Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, следовательно, и к качеству самого образования.
Необходимые требования к качеству “нового” образования это:
- обучаемость личности, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
- интеллектуально-физическое развитие ребенка, так как доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым личностям;
- креативность, или способность мыслить и действовать творчески;
- Патриотическое воспитание, предполагающее наличие гуманных, высоконравственных и ценностных установок у индивида.
Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти проблемы позволяет интеграция системы образования.
Образовательная область это общность нескольких учебных предметов, которые ранее преподавались независимо друг от друга. Переход от учебного предмета как дидактической единицы к образовательной области, придает интеграции статус одного из основных дидактических понятий.
Таким образом, интеграция становится одним из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления качества образования.
Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип в обучении, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка.
Психологи, полагают, что при интегрировании обучения схожих идей и принципов, прослеживается лучший результат, чем при обучении детей различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения полученных знаний одновременно в различных областях: теоретической, практической и прикладной.
Интегративная система в образовании предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем различных предметов, изучение которых взаимо дополняется на каждом этапе обучения.
Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интегрированных занятий активизирует мыслительную деятельность ребенка, стимулирует его искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
Интеграция в образовании:
-
ведет к увеличению доли обобщающих знаний,
позволяющих ребенку одновременно проследить
весь процесс выполнения действия от цели до
результата, осмысленно воспринимая каждый этап
работы;
- усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели;
- увеличивает информативную емкость занятия;
- позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов;
- является средством мотивации обучения воспитанника, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;
- активизирует мыслительную деятельность, побуждает ее к поиску новых способов познания учебного материала;
- формирует исследовательский тип личности.
Не является секретом, что дополнительное образование:
- дает знания, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях;
- расширяет возможности для развития дошкольников, особенно не посещающих детские сады;
- создает условия для развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий детей.
Как более мобильное и нерегламентированное стандартами, дополнительное образование заполняет образовательное пространство, удовлетворяя потребности социума в целом и каждого ребенка в отдельности.
Доминантой дополнительного образования, в силу своего многообразия, является детская и подростковая деятельность в различных ее формах и проявлениях – учебная, воспитательная, культурно-досуговая, исследовательская, особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей.
Исследование процесса интеграции общего и дополнительного образования детей, позволяет выявить следующие принципы обновления образования:
- взаимодополняемости;
- системного подхода;
- целостности;
- информированности;
- развивающего обучения.
В совокупности данных принципов, интеграция образовательных систем создает условия для:
- выхода на более высокий уровень осмысления обучения;
- совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
- развития свободы мышления;
- формирования креативности учащихся.
Таким образом, единство участников интеграции образовательного процесса выражается во внутренней спаянности, гармоничном взаимодействии его участников, одобрении общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимном понимании и симпатии. Из чего следует образование технологии действий всех участников образовательного процесса, процесса интеграции:
- Совместная выработка педагогических идей интеграции, в основе которых лежат свобода выбора и разнообразие дополнительного образования детей, общение, основанное на сотрудничестве.
- Формирование единства и понимания в оценке результата интеграции.
- Творческий поиск методов осуществления интеграции.
- Создание традиций интегративной деятельности.
- Разработка аналитико-диагностической методики результативности.
Цель интеграции общего и дополнительного образования детей – это создание качественного и целостного образовательного пространства для развития личности ребенка.
Таким образом, при создании единого
образовательного пространства, идеальным
вариантом повышения качества обучения и
воспитания является решение следующих задач:
Но, как и в каждом деятельном процессе, при реализации технологии интеграции в образовании, существуют определенные трудности и самые распространенные это: заорганизованность (интеграция ради интеграции как формы деятельности); слабая мотивация педагогического сообщества; боязнь потери имиджа образовательного учреждения; нарушение принципа добровольности (обязанность внедрения и реализации интегрированных программ).
Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного образования, в процессе практической апробации, как педагогам, так и методическому составу учреждения, необходима система корректировки и обновления содержания интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно повысить уровень качества обучения в системе общего и дополнительного образования детей.
Источники: Интеграция общего и дополнительного образования: / Авт.-сост.: В.П. Воронина, А.И. Малофеева, И.В. Крайняя. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 – 64 с.