Предмет: История искусства.
Тип, вид: Изучение нового материала. Беседа.
Цель урока: Ознакомить учащихся со скульптурой Древнего Рима.
Задачи:
- Выявить характерные черты скульптуры Древнего Рима.
- Способствовать развитию речи и творческого воображения.
- Стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
- Тренировать наблюдательность: научить не только смотреть, но и видеть.
- Воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.
Знания: Знания основных художественных свойств скульптуры Древнего Рима.
Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Методы: Методы беседы и рассказа.
Зрительный ряд:
- Статуя римлянина с бюстами предков.
- Октавиан Август в образе Зевса Олимпийского. Мрамор. I в. н. э.
- Император Август. Мраморная статуя из Прима-Порты.
- Статуя римлянки. Мрамор.
- Геммы и монеты Древнего Рима.
- Скульптура Рахотепа и его жены Нофрет. (2600 до н. э.)
- Мирон. Дискобол. Мрамор. V в. до н. э.
- Женский портрет. Мрамор. 69-96 гг.
- Император Каракалла. Мрамор.
- Филипп Аравитянин. Мрамор.
- Конная статуя Марка Аврелия. Мрамор. 166-180.
- Император Константин. Мрамор. 315.
План урока:
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
- Новая тема. Беседа.
- Заключительное слово учителя.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о скульптуре Древнего Рима. Римляне были большие любители богатой и роскошной жизни. Их государство было огромно и воинственно, а сами знатные богачи были люди изнеженные и тщеславные, они любили покрасоваться на портретах. В период господства Древнего Рима (конец VI в. до н. э. – IV в. н. э.) в истории скульптуры наступила эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека, римляне создавали совсем иные образы – жестокие, порой беспощадные в своей правдивости.
Когда в музее проходишь мимо рядов мраморных римских портретов, перед глазами словно оживает история Римской империи. Волевые патриции, безмятежные римлянки, мужественные и грозные, жестокие и властолюбивые императоры… Все они жили во времена беспрерывных воин, междоусобных распрей, восстаний рабов, борьбы за власть…
Завоевав Грецию, римляне были покорены ее искусством. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. С них делали копии. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
3. Новая тема. Беседа.
Учитель: Скульптурный римский портрет произошел от очень древнего патриархального обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, которая затем хранилась в особом шкафу, - своего рода семейном алтаре. Маски предков хранились в каждом знатном римском доме. Эти маски предков несли во время похоронной процессии и ими же пользовались скульпторы, работая над портретом.
Статуя римлянина с бюстами предков.
Эта статуя изображает неизвестного римлянина, держащего два бюста предков, предположительно отца и деда. Эту скульптуру в целом нельзя назвать выдающейся, однако, в ней присутствует своеобразный, присущий «образу предка» дух, которого, разумеется, не было в первоначальных восковых масках.
Запомним: скульптурный римский портрет произошел из обычая снимать посмертную восковую маску.
Октавиан Август в образе Зевса Олимпийского.
Посмотрите на эту скульптуру. Она хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурге. Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. Эта скульптура выполнена из светлого мрамора.
- Кого вам эта скульптура напоминает? Почему?
Учащееся: Эта скульптура напоминает Зевса Олимпийского. Он сидит в той же позе и у него в одной руке фигурка Ники - богини победа.
Учитель: Среди лучших образцов – мраморная портретная статуя императора Октавиана Августа, изображение официального характера, тяготеющее к идеализированной трактовке образа при создании портретного сходства. От древнеримского историка Светония мы знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Император, тем не менее, изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского.
Император Август, мраморная статуя из Прима-Порты.
А вот еще одна скульптура императора Августа из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
- Кого напоминает эта статуя Августа?
Учащиеся: Бога войны – Марса. На нем доспехи, величественная поза.
Учитель: Август-оратор обращается к народу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой - поддерживает императорскую тогу. Так же, как и в первом портрете, скульптор, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Рядом с изображением Октавиана Августа смело можно поставить еще несколько портретов, как бы входящих с ним в одну серию, один тип. Например, статуя римланки. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Это люди-победители. Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Портреты, изготовленные для парада! И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Поэтому такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Тип парадного портрета, зародившись в Египте и Риме, закрепился и существует в искусстве всех стран и народов, во все времена.
Геммы и монеты Древнего Рима.
Римляне были искусными портретистами. Они высекали статуи-портреты из камня, отливали из бронзы. Делали статуи в полный рост или только по грудь – бюст портретируемого. Умели римские художники исполнять и очень трудную мелкую работу, создавая портреты-миниатюры. Их вырезали из драгоценных камней или отливали из металла. Популярными в Риме были и портреты-медальки.
Манера изображать человека в Риме была очень строгая, четкая. Правители отличались строгостью, суровостью облика. Они величавые, гордые. В образе каждого из них художник хотел подчеркнуть его силу и мудрость.
Римляне чрезвычайно интересовались портретами, относились к ним с особым почтением. Можно сказать, что ни в одной стране мира ни до, ни после Древнего Рима не было столь трепетного и столь серьезного отношения к портрету, никогда искусство портрета не играло столь важной государственной роли.
В Древнем Риме, где почти все стороны общественной жизни базировались на личных отношениях между массой клиентов и их патроном, между солдатами и их вождем, традиции придавали совершенно особые свойства портретным изображениям. Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев. Но если прежде искусство портрета носило в основном погребальный, замкнутый характер, то в бурную эпоху гражданских войн I в. до н. э. оно становится одним из самых действенных орудий политической борьбы. «Война картин и статуй» - так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. По-видимому, именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий.
Наряду с живописным и скульптурным портретом действенным средством пропаганды становятся монеты, имевшие преимущество портативности и широкого обращения. Можно утверждать, что портретные геммы становятся в эти года своеобразным оружием политической борьбы.
Гемма – это резной камень с изображением. Такой камень мог служить печатью, а мог быть амулетом или просто украшением. В наших музеях, особенно в Эрмитаже, собраны огромные коллекции гемм разного времени.
Камея Гонзага.
Самой знаменито камеей Эрмитажа является, конечно же, «Камея Гонзага» работы неизвестного мастера.
(Сообщение подготовлено учащимся самостоятельно и заранее.)
Учащийся: Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы – супруги Людовико Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».
Разные люди в разные эпохи в персонажах камеи видели разных лиц. Например, итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на резном камне изображен император Август. Наиболее вероятными персонажами камеи считались дерзкий правитель мира Александр македонский и его мать. Сейчас уже установлено, что на камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя, а вот имя создателя знаменитого шедевра скрыто от нас временем.
За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После смерти королевы камея попала к кардиналу Д. Аццолино, а в 1798 году хранилась в Ватикане – библиотеке папы Пия VI. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо, и началась оккупация города. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».
Гладко отполированная поверхность прекрасно передает блеск металлических деталей шлема Птолемея. Тонкий слой камня, слегка просвечивающий голубизной, придает лицу властной Арсинои утонченную нежность. В то же время, волосы и листья венка на голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо оттеняют бледность царицы.
Блеклой, желтовато-розовой линией проходит полосочка ожерелья на шее обоих супругов, у Птолемея она дополнена странным коричневым завитком: это след позднейших реставраций, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.
Редкая красота камеи, торжественная манера исполнения, героическая трактовка образов – все делает «Камею Конзага» одним их самых выдающихся памятников античного искусства. Она вдохновляла поэтов и художников, привлекала пытливое внимание антикваров, восторженные похвалы ей исходят от самых разных ценителей.
Учитель: Как мы видим, портрет в Древнем Риме был частью политической борьбы. Роль, которую он выполнял, была сродни нашим современным плакатам.
Но портрет был не только частью политической жизни Рима, кипевших в нем общественных страстей и противоречий. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. Заказать свое изображение художнику – это было единственное средство сохранить свой образ для детей и внуков, запечатлеть себя сильным, здоровым и молодым или, наоборот, грустным и задумчивым. Римляне очень любили позировать художнику. Всякий у кого было хоть немного денег, спешил потратить их на то, чтобы заказать мастеру свой портрет. Это считалось престижно, достойно. В то же время житель Рима мечтал хоть чем-то отличиться от своих соседей или родственников.
Поэтому наряду с официальным, парадным портретом, или портретом политическим, в Риме стал бурно развиваться портрет частный, домашний, семейный.
- Как называют такие портреты?
Учащиеся: Камерными.
Учитель: Да, камерный – значит, сделанный для небольшого помещения, для узкого круга зрителей. Такой портрет не выставляют в парадных залах дворцов. Его задача не потрясти воображение величием государственного деятеля, вовсе нет. Художник зорко всматривается в лицо и фигуру реального человека и спешит показать нам его личную неповторимость, соединение лишь ему присущих черт и черточек, - стремится показать его достоверно.
Сейчас я вам покажу уже знакомую работу.
(Скульптура Рахотепа и Нофрет из Египетского музея в Каире).
- Что вы скажете об их позах и лицах?
Учащиеся: Они не живые, холодные, неподвижные.
Учитель: То есть, в их позах и лицах нет никакого движения. Сидят они давно, прочно, удобно, и, как вы верно заметили, - как неживые. А вот еще одна знакомая вам скульптура.
(«Дискобол» Мирона).
- Что вы скажете о ней?
Учащиеся: Это «Дискобол». Он замер только на мгновенье. Еще секунда – и он бросит диск.
Учитель: Действительно, движение древние греки – в отличие от египетских скульпторов попытались передать. А характер? Что вы можете сказать об этом человеке: добрый он или злой, умный или глупый, хитрый или добродушный?
Учащиеся: Про него ничего нельзя сказать.
Учитель: Мирона не интересовал характер этого человека. Его интересовало тело, тренированное, красивое, замершее в движении. А лицо спортсмена не выражает ничего. Теперь посмотрите на эту скульптуру. Этот бюст сделан в Древнем Риме из мрамора неизвестным скульптором.
Бюст императора Каракалы.
Учитель: Мы можем что-нибудь сказать об изображенном человеке?
Учащиеся: Он злой, суровый, строгий.
Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности… Это портрет одного из римских императоров. Его звали Каракала. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Каракала, заняв трон отца, убил брата. И после этого все шесть лет, что он был у власти, боялся, что и его убьют, был злым, трусливым, подозрительным, жестоким. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Но ему это не помогло. Слишком много крови пролил он за время своего правления. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.
Скульптор очень точно передал характер императора. Поэтому мы можем говорить, что это портрет. Римские скульпторы, воспитанные на работах великих греческих мастеров, сделали то, что греки не успели: они научились передавать характер человека. Вот как давно умер император Каракала, а мы все понимаем про него, глядя на его портрет.
Женский портрет. Мрамор 69-96 гг.
Учитель: Что вы можете рассказать об этой женщине?
Учащиеся: Она красивая, своенравная, гордая, высокомерная.
Учитель: В III в. н. э. в основном выполняли портретные бюсты. Посмотрите на следующую работу.
Бюст Филиппа Аравитянина.
В его чертах отразилась вся жестокость своего времени, но каким-то странным образом, он вызывает у нас жалость: перед нами предстает существо жалкое, загнанное в угол. Прежде всего, поражают эти выразительные глаза. Вырезанные очертания радужной оболочки глаз и обозначенные углублениями зрачки – приемы, не применяемые в более ранних портретах, позволяют показать направление взгляда.
Конная статуя Марка Аврелия.
Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия.
- Что вы можете рассказать об этом императоре?
Учащиеся: Он усталый, равнодушный, не грозный и не гордый.
Учитель: Могучий конь словно шагает гордой поступью, всадник поднял руку в приветствии… Но лицо Марка Аврелия отрешенно, самоуглубленное, усталое.
Эта скульптура была отлита из бронзы около 170 года. Этот памятник избежал уничтожения переплавки в средние века лишь потому, что Марка приняли за узаконившего новую религию Константина. В эпоху Возрождения Микеланджело сделал постамент на оформленной им площади Капитолия в Риме. Благодаря художественному расчету Микеланджело, нынешний вид скульптуры кажется безупречным.
Весьма примечателен образ Марка Авоелия в этом произведении. Он представлен без оружия и не в латах, на голове нет шлема. Величавая поступь коня воспринимается не как утверждение власти, завоеванной силой. Облаченный в гражданскую одежду, император кажется здесь не воином, а философом, посаженным по странной прихоти скульптора на могучего и прекрасного коня. В своей книге «Наедине с собой Марк Аврелий писал: «…Все относящееся к телу подобно потоку, к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по пустыне».
Голова римского император Константина I.
С конца III - начале IV в. римские портреты сильно изменились. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Внешность начинаю передавать упрощенно: огромные глаза, условно-декоративная шапка волос, нередко искаженные пропорции тела. Это было связано с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Внешняя красота стала считаться неглавной, все внимание уделялось духовному началу в человеке. Яркий памятник того времени – огромная голова Константина I. В портрете его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи.
4. Заключительное слово учителя.
Прекрасный мир, созданный художниками и скульпторами, творцами античного мира, навсегда стал образцом, эталоном высокого творчества. В нем любовь к жизни, к красоте земли, природе была сплавлена с любовью к человеку, к его неповторимой красоте. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Это дело художника. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Он не просто смотрит со стороны, но как бы погружается душой в его жизнь, судьбу, его мысли, чувства, заботы. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Художник – это исследователь людей. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми, и то, что его выделяет, отличает ото всех. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер.
Поэтому мы говорим, что задача художника-портретиста не просто изобразить человека внешне похожим, но раскрыть его внутренний мир.
А это дело не очень простое. Разные художники идут к нему разными путями. Каждый знаменитый портрет в мировом искусстве – художественное открытие, изобретение. И еще – это жизненная история. А иногда и целое приключение. Только происходит такое приключение не в пространстве и времени, а в душе человека. Это путь одного человека к другому. Ведь искусство – это есть путешествие духа.