Современные методы изучения планет (на примере путешествий Федора Конюхова)

Разделы: География, Иностранные языки


Цели и задачи урока:

  • создать условия для формирования у учащихся представлений о современном изучении планеты (на примере Ф. Конюхова);
  • познакомить с исторически сложившимися формами и методами исследований;
  • совершенствовать умения работы с картой, создавать таблицы;
  • совершенствовать умения учащихся сопоставлять карты, схемы и делать выводы;
  • способствовать формированию географической культуры, чувства патриотизма у учащихся;
  • развивать чтение и понимание текста;
  • совершенствовать умение работы с незнакомым текстом и умение выполнять задания на множественный выбор и соответствие;
  • развивать говорение.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь. (Приветствие произносится на 2 языках). Good morning, children. Let's begin our lesson. Today we have an unusual lesson.

Учитель: Ребята, на уроках географии, мы с вами уже узнали, как изучали нашу планету раньше? Давайте еще раз повторим, с помощью каких приемов и методов изучалась наша планета? Какой из них был самым основным? А как вы думаете, какие возможности есть у современных исследователей?

(Картинки на двух языках в презентации)

– Так почему же мы до сих пор продолжаем мечтать о кругосветных путешествиях? Затем включается музыка из кинофильма “Дети капитана Гранта” и звучит вступительное слово учителя: “Кто из нас не мечтал путешествовать, покорять новые континенты, открывать ранее неизведанные страны, моря, горы и реки? А кто-то хотел посвятить всему этому жизнь? Однако немногие следуют за этой своей мечтой, боясь прослыть чудаком, потерять материальное благополучие, работу, семью. И тогда, и сейчас таких людей немного. Давайте посмотрим на экран и вспомним этих людей.

(На экране фотографии путешественников. Назовите путешественников и их открытия). (Опрос учеников)

– Что же необходимо знать для того, чтобы осуществить такое сложное и ответственное мероприятие? В первую очередь необходимо знать географию, а так же не обойтись без навыков общения на иностранном языке (английском), так как проплывать придется через территории других стран.

– Сегодня мы единая команда. Обязательное условие нашего плавания – каждый этап путешествия должны пройти все участники. На любом этапе может быть опрошен любой из вас, поэтому взаимопомощь – обязательное условие нашего путешествия.

Разминка:

– Look at the board and name the names of the continents .

– Listen the text and answer the questions

(Диск Тееn talk) Unit 2 Lesson 6(3-4)

– Аnswer the questions:

I. Answer my questions:

  1. – What lessons help you to know a lot about the world? (History and geography help us to know a lot about the world.)
  2. – What new things do you learn about different countries in the world? (We learn history, geography, climate, plants, and animals of different countries.)
  3. – Was it possible to explore the forests and deserts in earlier centuries? (to cross the seas and oceans) Was it dangerous? (In earlier centuries it was dangerous to explore forests. People couldn’t go far because they had primitive ships.)
  4. – Who wanted to know more about the world? (merchants, seamen)
  5. – What was the best way to explore new lands in earlier centuries? (People explored new lands on foot, on horseback, with dogs,
  6. Who were the first explorers? (the Vikings)
  7. Are explorations and discoveries important for science? Yes, they are.
  8. What do people need nowadays to travel? (maps) People need transport and maps.
  9. Are maps helpful? (Yes, they are.)
  1. – I believe you like to visit new places, don’t you?
  2. Why do people travel? (They want to relax, to see beautiful places, etc.)
  3. How do we call a person who discovers and explores new lands?
  4. Which explorers and travellers do you know?

II. Основная часть.

(На слайде и на столах у детей в качестве раздаточного материала). Match the names of some famous explorers with their facts. Соедините имена известных исследователей с их деятельностью:

Christopher Columbus reached the South Pole first
Peary sailed four times across the Atlantic Ocean to explore the Americas
Roald Amundsen spent seventeen years in Asia and explored the Far East
The Vikings reached the North Pole
Marco Polo discovered Greenland and set up a colony there in 982 AD
John and Sebastian Cabot travelled across the great continent of Africa
David Livingstone his was the first expedition to sail round the world, 1519-1521
Captain Cook discovered Canada
Ferdinand Magellan discovered New Zealand and Australia

После того, как учащиеся выполнят задание, идет проверка и на слайде появляется итоговый правильный вариант.

“Чтобы стать путешественником, надо любить Землю, планету нашу. Конечно, надо и закаляться, жить по-спартански. Посмотрите на мои экспедиции. Чтобы пойти вокруг света первый раз, я 19 лет занимался парусным спортом. Как вы считаете, есть ли сейчас на нашей планете “белые пятна”? Знаете ли вы современных путешественников? (Жак Ив Кусто, Федор Конюхов). Показывается слайд-фотография Ф. Конюхова с цитатой.

Do you know this man?

(Презентация слайд – the photo of Fyodor Filippovich Konyukhov). Наш сегодняшний урок будет посвящен одному из них, нашему современнику и соотечественнику Федору Конюхову.

– У вас на столах текстовое задание на английском языке. Ваша задача – назвать моря, океаны и названия географических объектов, которые покорил Федор Конюхов и отметить их на карте.

Карточка № 1.

Fyodor Filippovich Konyukhov (Russian: Фёдор Филиппович Конюхов, was born December 12, 1951, He is a Russian yacht captain and traveller. Konyukhov has reached such extreme points of the planet as the North Pole (three times), the South Pole, the Pole of Inaccessibility, Mount Everest and Cape Horn. Konyukhov has set world records, notably crossing the Atlantic Ocean in a single row-boat in 46 days, the best 24-hour passage in the same boat (110 miles), crossing about 800 km for 15 days and 22 hours during a Trans-Greenland dog sleigh ride1.

Ответ: the North Pole, the South Pole, the Pole of Inaccessibility.

Crossing the Atlantic Ocean, Mount Everest and Cape Horn. Далее следует проверка задания

– Федор Конюхов, в одной из своих экспедиций, исследовал пустыню одного очень интересного материка. Что такое материк (континент)? Мы, на уроке географии, его уже выучили. Учащиеся сначала дают определение по-русски, а на английском языке – это было ваше домашнее задание. Дети рассказывают наизусть определения:

A continent is a large area of the land on Earth that is joined together. In general it is agreed there are seven continents: Africa, Antarctica, Asia, Europe, North America, Australia, and South America.

When British people talk about "the Continent" (or "Continental" things) they mean the European mainland.[5] This meaning is not used as much as it used to be, but is still seen in phrases like "Continental breakfast" (rolls with cheese, jam etc. as distinct from an "English breakfast" which is a cooked breakfast).

Continents not only move but also sometimes crash into each other. The Indian subcontinent has been colliding with the Eurasian continent for a while now. As these continents push against each other, they buckle and bend. Because of this, the Himalaya Mountains, where Mount Everest is, are still being made today.

На слайде вы видите описание этого материка, по описанию определите материк и сообщите нам его название и крайние точки. Для чего же была предпринята эта экспедиция? Каковы ее цели и задачи? Помощь в ответе на поставленные вопросы вам окажет следующее задание.

– Подберите перевод к предложениям на английском языке:

1 – To strength a cultural and historical collaboration between Russia and Ethiopia;

2 – Study the terrains of the Ethiopian Highlands in order to establish (альпинистских и туристических маршрутов(new routes for mount climbers and tourists;

3 – Provide some assistance to Ethiopian mount climbers (альпинисты) in their training to climb Mt. Everest.

4 – Along with the organizers and sponsors of the expedition, Fedor Konyukhov developed a list of events to commemorate the historical and cultural ties between Russia and Ethiopia:

5 – Placement of a monument to the Russian poet A. S. Pushkin at the Pushkin’s square in Addis – Ababa; Placement of a memorial plaque to Alexander Bulatovich, a Russian military officer, explorer of Africa, writer, hieromonk and the leader of imyaslavie movement in Eastern Orthodox Christianity; Placement of a memorial plaque to Mikhail Babitchef, the first Ethiopian pilot, who was of Russian descent.

A – • Изучение Эфиопских гор для прокладки новых альпинистских и туристических маршрутов. До настоящего времени в горах Эфиопии “не ступала нога” российского альпиниста.

B – • Мероприятия, связанные с установкой мемориалов укрепляющих Российско – Эфиопскую дружбу: памятник А.С. Пушкину в Пушкинском сквере в центре Адисс Аббеба; мемориальную доску русскому исследователю Эфиопии Александру Ксаверьевичу Булатович -, мемориальную доску первому эфиопскому лётчику Михаилу Бабичеву.

C – • Вместе с организаторами и спонсорами экспедиции Федор Конюхов разработан список мероприятий, приуроченных к исторических и культурных связей между Россией и Эфиопией:

D – • Оказание Фёдором Конюховым помощи эфиопским альпинистам в подготовке к восхождению на вершину мира – Эверест.

E – • Укрепление сотрудничества России и Эфиопии

Опасности какого рода подстерегали Ф. Конюхова в Эфиопии (1 вариант) и в Амазонии (2 вариант), проведите сравнение.

– Помимо путешествий наземных и Федора Конюхова было несколько одиночных кругосветных морских путешествий и на лодке, и на катамаране (показ слайдов-фотографий). Перед вами маршрут одного из них. (На слайде показаны основные точки путешествия). С помощью атласа нанесите на контурные карты основные этапы путешествия и постройте графически этот маршрут (побудьте лоцманами)

Брейк – перемена и дать морские термины, на слайдах три русских понятия.

Морские термины:
  1. Лечь в дрейф
  2. Рубить концы
  3. Бить склянки
  4. Задраить люки
  5. 100 футов под килем
  6. Свистать всех наверх
  7. Кают компания
  8. Грот-мачта
  9. Зюйд-вест
  10. Кильватер
  11. Ватерлиния

Marine terms:

  1. Heave to (идти (о судне)
  2. To cut the cord
  3. Beat box
  4. Batten the hatches
  5. 100 feet under the keel
  6. Pipe all hands on deck
  7. The cabins of the company
  8. The main-mast
  9. South-West
  10. The Wake
  11. Waterline

Посмотрите отрывок из фильма о покорении Эвереста. (включить в презентацию).

– This year is an anniversary (юбилейный)year for the country’s mountaineering (для отечественного альпинизма ): it’s been 30 years since the successful ascent (восхождения) of Mt. Everest by the USSR team (May 1982), and it’s been 20 years since the first Russian expedition to the top of Mt. Everest (May 1992). Fedor Konyukhov was a member of the latter expedition that consisted of (состоял из) four Russian mountain climbers. Paired with Eugeny Vinogradsky (Yekaterinburg), he ascended to the top of the world on May 14th at 13:15 Katmandu time.

Twenty years later, Fedor is planning to repeat the ascent of Mt. Everest, but this time, climbing the North Side, where the climb leaves from Tibet.

Федор Конюхов совсем тоже совершил восхождение на эту высочайшую вершину мира. И планирует 2 восхождение на Эверест с 09 апреля – 03 июня, 2012 года. 2012 год юбилейный для отечественного альпинизма – отмечается 30-тилетие успешного восхождения на Эверест команды СССР (май 1982), а также 20-тилетие первой российской экспедиции на Эверест (май 1992). В состав экспедиции 1992 года входил Федор Конюхов. В паре с Евгением Виноградским (Екатеринбург) 11 мая в 13:15 он взошел на высочайшую вершину планеты.

Составьте по 5 вопросов по теме “Горы”, опираясь на полученные ранее знания и это фильм. Отметьте на картах все 7 вершин (слайд), на которые совершил восхождение Ф. Конюхов, определите их географические координаты и подумайте “Для чего нужно покорение горных вершин?”

(Следует опрос учащихся)

– Много сил и человеческих жизней было отдано при изучении и покорении полюсов планеты. Люди стремились узнать, что же скрыто за океанами, за большим количеством айсбергов, в неизвестных никому самых студеных уголках планеты. Было интересно и Ф. Конюхову, который тоже участвовал в полярных экспедициях. Опишите климатические особенности арктического климата и скажите, почему исследование морей Северного Ледовитого океана начинается летом, а путешествие в Антарктиду – зимой?

III. Заключение и обобщение.

В заключении давайте обобщим в тетрадях, какими же современными методами мы можем исследовать Землю, с помощью каких инструментов и зачем в наше время нужно путешествовать в труднодоступных местах нашей планеты. (Зонды, спутники, метеорологические станции, батискафы, современные телескопы, радиоволны. Но доставить все оборудование и проанализировать данный может только ЧЕЛОВЕК).

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: “Какими качествами личности должен обладать современный исследователь?”, the с географическими названиями.

– Далее следует оценка деятельности учащихся, подведение итогов, выставление оценок.