Повышения качества обученности детей через интеграцию общего и дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, следовательно, и к качеству самого образования.

Необходимые требования к качеству “нового” образования это:

  • обучаемость личности, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
  • интеллектуально-физическое развитие ребенка, так как доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым личностям;
  • креативность, или способность мыслить и действовать творчески;
  • Патриотическое воспитание, предполагающее наличие гуманных, высоконравственных и ценностных установок у индивида.

Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти проблемы позволяет интеграция системы образования.

Образовательная область это общность нескольких учебных предметов, которые ранее преподавались независимо друг от друга. Переход от учебного предмета как дидактической единицы к образовательной области, придает интеграции статус одного из основных дидактических понятий.

Таким образом, интеграция становится одним из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления качества образования.

Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип в обучении, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка.

Психологи, полагают, что при интегрировании обучения схожих идей и принципов, прослеживается лучший результат, чем при обучении детей различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения полученных знаний одновременно в различных областях: теоретической, практической и прикладной.

Интегративная система в образовании предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем различных предметов, изучение которых взаимо дополняется на каждом этапе обучения.

Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интегрированных занятий активизирует мыслительную деятельность ребенка, стимулирует его искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Интеграция в образовании:

  • ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих ребенку одновременно проследить весь процесс выполнения действия от цели до результата, осмысленно воспринимая каждый этап работы;
  • усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели;
  • увеличивает информативную емкость занятия;
  • позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов;
  • является средством мотивации обучения воспитанника, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;
  • активизирует мыслительную деятельность, побуждает ее к поиску новых способов познания учебного материала;
  • формирует исследовательский тип личности.

Не является секретом, что дополнительное образование:

- дает знания, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях;

- расширяет возможности для развития дошкольников, особенно не посещающих детские сады;

- создает условия для развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий детей.

Как более мобильное и нерегламентированное стандартами, дополнительное образование заполняет образовательное пространство, удовлетворяя потребности социума в целом и каждого ребенка в отдельности.

Доминантой дополнительного образования, в силу своего многообразия, является детская и подростковая деятельность в различных ее формах и проявлениях – учебная, воспитательная, культурно-досуговая, исследовательская, особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей.

Исследование процесса интеграции общего и дополнительного образования детей, позволяет выявить следующие принципы обновления образования:

  • взаимодополняемости;
  • системного подхода;
  • целостности;
  • информированности;
  • развивающего обучения.

В совокупности данных принципов, интеграция образовательных систем создает условия для:

  • выхода на более высокий уровень осмысления обучения;
  • совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
  • развития свободы мышления;
  • формирования креативности учащихся.

Таким образом, единство участников интеграции образовательного процесса выражается во внутренней спаянности, гармоничном взаимодействии его участников, одобрении общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимном понимании и симпатии. Из чего следует образование технологии действий всех участников образовательного процесса, процесса интеграции:

  1. Совместная выработка педагогических идей интеграции, в основе которых лежат свобода выбора и разнообразие дополнительного образования детей, общение, основанное на сотрудничестве.
  2. Формирование единства и понимания в оценке результата интеграции.
  3. Творческий поиск методов осуществления интеграции.
  4. Создание традиций интегративной деятельности.
  5. Разработка аналитико-диагностической методики результативности.

Цель интеграции общего и дополнительного образования детей – это создание качественного и целостного образовательного пространства для развития личности ребенка.

Таким образом, при создании единого образовательного пространства, идеальным вариантом повышения качества обучения и воспитания является решение следующих задач:

  • определить начальный уровень интеграции общего и дополнительного образования детей;
  • изучить и обобщить уже имеющийся опыт интеграции;
  • создать условия для мотивации педагогического сообщества города к участию в интеграционных процессах;
  • осуществить взаимодействие по проектированию интеграционных образовательных программ.

Но, как и в каждом деятельном процессе, при реализации технологии интеграции в образовании, существуют определенные трудности и самые распространенные это: заорганизованность (интеграция ради интеграции как формы деятельности); слабая мотивация педагогического сообщества; боязнь потери имиджа образовательного учреждения; нарушение принципа добровольности (обязанность внедрения и реализации интегрированных программ).

Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного образования, в процессе практической апробации, как педагогам, так и методическому составу учреждения, необходима система корректировки и обновления содержания интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно повысить уровень качества обучения в системе общего и дополнительного образования детей.

Источники: Интеграция общего и дополнительного образования: / Авт.-сост.: В.П. Воронина, А.И. Малофеева, И.В. Крайняя. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 – 64 с.