Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Разделы: Начальная школа


Значение наличия надёжной информации об уровне готовности детей к школе бесспорно.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года регламентированы три группы результатов. Из них следует, что в первую очередь у учителя и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они отличаются.

В ходе стартовой предметной диагностики не проверяются предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе, т.е. умения читать, писать, считать. Выявляется общая готовность к усвоению курсов математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Что выявила предметная диагностика учащихся моего 1 класса? Содержание предметной диагностики и результаты представлены в таблице.

В ходе диагностики по готовности к изучению математики проверялось состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию по заданным признакам, сравнивать предметы по длине, соотносить множество предметов с числовой фигурой.

№ задания Обследуемые умения. Результаты выполнения (в %)
1 Умение внимательно слушать инструкцию и ориентироваться на плоскости листа. 42 %
2 Умение сравнивать предметы по длине. 85,0 %
3 Умение моделирования пространственных отношений в плоскостном изображении (между, над, справа, слева, вверху). 70,0 %
4 Умение соотносить множество предметов с числовой фигурой. 78,1 %
5 Умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие путем образования пар. 65,7 %
6 Умение производить классификацию по заданному признаку. 82,9 %
Дополнительное задание.
7 Умение ориентироваться на плоскости, основы пространственного мышления (простейший поворот фигуры). 94,3 %

Учитывая невысокие результата выполнения задания № 1, мною была организована индивидуальная работа по формированию умения ориентироваться на плоскости листа.

В ходе диагностики по русскому языку проверялось развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки.

№ задания Обследуемые умения. Результаты выполнения (в %)
1 Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. 90,6 %
2 Частичное знание графического начертания букв алфавита; умение выделять буквы среди различных знаков, символов, чисел. 93.9 %
3 А. Сформированность начертания наклонных параллельных штрихов. 62,7 %
Б. Состояние зрительно-моторной координации, умение ориентироваться на заданной плоскости, ограниченной линиями (строками). 59,9 %
В. Умение опознавать и самостоятельно продолжать логическое чередование (логический ряд). 77,5 %
4 Умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов). 95,3 %
5 Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). 62,4 %
6 Умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки. 73,9 %

Вывод: включать в уроки больше упражнений на развитие “мелкой моторики” и графических умений первоклассников, зрительного восприятия.

В работе по окружающему миру обследовалось: знание основной достопримечательности столицы нашей Родины; знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года; умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам; представления о профессиях; знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования); умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками; понимание родового сходства представителей животного мира.

№ задания Обследуемые умения. Результаты выполнения (в %)
1 Знание основной достопримечательности столицы нашей Родины. 67 ,0 %
2 Знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года. 52,2 %
3 Умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам. 58,7 %
4 Иметь представление о некоторых профессиях. 95,7 %
5 Знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования). 95,2 %
6 Умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками. 95,2 %
7 Понимание родового сходства представителей животного мира. 95,2 %

Низкие результаты потребовали ведения в уроки окружающего мира заданий на знание характерных признаков времен года, определения последовательности частей суток .(например, ежедневной формой приветствия в классе стало: “Доброе утро”)

Ещё важнее метапредметная готовность первоклассника. Под метапредметной готовностью понимаются предпосылки к формированию универсальных учебных действий. Под ней подразумевается следующее: познавательные предпосылки требуют децентрации мышления (делаю как надо, а не как хочу”), регулятивные предпосылки – это произвольность поведения, коммуникативные предпосылки – коммуникативные действия.

Для определения степени развития универсальных учебных действий у первоклассников мною использовались методика “Графический диктант”, (цель: насколько точно может выполнять требования взрослого), “Образец и правило” (цель: умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила) и получены следующие результаты

  Обследуемые УУД Результат выполнения
“Образец и правило” Регулятивные УУД

(действие по образцу и правилу)

46 %

 

“Графический диктант” Познавательные УУД

(принимать уч. задачу)

72%

Невысокие результаты объясняются тем, что многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию.

Что делается для развития метапредметных УУД?

Психологом городского центра психолого – педагогической помощи проведен цикл внеклассных занятий “ Я – ученик” , использую ролевые игры по произвольности поведения , учу первоклассников составлять план своих действий по решению учебной задачи, формирую действия целеполагания, при первичном закреплении материала – регулярно используется комментирование.

Достаточный уровень предметной и метапредметной готовности обеспечивают личностную готовность как сумму интегративных качеств.

Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.

– Согласно ему, ребёнок должен:

– быть физически развитым,
– владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
– быть эмоционально отзывчивым;
– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы;
– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

Диагностика личностной готовности.

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.

Мотивация.

  Содержание вопроса.  
1 Хочет учиться. 95%
2 Активен на уроке. 52 %
3 Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу. 85%
4 В настоящее время ребёнок идёт в школу:

С охотой,

100%
  без желания, но спокойно,  
  ворчит, просит оставить дома,  
  наотрез отказывается идти в школу. __

Усвоение норм поведения в школе.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения “школьного поведения” – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

По данным наблюдения плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников.

  Содержание вопроса.  
1 На занятиях часто отвлекается, разговаривает. 42%
2 Ходит по классу во время урока.
3 Пристаёт к одноклассникам. 19 %
4 Спокойно сидит на уроке. 58 %
5 Всегда готов к уроку (приносит всё рекомендованное на учебный день). 61%
6 Не опаздывает на уроки. 100 %
7 Имеет опрятный внешний вид. 100%
8 Участвует в драке. 19 %

Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать “роли ученика”.

Успешность функционирования в роли ученика.

  Содержание вопроса.  
1 Понимает требования учителя. 52 %
2 Понимает объяснения учителя на уроке. 66 %
3 Не боится задать вопрос учителю. 95 %
4 Понимает правила взаимодействия с учителем. 52 %
5 Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом. 19 %
6 Часто выполняет задание быстрее других. 19 %
7 Умение общаться с учителем. 47 %
8 Умение управлять своим поведением. 58 %

В результате такого комплексного обследования был получен обобщенный портрет первоклассника, отражающий некоторые характеристики детей, которые учитываются мной на первом этапе обучения в школе.

При поступлении в школу 85 % хотят учиться, готовы к школе 80%, определённые трудности испытывают 20% детей,. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности 40% детей необходима помощь. Около 33 % очень существенно реагировали на начало обучения в школе, часто и длительно болели.