Перед современным образованием стоят важные задачи формирования у обучающихся значимых социокультурных компетенций. В настоящее время принципиально изменились подходы к учебно-воспитательному процессу. Приоритетным стал компетентностный подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности обучающихся анализировать события прошлого и настоящего, выявлять причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода исторического процесса, на основе изучения исторических источников делать собственные выводы и умозаключения.
Задача современного образования – утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для студентов, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, формировать стремление вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Компетентность включает в себя способность изучать, анализировать, делать выводы и т.д.
Важно научить прослеживать связь между историей всей страны и ее местными особенностями, выявлять взаимовлияние событий и процессов, происходящих в масштабах всего государства и совершающихся на территории конкретного региона. В ходе освоения историко-краеведческого материала происходит формирование гражданской позиции, чувства ответственности и сопричастности к судьбам своей страны, края, города. Достижению этих целей и задач служит реализация дисциплины ««История и культура сочинского региона» в Сочинском колледже поликультурного образования, готовящего специалистов педагогических и сервисных специальностей.
Помимо аудиторных занятий, учебная программа дисциплины предусматривает объемный экскурсионный блок, включающий следующие экскурсии:
- Прошлое нашего города (Приложение 1).
- По историческим местам Лазаревского района (Приложение 2).
- Раннехристианский храм в пос. Лоо.
- Мацеста – сердце курорта.
- Экскурсия к дольмену-монолиту в Волконском ущелье.
- Экскурсия к кудепстинскому («черкесскому») культовому камню.
- Тисо-самшитовая роща.
Экскурсии являются преимущественно комбинированными (автобусно-пешеходными) либо пешеходными. Протяженность во времени составляет от двух до восьми часов. Каждая экскурсия включает знакомство с историко-культурными и природными объектами с обязательным выходом к ним для непосредственного осмотра и изучения.
Цель и задачи экскурсии определяются содержанием учебного материала, по которому она проводится, например: дольменная культура Кавказа, распространение христианства на Черноморском побережье, Черноморская береговая линия, возникновение курорта Сочи, Сочи в период Великой Отечественной войны.
Критериями успешной экскурсии является ее познавательная ценность и направленность на формирование историко-краеведческих компетенций.
Содержание отвечает следующим требованиям к учебной экскурсии:
- Раскрывается основная тема и подтемы.
- Любая экскурсия имеет воспитательную цель – формирование патриотизма, любви к «малой Родине», толерантности.
В ходе подготовки и непосредственного проведения экскурсий применяются особые приемы – предварительных заданий, исследования, ритуала.
При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Например, познакомиться с историей изучения дольмена-монолита на р. Годлик, историей возникновения того или иного населенного пункта, куда будет совершена экскурсия (Лазаревское, Лоо, Нор-Луйс), архитектурными особенностями объекта (раннехристианского храма в Лоо, византийского укрепления на территории тисо-самшитовой рощи, Зимнего театра, морского вокзала и др.). Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного их различных источников.
Непосредственно перед началом экскурсии перед студентами ставятся задания исследовательского характера: произвести замеры; определить ориентацию объекта (либо его фрагментов) по сторонам света, выполнить фотосъемку.
К числу ритуальных приемов относится минута молчания на месте захоронения; возложение цветов к памятникам. Использование данного приема имеет непосредственное воспитательное значение.
Завершающая часть любой экскурсии включает обработку собранного материала, подготовку отчета в той или иной форме, проведение итогового занятия или конференции, на которой будут заслушаны результаты.
По каждой из экскурсий подготовлены электронные презентации. На их основе в случае невозможности по тем или иным причинам организовать реальную экскурсию проводится заочная экскурсия. Презентации используются как преподавателем дисциплины «История и культура сочинского региона», так и самими студентами в ходе педагогических практик в сочинских школах при проведении уроков по краеведению и классных часов.
Практикой работы стало не только создание студентами электронных презентаций на основе собранных во время экскурсий фотоматериалов, но и их обязательная защита на заседаниях Студенческого научного общества и студенческих конференциях. Применение таких форм работы позволяет познакомить с историко-краеведческим материалом широкую аудиторию - учащихся школ и студентов всех специальностей колледжа, повышает их мотивацию на изучение региональной истории.
В ходе подготовки и проведения экскурсий создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание образования.
Применение экскурсии как формы обучения позволяет формировать не только историко-краеведческие, но и более широкие информационные компетенции:
- Запрашивать различные базы данных.
- Опрашивать окружение.
- Консультироваться у экспертов.
- Работать с документами, классифицировать их.
- Критически осмысливать полученную информацию.
Таким образом, экскурсия является средствам формирования историко-краеведческих компетенций, вносит существенный вклад в формирование личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.