Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Тема: "А.П. Чехов – писатель-врач". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Нет, не утратят интереса
Для нас, всегда свежо звуча,
Рассказы, повести и пьесы
Труды писателя-врача.

Монах Лазарь (Афанасьев)

Образовательные цели:

  • повторение ключевых вопросов грамматики;
  • формирование умений и навыков анализа текста;
  • отработка элементов содержания (кодификатора): 2,2; 2,4; 3,3; 4,1; 4,2; 5,1; 5,4; 5,7; 6,5; 6,15; 8,1; 8,2; 8,3; 8,4; 10,5.

Развивающие цели:

  • развитие навыков и умений работы с различными источниками информации (текст, исследовательская работа, справочные материалы);
  • развитие навыков и умений практической деятельности в процессе формирования устной и письменной монологической речи;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие образного мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные цели:

  • воспитание умения видеть и ощущать красоту слова, произведений А.П. Чехова;
  • воспитывать стремление быть профессионалом в выбранной сфере деятельности;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на слово, способность  анализировать увиденное, услышанное, прочитанное;
  • воспитывать в себе Человека, развивать личностные компетенции.

Материальное обеспечение урока:

  • рабочие буклеты;
  • буклеты-справочники;
  • презентация исследовательской работы;
  • портрет А.П. Чехова

I. Вступительное слово учителя

Вы видите портрет А.П. Чехова. Сформулируйте ответ на вопрос: 

  • Какие ассоциации возникают у вас при виде портрета этого человека?

(Писатель-прозаик, драматург, врач, классик мировой литературы, почётный академик Императорской Академии наук. Автор 900 произведений. Человек, в котором отразились черты русского национального характера: мягкость, задушевность, простота, отзывчивость)

Обратимся к словам эпиграфа к уроку.

  • Назовите ключевое слово эпиграфа.

(Писатель-врач)

  • Почему автор использует это слово?

(В нём заключены две стихии, прославившие А.П. Чехова)

Сам Антон Павлович неоднократно повторял: «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница».

К концу урока мы должны подумать над вопросом:

  • Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?

II. Работа с прозаическими текстами

Задание 1

  • Обратитесь к буклетам.
  • Прочитайте выделенный курсивом текст.
  • Определите его тему.
  • Озвучьте ответ.
  • На основе, прозвучавших ответов, сформулируйте тему урока.

(Чехов – писатель-врач)

Текст 1

1) Годы1982-1983 были трудными для земской медицины Московской губернии. 2) Надвигалась эпидемия холеры. 3) И вот в знаменитом писателе в эту трудную годину народной опасности тотчас же оказался врач-гражданин. 4) Он образовал около с.Мелихова обширный земский медицинский участок. 5) Обязанности земского врача были приняты в полном объёме. 6) Он вёл у себя регулярный приём больных, выдавал им лекарства, разъезжал по селениям, расследовал подозрительные случаи заболеваний. 7) А.П. Чехов вёл все статистические записи наблюдаемых им заболеваний, составлял отчёты о своей работе. 8) Докладывал эти отчёты санитарному совету.

(из журнала «Общественный врач», 1911 год)

Текст 2

1) С первых же дней, как Антон Павлович переселился в Мелихово, к нему стали стекаться больные за 25  вёрст. 2) Приходили, привозили больных на телегах и далеко увозили самого  Антона Павловича к больным. 3) С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него медицинской помощи. 4) Он выходил, выслушивал, выстукивал и никого не отпускал без совета и без лекарства.

(М.П. Чехов. Воспоминания брата)

  • Какова основная мысль текстов?

(Чехов – врач-гражданин, готовый всегда прийти на помощь и оказать её)

Задание 2

  • Познакомьтесь с содержанием буклета и сформулируйте цели урока.

(Отработать ключевые вопросы курса русского языка, готовиться к ЕГЭ)

Задание 3

  • Сравните тексты с точки зрения стилистической принадлежности.
  • Докажите правильность своей точки зрения.
  • В затруднительном случае обращайтесь к буклету-справочнику.

1 текст

2 текст

  • стиль публицистический;
  • функция – сообщение информации, оценка восприятия, воздействие на читателя и слушателя;
  • среда существования – статья;
  • признаки: лексика общественно-политического звучания (година, гражданин, земский участок, статистические записи).
  • стиль разговорный;
  • функция – сообщение информации;
  • среда существования – переписка;
  • признаки: разговорная лексика (бабы), слова с переносным значением (стекаться) и слова с оценочным содержанием (выслушивал, выстукивал).

Задание 4

  • Обратитесь к буклету.
  • Выберете по 2 вопроса.
  • Выполните задание.
  • Обсудите результаты работы в группе. 

Возможные вопросы и задания

1. Сформулируйте вопрос по разделу «Словообразование».

Укажите способ образования слов?

1 вариант

2 вариант

выходил, никого, отпускал

выдавал

2. Подумайте над вопросом по разделу «Орфография».

Назовите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением.

1 вариант

2 вариант

переселился, больные, стояли; телега

гражданин, надвигалось, холера, эпидемия

3. Сформулируйте вопрос по разделу «Морфология».

Выпишите из текста имена числительные.

1 вариант

2 вариант

первых, двадцать пять

тысяча восемьсот девяносто второй, тысяча восемьсот девяносто третий

4. Сравните предложения на и основе анализа сформулируйте вопрос по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Найдите лишнее(-ие) предложение(-ия) и обоснуйте свой ответ.

1 вариант

2 вариант

первое предложение, так как нет однородных членов

шестое, седьмое, так как есть однородные члены

5. Сформулируйте вопрос по теме «Словосочетание».

Найдите примеры словосочетаний на разные типы подчинительной связи.

1 вариант

2 вариант

первых дней,

увозили далеко,

не отпускал без лекарства

земская медицина,

составлял отчёты,

сказался тотчас

6. Продумайте систему вопросов по лексике.

  • Назовите профессиональные слова.
  • Назовите слова-антонимы.
  • Назовите устаревшие слова.

1 вариант

2 вариант

1) больные, лекарства, медицинский;

2) привозили-увозили;

3) верста, телега

1) эпидемия, холера, заболевание;

2) – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ;

3) земский, губерния

7. Классифицируйте служебные части речи, ответ обоснуйте примерами.

1 вариант

2 вариант

1) предлоги; с, за, к, без

2) союзы; и, как

3) частицы; не, же

1) предлоги; для, в, у

2) союзы; и

3) частицы; вот, же

8. Найдите односоставное предложение, определите его вид.

1 вариант

2 вариант

2-е предложение, неопределённо-личное

8-е предложение,

9. Определите роль однородных членов.

1 вариант

2 вариант

4-е предложение; создают атмосферу динамизма

6-е предложение; создают атмосферу динамизма

10. Есть ли в тексте эпитеты? Если есть, то какова их роль?

1 вариант

2 вариант

_

знаменитом, регулярный, подозрительные, полном;

эпитеты придают многогранность образу врача

11. Что можно сказать о связи предложений в тексте?

1 вариант

2 вариант

3 и 4-е предложения присоединяются при помощи личного местоимения

8-е предложение присоединяется при помощи указательного местоимения и лексического повтора

12. Найдите в текстах пример парцелляции.

1 вариант

2 вариант

_

8-е предложение 

III. Устная работа групп

IV. Презентация проекта по теме: «Медицинская лексика в речевом поведении героев А.П. Чехова»

Задание 5

  • «Медицина – моя законная жена, а литература любовница». Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?

(По образованию А.П. Чехов был врачом. Он любил свою профессию. Дар владеть словом дан был свыше. В литературе он выразил свою любовь к человеку, своё пристрастие к художественному творчеству. В его рассказах отразились и опыт профессиональной деятельности, и стремление постичь глубину человеческого характера).

V. Рефлексия

Задание 6

  • Проанализируйте деятельность на уроке (свою или группы) с точки зрения правильности, полноты, последовательности изложения материала.
  • Дайте оценку уроку (можно в форме синквейна).

(Чехов.
Увлечённый. Талантливый.
Восхищает. Удивляет. Вдохновляет.
Чехов – наша совесть.
Писатель-врач.)

Краткий самоанализ урока

На данном уроке реализовывались важные для современного урока подходы:

  • текстоориентированный: при работе с текстами художественного стиля, лингвистического исследования, монологического ответа;
  • коммуникативно-деятельностный: при работе с разными источниками информации;
  • интегрированный: реализовывалсяся через связь с литературой посредством использования текстов разных стилей;
  • личностно-ориентированный: реализовывался через работу в группах, анализ и оценку работы одноклассников, обучение связной речи.

На уроке использовались технологии:

  • коллективного сотрудничества,
  • личностно-ориентированная,
  • ценностно-ориентированная (связанная с воспитательными задачами),
  • информационно-коммуникативная,
  • компьютерная.

В ходе урока сочетались виды деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся: ориентация на профессиональный выбор. Был использован дифференцированный подход (разноуровневые задания).

Метод урока по типу познавательной деятельности – исследовательско-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно).

Мультимедийная презентация исследовательской работы использована с целью мотивации познавательного интереса учеников к уроку.

С целью экономии времени работа на уроке выполнялись в индивидуальном буклете.

На уроке использовался принцип педагогической мастерской: создавалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.

Использование групповой работы высвобождает время для закрепления ранее изученного, способствует раскрытию индивидуального потенциала конкретного ученика; создаёт для учащихся ситуацию успеха, придаёт уверенность в силах, даёт возможность видеть образец лучших ответов, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

На уроке главным был анализ текстов, который позволяет формировать коммуникативную компетенцию, рождает дар слова, творчества, развивает языковую индивидуальность учащихся.