Когда-то, нашу страну называли самой читающей страной в мире, а нас – самой читающей нацией. Однако, в последние годы, ситуация с чтением книг изменилась не в лучшую сторону. Взрослые стали чаще и больше общаться по интернету, длительное время просиживая за компьютером. Дети тоже подражают своим родителям и порой часами могут сидеть за играми на компьютере и игровых приставках, которые, к сожалению, не дают им полезной информации. Зато бывает очень сложно заставить ребенка читать книги. Хотя многим современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Ведь чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на детей художественная литература). Кроме того, полноценный навык чтения – это база для успешного обучения по всем школьным предметам, так же основной источник получения информации, ну и конечно – способ общения. (Слайд № 2)
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения является одним из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, в тоже время трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах в развитии таких высших психических функций как: восприятие, внимание, память, мышление или речь.
Главной задачей при обучении чтению является выработка у детей таких навыков как: правильность, выразительность, беглость и сознательность чтения. (Слайд № 3)
Правильность и выразительность чтения достигается чтением вслух. (Слайд № 4)
А начинается все с раннего детства. Чтобы ребенок смог развить умения и навыки, которые будут необходимые для грамотного чтения, нужно чтобы родители читали ему книги вслух. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда вы читаете, дети с юных лет узнают, что буквы в книжках складываются и соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи. Также они знакомятся с литературной речью. Дело в том, что разговорная (устная) и книжная (письменная) речь серьезно отличаются друг от друга. Если родители читают вслух выразительно, с правильной интонацией и эмоционально, то ребенок готовится к тому, как он сам будет строить фразу, интонационно оформлять ее. Чем “правильней” будет ваше собственное чтение, тем больше шансов, что у вашего ребенка не будет проблем с тем, чтобы сначала научиться читать выразительно, а затем и правильно расставлять знаки препинания на письме (ведь именно они отражают интонацию на письме), дописывать окончания слов и т.д. Именно поэтому не следует прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребенку младшего школьного возраста. Читайте с ним по очереди, устраивайте небольшие семейные чтения – не лишайте своего ребенка возможности развиваться и не забывайте, что это еще и дополнительные минуты вашего с ним общения.
При самостоятельном чтении вслух вашего ребенка, обязательно обращайте внимание на орфографическое проговаривание слов (в первом классе чтение полностью должно быть орфографическим, к третьему-четвертому классу - орфографически могут читаться только сложные слова. Именно такое проговаривание включает произвольную (механическую) память и ребенок запоминает правописание слов. Помните, что орфографическое чтение вслух является основой грамотного письма.
Беглость и сознательность прочитанного. (Слайд № 5)
Родители часто сталкиваются с проблемой непонимания ребенком смысла самостоятельно прочитанного текста. Для осознания прочитанного необходимо умение ребенка читать “про себя”, а не громкого вслух. Дело в том, что понимание и озвучивание – это две параллельные и независимые друг от друга мыслительные операции. Поэтому при чтении вслух ребенку не удается распределить свое внимание таким образом, чтобы одновременно и озвучивать, и понимать прочитанное.
Чтобы ваш ребенок не привыкал озвучивать текст без осмысления прочитанного, необходимо постепенно (к третьему классу) приучать его к чтению “про себя”. Некоторые дети не могут сразу перейти к такому способу чтения и какое-то время продолжают читать тихо (шепотом). Однако, даже при шепотном чтении, ребенок в первую очередь ориентируется на смысл прочитанного, развивается его мышление, а не механическая память. (Слайд № 6)
В результате он учится подходить к любому тексту аналитически, выделять его смысловую структуру и логику. Обучение становится более осмысленным, а понятийное мышление, которое не рождается само по себе, а формируется в процессе обучения, эффективно развивается.
Если ребенок читает с удовольствием и много, тогда его мышление хорошо развито и он способен:
- понимать учебный материал;
- самостоятельно справляться с выполнением домашних заданий;
- включать в свой личный опыт приобретаемые в процессе чтения новые знания. (Слайд № 7)
Д. Дидро писал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. Приобщение ребенка к чтению защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, способствует творческой самореализации личности. Психологи и социологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Современным родителям понятно, что интеллектуально развитый ребенок это не только их гордость, но и фундамент будущего успешного человека. Читающие люди быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои мысли, более самостоятельны в своих суждениях и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Те родители, которые читают со своими детьми и прививают им хорошие навыки чтения, понимают, что это будет приносить заметные плоды на протяжении всей последующей жизни ребенка. (Слайд № 8, 10)
Цитаты о чтении:
- “Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить” Вольтер
- “Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь” Жюль Ренар
- “Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает” Бернард Вербер.
- “Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание” Владимир Даль.
- “Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела” Джозеф Аддесон
- “Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” Фрэнсис Бэкон
- “Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете” Джим Рон
- “Чтение — вот лучшее учение!”. А.С. Пушкин. (Слайд № 9)
Источники информации:
- Воронина В.Д. Орфографическая ориентировка в процессе смыслового чтения один из способов формирования грамотного письма. 1сентября. Открытый урок. Фестиваль…
- Козлова Г.Р. Формирование навыка чтения в начальной школе. По материалам IV Международной студенческой электронной научной конференции “Студенческий научный форум” 2012 г.
- Чернышева Л.В. Кризис детского чтения – общемировая тенденция. http://www.den-za-dnem.ru/
- http://www.genialnee.net/themes/chtenie/ - цитаты о чтении.
- http://images.yandex.ru (для презентации)