Урок литературного чтения по теме "Я никогда никого не буду убивать" (по отрывку из произведения В.Астафьева "Ода русскому огороду"). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4б.

Тема урока: “Я никогда никого не буду убивать” (по отрывку из произведения В.Астафьева “Ода русскому огороду”).

Цели.

  1. Познакомить с отрывком из произведения В.Астафьева “Ода русскому огороду”.
  2. Создать условия для восприятия и осмысления текста, для свободного выражения своих мыслей.
  3. Способствовать формированию гуманного отношения к природе и человеку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Виктора Петровича Астафьева. Знакомо ли вам это имя? (Высказывания детей)

С десяток честных и умных книг, переведённых на многие языки мира, написал Виктор Петрович. Все его произведения – это ода русской земле, это гимн человеческой доброте. Детские годы связаны с рекой Енисей, рыбалками, ночёвками в лесу. Многое пришлось пережить Астафьеву, прежде чем он стал писателем. В семь лет он потерял маму (она утонула в реке), потом смерть дедушки, годы в детском доме. Самые светлые воспоминания о детстве связаны с бабушкой Екатериной Петровной. Она научила его любить и прощать, быть милосердным. А потом была война, тяжёлое ранение, трудные голодные послевоенные годы, и работа, работа… Но трудности не сломили Виктора Петровича. Он много писал, его произведения удостоены Государственной премии. Своими произведениями он боролся за сохранение и продолжение всего лучшего, что было, есть и будет в человеке.

Предлагаю прочитать отрывок из произведения В.П.Астафьева “Ода русскому огороду”.

Как вы думаете, о чём или о ком будет этот отрывок?

Ученики высказывают свои предположения.

Я прочту первую строку из этого отрывка: “Ласточка с ликованием носилась над рекой…” Изменилось ли ваше мнение?

Ученики говорят, что в рассказе герой – ласточка.

Составление кластера (предположения детей, что может произойти с ласточкой, учитель фиксирует на доске, обсуждение возможного сюжета).

3. Медленное чтение с остановками.

1 часть. Слуховое восприятие (читает учитель).

Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча… всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива, и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко под застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову.

Ответы на вопросы:

  • Что узнали про ласточку?
  • Каким одним словом можно выразить настроение ласточки?
  • Ваши предположения о дальнейших событиях.

2 часть. Самостоятельное чтение с подчёркиванием слов, определяющих настроение.

Не потеряла ласточка голову и помнила о своём назначении. Думала о будущих птенцах. И всё же… всё же счастье возвращения ослепило её. Она охмелела и забылась. А маленьким и беззащитным существам никогда не следует забываться.

Обсуждение подчёркнутых слов. Дети почувствовали тревогу, отметили, что должно что-то произойти печальное.

3 часть. Самостоятельное чтение.

Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, срывисто бьётся крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором…

Обсуждение ответов на вопросы:

  • Что произошло?
  • Зачем мальчик так поступил?
  • Почему автор не называет его имени?

4 часть. Чтение вслух (читает один ученик, остальные следят по тексту).

В руку перестало тыкать, глаза птички подернулись туманцем вечного сна, головка опала. Раскрывая ногтями скорбно сжатый клюв, мальчик пускал в него тёплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал её, надеясь, что пичужка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась.

Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черёмухи, устелил её палыми листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. “Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало…” -вспомнилось ему бабушкино присловье. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, и крестилась: “Вот ещё одно лето ласточка на крылышках принесла…”.

Вопросы для обсуждения:

  • Как мальчик пытался вернуть ласточку к жизни?
  • Почему он хотел это сделать?
  • Почему он вспомнил бабушку?

5 часть. Слуховое восприятие (читает учитель)

Долго и неподвижно сидел мальчик под черёмухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но чёткая мысль всё же вызрела в нём…

Запишите предложение, которое может служить концом рассказа. Ученики работают самостоятельно.

4. Рефлексия.

Авторский стул (дети по очереди садятся на стул перед классом и читают своё предложение).

Чтение авторской концовки: “Я никогда никого не буду убивать” (запись открывается на доске).

Свободные высказывания детей по уроку, о произведении.

  • Как жаль, что ничего нельзя изменить!
  • Наверное, этот мальчик всю жизнь помнил о своём поступке.
  • Я верю, что он никого не будет убивать.
  • А те, кто убивают, не думают о своих поступках.
  • Жизнь одна и у животных, и у человека.

Возвращение к кластеру.

Домашнее задание по выбору: написать отзыв или нарисовать рисунок к произведению.