегодня говорим? (Об Э.Н.
Успенском)
– Что он пишет? (Рассказы, книги…)
– Какие рассказы он пишет? (Веселые…)
– А для кого он пишет? (Для детей)
– Какое предложение у вас получилось?
Эдуард Успенский пишет веселые рассказы для детей.
– Запишем это предложение в тетради и на доске, произведем синтаксический разбор данного предложения. Найдем и объясним в словах все известные нам орфограммы.
3. Комплименты
– Ребята, скажите, вам приятно слышать,
когда вас хвалят?
– А сами вы умеете говорить добрые, приветливые
слова?
– Вот сейчас и попробуем это сделать. Перед вами
герои сказки – дядя Федор, Кот, Пес. (трое
учащихся выходят к доске в шапочках героев)
– Ваша задача: из предлагаемых мною
прилагательных для каждого героя составить и
сказать комплимент. Но сказать такой комплимент,
чтобы он был не только приятным, но и правдивым.
На доске прилагательные:
добрый внимательный умный трудолюбивый лохматый ученый самостоятельный красивый морской серьезный полосатый хозяйственный породистый заботливый воспитанный |
– Какие прилагательные вы не взяли для комплимента? – Почему? (Ребята объясняют)
4. Работа со словосочетаниями
– Ребята, перед вами два предложения (на доске):
Счастливый Митя запел весёлую тракторную песню, и поехал в город на полной картофельной скорости. |
Радостный Матроскин угостил Печкина парным молоко. |
– Красная карточка – задание на «5».
– Синяя карточка – задание на «4».
– Вам предоставляется возможность выбрать для
себя карточку по своим силам. Выписать из
выбранного вами предложения словосочетания
прилагательное + существительное. У
прилагательных определить род, число, падеж.
(Проверка)
5. Работа с текстом (в парах)
– А теперь, ребята, обратите внимание на
конверты, которые лежат у вас на партах. Давайте
их распечатаем и посмотрим, что в них?
(Письмо)
– Кому адресовано письмо? (Маме и папе дяди
Федора)
– Кто написал письмо? (Дядя Федор)
– Давайте прочитаем письмо (читают вслух)
Мои мама и папа!
Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он … .
А ещё у нас ... печка есть. Здоровье-то у меня не
очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.
Потому что, ... мои папа и мама, у меня была ... жизнь,
полная лишений и выгоняний.
А на днях я линять начал. ... шерсть с меня
сыплется – хоть в дом не заходи. Зато ... шерсть
растёт – ..., ...! Просто каракуль.
... папа и мама, вы меня теперь не узнаете, хвост
у меня крючком, уши торчком, нос ... И лохматость
повысилась.
До свидания. Ваш сын – дядя Шарик.
– Чего не хватает в тексте? (Прилагательных)
– Давайте впишем в это письмо имена
прилагательные (работа в парах)
Слова для справок: (на доске)
тёплая хороший сложная дорогие новая старая дорогие чистая шелковистая холодный |
– Прочитаем, что у вас получилось.
Сделаем вывод.
– Какой текст не только понятнее, но и
интереснее?
– Для чего нужны прилагательные в речи?
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные
исчезли?
IV. Итог урока
– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я надеюсь, что эта встреча с героями книг Э. Успенского не была для вас последней. Вы снова и снова будете возвращаться к его книгам. Потому что они учат любить людей, радоваться всему, что вас окружает. Потому что вас всегда ждет умный и добрый собеседник – писатель Э.Н. Успенский.
V. Домашнее задание
Задание творческого характера. Придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского.
– Вы представляете, что такое реклама? По телевизору ее передают ежедневно, поэтому, я думаю, вам не составит большого труда придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского. Тем более, что книги Э.Н. Успенского стоит читать: они замечательные, добрые, остроумные.