Нет, не утратят интереса
Для нас, всегда свежо звуча,
Рассказы, повести и пьесы
Труды писателя-врача.
Монах Лазарь (Афанасьев)
Образовательные цели:
- повторение ключевых вопросов грамматики;
- формирование умений и навыков анализа текста;
- отработка элементов содержания (кодификатора): 2,2; 2,4; 3,3; 4,1; 4,2; 5,1; 5,4; 5,7; 6,5; 6,15; 8,1; 8,2; 8,3; 8,4; 10,5.
Развивающие цели:
- развитие навыков и умений работы с различными источниками информации (текст, исследовательская работа, справочные материалы);
- развитие навыков и умений практической деятельности в процессе формирования устной и письменной монологической речи;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- раскрытие творческих способностей;
- развитие образного мышления, коммуникативных навыков.
Воспитательные цели:
- воспитание умения видеть и ощущать красоту слова, произведений А.П. Чехова;
- воспитывать стремление быть профессионалом в выбранной сфере деятельности;
- развивать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на слово, способность анализировать увиденное, услышанное, прочитанное;
- воспитывать в себе Человека, развивать личностные компетенции.
Материальное обеспечение урока:
- рабочие буклеты;
- буклеты-справочники;
- презентация исследовательской работы;
- портрет А.П. Чехова
I. Вступительное слово учителя
Вы видите портрет А.П. Чехова. Сформулируйте ответ на вопрос:
- Какие ассоциации возникают у вас при виде портрета этого человека?
(Писатель-прозаик, драматург, врач, классик мировой литературы, почётный академик Императорской Академии наук. Автор 900 произведений. Человек, в котором отразились черты русского национального характера: мягкость, задушевность, простота, отзывчивость)
Обратимся к словам эпиграфа к уроку.
- Назовите ключевое слово эпиграфа.
(Писатель-врач)
- Почему автор использует это слово?
(В нём заключены две стихии, прославившие А.П. Чехова)
Сам Антон Павлович неоднократно повторял: «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница».
К концу урока мы должны подумать над вопросом:
- Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?
II. Работа с прозаическими текстами
Задание 1
- Обратитесь к буклетам.
- Прочитайте выделенный курсивом текст.
- Определите его тему.
- Озвучьте ответ.
- На основе, прозвучавших ответов, сформулируйте тему урока.
(Чехов – писатель-врач)
Текст 1
1) Годы1982-1983 были трудными для земской медицины Московской губернии. 2) Надвигалась эпидемия холеры. 3) И вот в знаменитом писателе в эту трудную годину народной опасности тотчас же оказался врач-гражданин. 4) Он образовал около с.Мелихова обширный земский медицинский участок. 5) Обязанности земского врача были приняты в полном объёме. 6) Он вёл у себя регулярный приём больных, выдавал им лекарства, разъезжал по селениям, расследовал подозрительные случаи заболеваний. 7) А.П. Чехов вёл все статистические записи наблюдаемых им заболеваний, составлял отчёты о своей работе. 8) Докладывал эти отчёты санитарному совету.
(из журнала «Общественный врач», 1911 год)
Текст 2
1) С первых же дней, как Антон Павлович переселился в Мелихово, к нему стали стекаться больные за 25 вёрст. 2) Приходили, привозили больных на телегах и далеко увозили самого Антона Павловича к больным. 3) С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него медицинской помощи. 4) Он выходил, выслушивал, выстукивал и никого не отпускал без совета и без лекарства.
(М.П. Чехов. Воспоминания брата)
- Какова основная мысль текстов?
(Чехов – врач-гражданин, готовый всегда прийти на помощь и оказать её)
Задание 2
- Познакомьтесь с содержанием буклета и сформулируйте цели урока.
(Отработать ключевые вопросы курса русского языка, готовиться к ЕГЭ)
Задание 3
- Сравните тексты с точки зрения стилистической принадлежности.
- Докажите правильность своей точки зрения.
- В затруднительном случае обращайтесь к буклету-справочнику.
1 текст |
2 текст |
|
|
Задание 4
- Обратитесь к буклету.
- Выберете по 2 вопроса.
- Выполните задание.
- Обсудите результаты работы в группе.
Возможные вопросы и задания
1. Сформулируйте вопрос по разделу «Словообразование».
Укажите способ образования слов?
1 вариант |
2 вариант |
выходил, никого, отпускал |
выдавал |
2. Подумайте над вопросом по разделу «Орфография».
Назовите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением.
1 вариант |
2 вариант |
переселился, больные, стояли; телега |
гражданин, надвигалось, холера, эпидемия |
3. Сформулируйте вопрос по разделу «Морфология».
Выпишите из текста имена числительные.
1 вариант |
2 вариант |
первых, двадцать пять |
тысяча восемьсот девяносто второй, тысяча восемьсот девяносто третий |
4. Сравните предложения на и основе анализа сформулируйте вопрос по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Найдите лишнее(-ие) предложение(-ия) и обоснуйте свой ответ.
1 вариант |
2 вариант |
первое предложение, так как нет однородных членов |
шестое, седьмое, так как есть однородные члены |
5. Сформулируйте вопрос по теме «Словосочетание».
Найдите примеры словосочетаний на разные типы подчинительной связи.
1 вариант |
2 вариант |
первых дней, увозили далеко, не отпускал без лекарства |
земская медицина, составлял отчёты, сказался тотчас |
6. Продумайте систему вопросов по лексике.
- Назовите профессиональные слова.
- Назовите слова-антонимы.
- Назовите устаревшие слова.
1 вариант |
2 вариант |
1) больные, лекарства, медицинский; 2) привозили-увозили; 3) верста, телега |
1) эпидемия, холера, заболевание; 2) – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ; 3) земский, губерния |
7. Классифицируйте служебные части речи, ответ обоснуйте примерами.
1 вариант |
2 вариант |
1) предлоги; с, за, к, без 2) союзы; и, как 3) частицы; не, же |
1) предлоги; для, в, у 2) союзы; и 3) частицы; вот, же |
8. Найдите односоставное предложение, определите его вид.
1 вариант |
2 вариант |
2-е предложение, неопределённо-личное |
8-е предложение, |
9. Определите роль однородных членов.
1 вариант |
2 вариант |
4-е предложение; создают атмосферу динамизма |
6-е предложение; создают атмосферу динамизма |
10. Есть ли в тексте эпитеты? Если есть, то какова их роль?
1 вариант |
2 вариант |
_ |
знаменитом, регулярный, подозрительные, полном; эпитеты придают многогранность образу врача |
11. Что можно сказать о связи предложений в тексте?
1 вариант |
2 вариант |
3 и 4-е предложения присоединяются при помощи личного местоимения |
8-е предложение присоединяется при помощи указательного местоимения и лексического повтора |
12. Найдите в текстах пример парцелляции.
1 вариант |
2 вариант |
_ |
8-е предложение |
III. Устная работа групп
IV. Презентация проекта по теме: «Медицинская лексика в речевом поведении героев А.П. Чехова»
Задание 5
- «Медицина – моя законная жена, а литература любовница». Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?
(По образованию А.П. Чехов был врачом. Он любил свою профессию. Дар владеть словом дан был свыше. В литературе он выразил свою любовь к человеку, своё пристрастие к художественному творчеству. В его рассказах отразились и опыт профессиональной деятельности, и стремление постичь глубину человеческого характера).
V. Рефлексия
Задание 6
- Проанализируйте деятельность на уроке (свою или группы) с точки зрения правильности, полноты, последовательности изложения материала.
- Дайте оценку уроку (можно в форме синквейна).
(Чехов.
Увлечённый. Талантливый.
Восхищает. Удивляет. Вдохновляет.
Чехов – наша совесть.
Писатель-врач.)
Краткий самоанализ урока
На данном уроке реализовывались важные для современного урока подходы:
- текстоориентированный: при работе с текстами художественного стиля, лингвистического исследования, монологического ответа;
- коммуникативно-деятельностный: при работе с разными источниками информации;
- интегрированный: реализовывалсяся через связь с литературой посредством использования текстов разных стилей;
- личностно-ориентированный: реализовывался через работу в группах, анализ и оценку работы одноклассников, обучение связной речи.
На уроке использовались технологии:
- коллективного сотрудничества,
- личностно-ориентированная,
- ценностно-ориентированная (связанная с воспитательными задачами),
- информационно-коммуникативная,
- компьютерная.
В ходе урока сочетались виды деятельности учащихся:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся: ориентация на профессиональный выбор. Был использован дифференцированный подход (разноуровневые задания).
Метод урока по типу познавательной деятельности – исследовательско-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно).
Мультимедийная презентация исследовательской работы использована с целью мотивации познавательного интереса учеников к уроку.
С целью экономии времени работа на уроке выполнялись в индивидуальном буклете.
На уроке использовался принцип педагогической мастерской: создавалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.
Использование групповой работы высвобождает время для закрепления ранее изученного, способствует раскрытию индивидуального потенциала конкретного ученика; создаёт для учащихся ситуацию успеха, придаёт уверенность в силах, даёт возможность видеть образец лучших ответов, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
На уроке главным был анализ текстов, который позволяет формировать коммуникативную компетенцию, рождает дар слова, творчества, развивает языковую индивидуальность учащихся.