Цели.
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять особенности вегетативного размноженияи его роль в жизнедеятельности растения;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: регенерация, выводковая почка, черенок, прививка;
- формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
- 1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой)
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные УД
Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду
I. Этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Демонстрация слайдов презентации: Слайд №1 «Обнаружены новые виды орхидей. Селекционеры заказали семена, но получить их в теплице не удалось. Сбор растений в местах произрастания запрещен. Как размножить растения?» 1
Слайд №2 «Тюльпаны практически не размножаются семенами, какой способ используют для размножения тюльпанов?»
Слайд №3 «В 1888 г. И.В.Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая, которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом. В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например в кроне яблони сорта Голден Делишес обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. Какой способ применяли для РАЗМНОЖЕНИЯ новых сортов?»
Какую проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке?
Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.1
2. Расскажите мне, какие способы размножения растений вы уже знаете
Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, затем сверяет со схемой на слайде № 7 1
Этап II. Совместное открытие знаний.
Почему у растения из части может образоваться целое?
Регенерация – восстановление недостающих органов.
– За счет чего это возможно? (Свойство.)
У растений существуют специализированные ткани: ксилема, флоэма, эпидермис. Клетки какой ткани способны делиться и давать начало новым растениям?
Вспоминаем образовательные ткани и составляем схему расположения образовательных тканей.
Работа с учебником стр. 57 «Часть растения может восстановить недостающие органы». 1 Отвечаем на вопрос:
При каких условиях происходит регенрация тканей?
Работа в парах с учебником. 1
Есть ли у растений специализированные органы, способные осуществлять вегетативное размножение? Составляем схему.
Просматриваем слайды 14-16, дополняем схему примерами.
Этап III. Самостоятельное применение знаний.
Работа в парах. Вопросы для обсуждения (минута на обсуждении и версия от пар учеников). 1
- Каким условиям должна отвечать часть растения для того, чтобы дать начало новому растению?
- Какие части растения отвечают этим требованиям?
- Просматриваем слайды 22-23, записываем названия способов искусственного вегетативного размножения.
- Если часть растения не способна образовывать корни, можно ли его размножить вегетативно?
Демонстрация слайдов 25, 26, 27.
Этап IV. Итог урока.
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
Почему человек часто прибегает к вегетативному размножению растений? Чем оно выгодно?
Домашнее задание.
Попробуйте вегетативно размножить какое-либо растение (предварительно составьте план своих действий) 3, 4