Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения

Разделы: Логопедия


Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка. Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении у детей влияют на взаимодействие анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае включается иная система связей, чем у зрячих. Следовательно зрительные нарушения безусловно осложняют формирование речи.

Основной контингент детских садов 4 вида составляют дети с амблиопией и косоглазием. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит , что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенностью слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания. Речь это мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая объединенность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова , в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Углубленное логопедическое обследование наших воспитанников позволило выделить несколько групп детей с различной степенью тяжести нарушений речи.

1 группа: ОНР разных уровней - 5 чел – 22%.

Для этих детей характерна несформированность всех языковых систем. У них снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Крайне беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.

2 группа: ФФНР - 3 реб – 13%.

У данных детей представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений.

3 группа: нарушение звукопроизношения при дизартрическом компоненте, дислалия, сложная дислалия - 15 человек - 65%.

У этих детей хорошая слуховая дифференциация звуков. Речевые нарушения проявляются в их отсутствии или искажениях. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию. Объем и качество словаря у них соответствует возрасту, хорошо развита связная речь.

Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями.

Тифлопедагогический аспект коррекционной направленности логопедических занятий определяется

  • созданием условий для лучшего зрительного восприятия предлагаемых объектов:
  • использование фронтальной индивидуальной наглядности в соответствии со зрительными возможностями детей (в соответствии с рекомендациями тифлопедагога и врача офтальмолога);
  • использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов
  • (при размещении объектов обращаю внимание на то, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности);
  • преобладание пособий красного, оранжевого и желтого цветов:
  • наличие подставок, позволяющих рассматривать объекты в наклонной плоскости;
  • увеличение времени для восприятия объектов.
  • наличием игр и упражнений, направленных на развитие зрительных функций ( в соответствии с этапами лечения) и снятия зрительной утомляемости, в том числе и зрительная гимнастика как часть физкультминутка.

Исправление звукопроизношения

При исправлении нарушений звукопроизношения мною учитывается тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому при организации коррекции произношения я стараюсь включать тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, объёмные изображения положения губ при артикуляции. Очень много времени я уделяю работе перед зеркалом.

Материал для закрепления поставленных звуков подбираю с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.

Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия.

Для наших детей в силу зрительного дефекта не формируется система фонетических противопоставлений звуков, что приводит к неточным, недифференцированным представлениям о звуковом составе слова.

Поэтому, очень важно для подкрепления образа звука я использую возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков. Большую роль в работе имеет ИКТ.

Коррекция лексико-грамматического строя речи.

Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико- грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен, для них характерно явление вербализма.

Для достижения этой цели использую рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок.

Так как, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения целостное восприятие крупного предмета невозможно, то я беру небольшие картинки с чёткими контурами и без лишней детализации.

Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций).

Для коррекции этих нарушений так же необходимо обогатить опыт детей. При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.

Развитие связной речи.

Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования. Это я обозначила для себя как одну из главных проблем на сегодняшний день.

Занятия по развитию связной речи мною планируются в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираю с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе рассматриваю последовательно все детали картинки, сюжета, наводящими вопросами подвожу к установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даю возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

  • обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
  • развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
  • развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
  • стимуляция зрительно-познавательной активности;
  • включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
  • развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Задачей всех педагогов и логопеда, и тифлопедагога, и воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

Мы все сейчас наблюдаем увеличение количества детей со сложной структурой нарушений. И только совместная слаженная работа специалистов разного профиля, включая воспитателей и родителей обеспечивает эффективность нашей коррекционной работы.