Умение анализировать художественное произведение – это комплексное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:
- Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
- Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
- Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
- Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
- Умение осваивать художественную идею произведения.
Целенаправленное осмысление учащимися своеобразия художественного произведения можно организовать с помощью этапов работы над текстом, разработанных Н.Н. Светловской. Она выделяла три этапа: работа с произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
- Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.
- Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.
- На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.
Рассмотрим алгоритм работы с текстом на примере произведения Н.Н. Носова "Заплатка" (презентация – см. Приложение 1).
1. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор произведения? (Николай Носов) Слайд 1
– Что мы о нем знаем? (детский писатель, автор юмористических рассказов о детях)
– С какими произведениями автора уже знакомы? (Живая шляпа, Фантазеры, Мишкина каша, Огурцы, Незнайка…) Слайд 2
– Предположите, о ком будет произведение, каков его жанр. (о детях, наших ровесниках, юмористический рассказ) Слайд 3
– Прочитайте заглавие. (Заплатка)
– Что означает это слово? (кусок ткани, нашиваемый на дырявое место для починки)
– Предположите, что может произойти с героем. (герой что-то порвет и нужна будет заплатка).
Рассмотрите иллюстрации. Кто будет героем произведения? Что порвется? Как это случится? (мальчик порвет штаны, когда полезет через забор) Слайды 4-6
Давайте проверим, насколько верны наши предположения о герое и событиях произведения.
2. Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение по частям с последующим озаглавливанием каждой части; словарная работа, постановка проблемных вопросов.
Словарная работа – защитный цвет, лоскуток материи, чернильный карандаш
Вопросы на понимание, прогнозирование событий рассказа:
– Почему штаны солдатские? Почему ребята завидовали Бобке? Какими качествами обладает хозяин штанов?
1 часть – Замечательные штаны
– Что могло произойти со штанами? При каких обстоятельствах?
– Что почувствовал мальчик, когда порвал штаны? Почему?
2 часть – Дырка
– Что сделает Бобка? (попросит зашить штаны)
– Почему мама рассердилась? Почему не зашила штаны? (сумел порвать – сумей зашить)
3 часть – Разговор с мамой.
– Как поступит Бобка? (пойдет так, наденет другие штаны, зашьет сам)
– Как отреагируют ребята на появление Бобки в рваных штанах? Как отреагирует Бобка? Какие чувства он будет испытывать? Как решит поступить? (ребята будут дразнить, мальчик оправдываться, станет стыдно, пойдет зашивать)
4 часть – Какой же ты солдат?
– Почему не получилось красиво пришить? (сильно спешил)
– Как Бобка оценит свою работу? Что будет делать дальше? (не понравится, решит переделать)
5 часть – Первая попытка
– Почему решил перешить? (я должен быть как настоящий солдат)
– Зачем взял чернильный карандаш? (аккуратность)
– Какие слова выбрал автор, чтобы показать, что мальчик старался? (возился, сопел, кряхтел)
– Каков будет результат его труда?
6 часть – Аккуратная работа
– Что скажут ребята, увидев Бобку? (спросят, кто зашивал, похвалят)
– Как ребята догадались, что мальчик сам пришивал заплатку? (чернильный карандаш)
– Будет ли Бобка говорить, что сам зашил? Почему? (нет, т.к. солдаты не хвастаются)
– Как автор показал, что Бобка всем хотел показать свою работу? (вертелся во все стороны)
– Почему Бобка решил научиться пришивать пуговицы? (настоящий солдат должен уметь и заплатку поставить, и пуговицу пришить)
7 часть – «Новые» штаны
Давайте еще раз назовем, на какие части мы разделили рассказ. Слайд 7
3. Работа с текстом после чтения.
А) развитие эмоциональной сферы учащихся
– Понравился ли вам рассказ?
– Что хотел нам сказать автор?
– Личные ассоциативные впечатления (Было ли у вас такое? Что вы делали?
– Если бы вы оказались на месте Бобки, как бы вы поступили?
Б) историческая основа произведения
– Почему мама не зашила на машинке? (рассказ написан в 1941 году…)
В) раскрытие главной мысли произведения
– Какие пословицы подходят к произведению, раскрывают его смысл: Слайд 8
- Терпение и труд все перетрут
- Семь раз отмерь – один раз отрежь
- Торопливый дважды одно дело делает
- Сделано наспех-сделано наспех
- У плохого мастера и пила плоха
- Труд украшает человека
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
Г) выполнение творческих заданий (домашнее задание) Слайд 9
– Краткий пересказ от лица главного героя.
– Создание иллюстраций к наиболее запомнившемуся фрагменту текста.
– Сочинение еще одной истории про Бобку.