Урок - исследование по русскому языку "Просторечия"

Разделы: Русский язык


Тема исследования: “Выявление схожих языковых черт просторечной лексики героев рассказов В.М. Шукшина и жителей села Боград Республики Хакасия”.

Цель урока: выявить схожие языковые черты просторечной лексики жителей Алтайского края на примере героев рассказов В.М. Шукшина и жителей села Боград.

Задачи:

  • проверить умения учащихся находить изученные явления в тексте, давать грамматическую характеристику, определять особенности употребления в данном тексте;
  • развивать умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал;
  • воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией. 

Домашним заданием был сбор просторечных слов жителей села (опрос родных, знакомых), чтение рассказов В.М. Шукшина: “Как помирал старик”, “Степка”, “Охота жить”, “Билетик на второй сеанс”, “Раскас”, “Думы”...

Ход урока

I.

1.Объявление темы урока: “Просторечие”.

2. Беседа с учащимися по теме “Просторечие” (повторение пройденного теоретического материала)

3. Проблемные вопросы:

- Вы употребляете в своей речи просторечные слова?

- Употребляют ли их ваши знакомые, родные?

- Встречались ли при чтении рассказов Шукшина просторечные слова?

-Встречались ли вам при чтении рассказов просторечия, которые употребляют и жители нашего села?

- Почему употребление просторечных слов ограничено?

4. Определение проблемы исследования: поиск просторечной лексики, находящейся на грани исчезновения, является основной проблемой данного исследования.

5. Учащиеся выдвигают гипотезу:: предположим, что просторечная лексика жителей села Боград имеет схожие языковые черты с лексикой жителей Алтайского края на примере героев рассказов В.М. Шукшина.

6. Объект исследования - речь жителей села Боград и речь героев произведений В.М.Шукшина.

7. Предметом исследования являются просторечные слова.

8. В соответствии с целью будут использованы методы:

  • Поисковый (анализ литературы, изучение проблемы, сбор просторечных слов);
  • Сопоставительный метод;
  • Заключительно-обобщающий (систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулировка выводов и рекомендаций).

II. Исследование

Каждая группа, подгруппа выбирает для подготовки одну из тем, которые определяются на уроке.

  1. Группы просторечий.
  2. Особенности употребления просторечной лексики.
  3. Классификация по частям речи.
  4. Синтаксические единицы

Инструкция для 1 группы (сильные учащиеся)

1. Работа с учебником “теория”.

- Выяснить на какие группы делятся просторечия?

(Все просторечия делятся на три основные группы:

1. Фонетические просторечия

2. Морфологические просторечия

3. Синтаксические просторечия )

Заполнить таблицу

Наименование Просторечие Пример синтаксической единицы из рассказа Пример из речи жителей
Фонетическое шо’фер вместо шофё’р,    

Инструкция для 2 группы

Выявить особенности употребления просторечной лексики, составить таблицу

(у каждой группы тексты В.М. Шукшина).

Особенность употребления Просторечие
Характеристика персонажа Бестолоч,...
Совершаемые действия Лузгать,...
В названии рассказа и т.д.  

Инструкция для 3 группы

Найти просторечия в текстах рассказов Шукшина и из собранных просторечий жителей с. Боград сделать классификацию по частям речи.

Часть речи Просторечие
Существительное Цигарка,...
Глагол Лузгать,...
Наречия Сёгоды,...

Индивидуальное задание (у каждого ученика на столе свой текст рассказа В.М. Шукшина, который он читал) Собрать синтаксические единицы, включающие в себя просторечную лексику героев Шукшина и жителей села Боград (из рассказа пример – предложение, из речи жителей - просторечие (слово)

Просторечие Обозначение Пример Название
Вобчем В общем - Она вобчем-то не дура, но малость чокнутая нащет своей физиономии. “Раскас”
Вчерась вчера - Хорошо не разбудил вчерась. “Охота жить”
Выкобенивался красовался. Я тогда ещё совсем молоденькая была, а ты уж выкобенивался. “Одни”

(пример )

Индивидуальное задание: работа с интернет-ресурсами.

Задание: найти в словаре В. Даля предложенное слово одной из групп и определить, является ли оно просторечным, если группа не может определить просторечное оно или диалектное (дети часто путают)

  1. Критерии оценивания работы:
  2. Заполнение таблицы. (2балла)
  3. Вывод. (2 балла)
  4. Участие в выступлении.(2 балла)
  5. Участие в обсуждении (2 балла).

Всего:

  • 8 баллов “5”
  • 6 баллов “4”
  • 4 балла “3”

На исследование отводится 20.

III. Выступление групп, формулировка выводов.

- К какому выводу мы пришли после исследования?

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верной. Просторечная лексика жителей села Боград имеет во многом схожие языковые черты по своим тем или иным морфологическим, фонетическим, грамматическим признакам со словами, употребляемыми жителями Алтайского края на примере героев рассказов В.М. Шукшина. Таким образом, можно сделать вывод, что в речи героев Шукшина В.М. используются просторечные слова, схожие со словами нашей местности.

IV. Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру, используя просторечную лексику.

Примеры выступления учащихся :

1 группа.

Все просторечия делятся на три основные группы:

1.Фонетические просторечия - неточность в фонетическом облике слова, изменение места ударения. Например: шо’фер вместо шофё’р, ложу вместо кладу.

2. Морфологические просторечия, когда отступление от нормы наблюдается в морфологическом составе слова. Например: мово вместо моего, дитё вместо дитя, зе’ркала вместо зе’ркало (отнесение слов из среднего рода к женскому роду, в которых концевое “о” постоянно звучит, как “а”, что и является основой неправильного определения рода), без пальта вместо без пальто, мой мозоль вместо моя мозоль, с повидлой вместо с повидлом, шофера’ вместо шофё’ры, бежат вместо бегут.

3.Синтаксические просторечия - слово соответствует норме литературного языка, но грамматическая связь между ними нарушена. Например: Я потерял пуговича. В слове пуговича сразу допущены два вида просторечия, фонетическое просторечие - вместо “ц” - “ч” (это просторечие связано с северо - русским говором) и морфологическое просторечие – вместо окончания винительного падежа – “у” употреблена форма именительного падежа.

2 группа.

С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:

1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;

2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;

3) Наречия: Наобум, по-свойски;

4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;

5) Междометия: Лга, баи, ой.

3 группа

Выявить особенности употребления просторечной лексики.

Просторечная лексика в прозе Шукшина занимает значительное место Писатель использует ее как яркое оценочное средство. Такие слова употребляются для наименования лиц, их характеристики, оценки другими персонажами: бестолочь, бугай, вертихвостка, лоботряс, побирушка, трепач, “ходили голодранцами”(Боград); “наворачивал, как голодный”(Б); и т.д. Нередко такое слово выносится в название рассказа, что сразу привлекает внимание читаталя: “Дебил”, “Залетный”, “Чудик”, “Алеше Бесконвойный”. Такую же функцию выполняют прилагательные, подчеркивающие какую – либо черту характера персонажа: башковитый, шебутной, непутевый, незанозистый, “да знаю я тебя тугоносого, как ты просил” (“В профиль и анфас”. Тугоносый – робкий, неразговорчивый человек,“паскудный был” (Б);. “Они все так, запойники – то: месяц не пьют, два, три, а потом всё до нитки с себя спустят” (“Мастер”).

В своих произведениях В.М. Шукшин употребляет в большей степени глаголы. Они называют физические действия: сварганить, звездануть, дроболызнуть, жогнуть; состояния: вздрючиваться, загнуться, окочуриться; трескали за обе щеки (Боград); характер речи: долдонить, вякать, “стали кумекать(Б)

Просторечия В.М. Шукшина выражают различные оттенки: пренебрежительности (шашлычишко, людишки), восторженность: красотень; глаголы с отрицательной оценочностью: ломануть (ударить), устосовать (избить до полусмерти), ухайдакать (сгубить), “премся все спозаранку на телятник” (Боград) “девки лохмы распустят да на танцы” (Б)

Группа 4

Выявить схожие языковые черты просторечной лексики жителей Алтайского края (на примере героев рассказов В.М. Шукшина) с просторечной лексикой жителей села Боград.

Территория Алтайского края, как и Хакасия, входит в состав севернорусского наречия, поэтому можно выявить схожие черты просторечной и разговорной лексики на примере героев произведений В.М. Шукшина и жителей села Боград.

1. Разговорно-бытовые слова, которых нет в лексике, например: огорошить, налупился, наяривать;

2. Общеупотребительные слова с особыми, разговорно- литературными и просторечными значениями, например: хлестать, хлебать (в значении “пить водку”), тюлень (в значении “неповоротливый человек”), шляпа (в значении “растяпа”);

3. В просторечной лексике встречаются отличающиеся постановкой ударения. Например: должон должен, сурьёзно.

4. - Тебе, паразит, жалко сапоги замарать, а я должон каждую весну плетень починять?! (Рассказ “Степка”).

5. Мягкое произношение звуков: организьм - организм

- А какой там организьм у ребенка. (Рассказ “Микроскоп”, стр.163).

6. В просторечной лексике местоимение чего (ничего), что имеет другую форму: ничо – ничего, чо.

- Ничо, служит пока. (Рассказ “Охота жить”, стр.60).

Таким образом, можно сделать вывод, что в речи героев Шукшина В.М. используются просторечные слова, схожие по своим тем или иным морфологическим, фонетическим, грамматическим признакам со словами, употребляемыми жителями села Боград.