Значение наличия надёжной информации об уровне готовности детей к школе бесспорно.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года регламентированы три группы результатов. Из них следует, что в первую очередь у учителя и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они отличаются.
В ходе стартовой предметной диагностики не проверяются предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе, т.е. умения читать, писать, считать. Выявляется общая готовность к усвоению курсов математики, обучения грамоте, окружающего мира.
Что выявила предметная диагностика учащихся моего 1 класса? Содержание предметной диагностики и результаты представлены в таблице.
В ходе диагностики по готовности к изучению математики проверялось состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию по заданным признакам, сравнивать предметы по длине, соотносить множество предметов с числовой фигурой.
№ задания | Обследуемые умения. | Результаты выполнения (в %) |
1 | Умение внимательно слушать инструкцию и ориентироваться на плоскости листа. | 42 % |
2 | Умение сравнивать предметы по длине. | 85,0 % |
3 | Умение моделирования пространственных отношений в плоскостном изображении (между, над, справа, слева, вверху). | 70,0 % |
4 | Умение соотносить множество предметов с числовой фигурой. | 78,1 % |
5 | Умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие путем образования пар. | 65,7 % |
6 | Умение производить классификацию по заданному признаку. | 82,9 % |
Дополнительное задание. | ||
7 | Умение ориентироваться на плоскости, основы пространственного мышления (простейший поворот фигуры). | 94,3 % |
Учитывая невысокие результата выполнения задания № 1, мною была организована индивидуальная работа по формированию умения ориентироваться на плоскости листа.
В ходе диагностики по русскому языку проверялось развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки.
№ задания | Обследуемые умения. | Результаты выполнения (в %) |
1 | Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. | 90,6 % |
2 | Частичное знание графического начертания букв алфавита; умение выделять буквы среди различных знаков, символов, чисел. | 93.9 % |
3 | А. Сформированность начертания наклонных параллельных штрихов. | 62,7 % |
Б. Состояние зрительно-моторной координации, умение ориентироваться на заданной плоскости, ограниченной линиями (строками). | 59,9 % | |
В. Умение опознавать и самостоятельно продолжать логическое чередование (логический ряд). | 77,5 % | |
4 | Умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов). | 95,3 % |
5 | Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). | 62,4 % |
6 | Умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки. | 73,9 % |
Вывод: включать в уроки больше упражнений на развитие “мелкой моторики” и графических умений первоклассников, зрительного восприятия.
В работе по окружающему миру обследовалось: знание основной достопримечательности столицы нашей Родины; знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года; умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам; представления о профессиях; знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования); умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками; понимание родового сходства представителей животного мира.
№ задания | Обследуемые умения. | Результаты выполнения (в %) |
1 | Знание основной достопримечательности столицы нашей Родины. | 67 ,0 % |
2 | Знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года. | 52,2 % |
3 | Умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам. | 58,7 % |
4 | Иметь представление о некоторых профессиях. | 95,7 % |
5 | Знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования). | 95,2 % |
6 | Умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками. | 95,2 % |
7 | Понимание родового сходства представителей животного мира. | 95,2 % |
Низкие результаты потребовали ведения в уроки окружающего мира заданий на знание характерных признаков времен года, определения последовательности частей суток .(например, ежедневной формой приветствия в классе стало: “Доброе утро”)
Ещё важнее метапредметная готовность первоклассника. Под метапредметной готовностью понимаются предпосылки к формированию универсальных учебных действий. Под ней подразумевается следующее: познавательные предпосылки требуют децентрации мышления (делаю как надо, а не как хочу”), регулятивные предпосылки – это произвольность поведения, коммуникативные предпосылки – коммуникативные действия.
Для определения степени развития универсальных учебных действий у первоклассников мною использовались методика “Графический диктант”, (цель: насколько точно может выполнять требования взрослого), “Образец и правило” (цель: умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила) и получены следующие результаты
Обследуемые УУД | Результат выполнения | |
“Образец и правило” | Регулятивные УУД (действие по образцу и правилу) |
46 %
|
“Графический диктант” | Познавательные УУД (принимать уч. задачу) |
72% |
Невысокие результаты объясняются тем, что многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию.
Что делается для развития метапредметных УУД?
Психологом городского центра психолого – педагогической помощи проведен цикл внеклассных занятий “ Я – ученик” , использую ролевые игры по произвольности поведения , учу первоклассников составлять план своих действий по решению учебной задачи, формирую действия целеполагания, при первичном закреплении материала – регулярно используется комментирование.
Достаточный уровень предметной и метапредметной готовности обеспечивают личностную готовность как сумму интегративных качеств.
Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.
– Согласно ему, ребёнок должен:
– быть физически развитым,
– владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
– быть эмоционально отзывчивым;
– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы;
– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Диагностика личностной готовности.
Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.
Мотивация.
Содержание вопроса. | ||
1 | Хочет учиться. | 95% |
2 | Активен на уроке. | 52 % |
3 | Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу. | 85% |
4 | В настоящее время ребёнок идёт в школу: С охотой, |
100% |
без желания, но спокойно, | ||
ворчит, просит оставить дома, | ||
наотрез отказывается идти в школу. | __ |
Усвоение норм поведения в школе.
Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения “школьного поведения” – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.
По данным наблюдения плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников.
Содержание вопроса. | ||
1 | На занятиях часто отвлекается, разговаривает. | 42% |
2 | Ходит по классу во время урока. | – |
3 | Пристаёт к одноклассникам. | 19 % |
4 | Спокойно сидит на уроке. | 58 % |
5 | Всегда готов к уроку (приносит всё рекомендованное на учебный день). | 61% |
6 | Не опаздывает на уроки. | 100 % |
7 | Имеет опрятный внешний вид. | 100% |
8 | Участвует в драке. | 19 % |
Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать “роли ученика”.
Успешность функционирования в роли ученика.
Содержание вопроса. | ||
1 | Понимает требования учителя. | 52 % |
2 | Понимает объяснения учителя на уроке. | 66 % |
3 | Не боится задать вопрос учителю. | 95 % |
4 | Понимает правила взаимодействия с учителем. | 52 % |
5 | Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом. | 19 % |
6 | Часто выполняет задание быстрее других. | 19 % |
7 | Умение общаться с учителем. | 47 % |
8 | Умение управлять своим поведением. | 58 % |
В результате такого комплексного обследования был получен обобщенный портрет первоклассника, отражающий некоторые характеристики детей, которые учитываются мной на первом этапе обучения в школе.
При поступлении в школу 85 % хотят учиться, готовы к школе 80%, определённые трудности испытывают 20% детей,. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности 40% детей необходима помощь. Около 33 % очень существенно реагировали на начало обучения в школе, часто и длительно болели.