Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Формирование  образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Общее понятие о наречии как части речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успешности учебной деятельности.
  • Развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе материалов урока.
  • Развитие учебно-познавательного интереса.
  • Развитие широкой мотивационной основы учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Принимать и сохранять учебную задачу-исследование наречия как части речи.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Анализировать наречие как часть речи с выделением существенных признаков.
  • Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение, классификацию, группировку существенных признаков наречия, проводить обобщение, делать выводы.
  • Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании наречия как части речи.
  • Строить рассуждения, развивать устную и письменную речь при составлении стихотворения, рассказа на заданную тему.
  • Аргументировать свою позицию.
  • Осуществлять взаимоконтроль.
  • Оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

Учебные материалы: Учебник «Русский язык 4 класс» (автор А.В.Полякова, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки для обратной связи).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организация начала урока.

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Морфологию. Это страна в которой живут части речи.

  Опора на опыт учащихся.

На доске плакат с названием изученных частей речи.

– Какие части речи вы знаете?

Ответы детей (Имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Анализ объектов с выделением существенных признаков. Классификация по частям речи. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте. Обоснование собственной позиции. Учет мнения товарищей. Самоконтроль, взаимоконтроль.

2. Актуализация знаний.

– А вот и жители этой страны – слова:

Сне., ч.йный, леж.т, в, я, в.да, пуш.стый, ле.ко, п.ет, на, ты, д.леко, в.ечером, очен.

   

– Прочитайте слова.

– Какая группировка возможна?

– Произведите группировку по частям речи.

– Обозначьте орфограммы.

– По частям речи, по орфограммам.

Проверка по одному столбику фронтально. Выделение орфограмм.

Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3. Постановка учебной проблемы.

– Что заметили?

– Почему мы не можем отнести эти слова ни к одной из полученных групп?

– Есть несколько слов, которые нельзя отнести ни в один столбик.

– Это другая неизвестная часть речи.

 
– Какой вывод сделаем?   Проведение обобщения, умозаключения, вывода.
– Мы иногда встречались с такими словами и я даже называла эту часть речи. Кто может быть помнит. – Наречие.  

4. Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

– Изучению новой части речи.  

– Верно, мы проведем исследовательскую работу и узнаем особенности наречия как части речи и составим схему-памятку.

1 кадр презентации. (По поводу просмотра файла презентации обращайтесь, пожалуйста, к автору работы)

Наречие, как часть речи.

  Анализ объектов с выделением существенных признаков. Построение рассуждения. Понимание причин успешности в учебной деятельности.

5. Открытие учащимися новых знаний.

а) Узнавание наречий в стихотворном тексте.

– Я прочитаю стихотворение, которое написала ваша ровесница Э.Куклина, а вы выпишите наречия в тетрадь.

Наш язык и скромен,и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело!» –
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты «темно» –
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» –
Пред тобою сразу вся Россия!

– Учащиеся выписывают слова: Далеко, вечером, очень, высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, легко.

Использование опыта.

Наблюдение, обобщение, анализ, синтез, построение рассуждения формулирование вывода.

б) Исследование вопросов на какие отвечают  наречия.

– Что объединяет эти слова?

– Сделайте вывод.

2 кадр презентации

Где? Куда? Откуда? Как? В какой степени?

– Где? Куда? Как? В какой степени?

– Вопросы.

– Наречие отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как?

Использование опыта.

в) Определение синтаксической роли наречий.

– Какой член предложения отвечает на эти вопросы?

– Сделайте вывод.

2 кадр презентации.

В предложении является обстоятельством.

– Обстоятельство.

– Наречие в предложении бывает обстоятельством.

Наблюдение, умозаключение, обобщение, вывод, навыки работы с учебником.

г) Исследование функции наречий в русском языке.

– Давайте подумаем, какую же работу выполняют наречия в русском языке?

– Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение №178 из учебника.

– Чтение  задания.

Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился. Вчера был хоккей. Был хоккей. Вечером начались соревнования по гимнастике. Начались соревнования по гимнастике.

Использование опыта. Исследование, анализ, выделение существенных признаков, обобщение, построение рассуждений, вывода. Учет разных мнений. Обоснование собственной позиции, аргументация собственной позиции. Понимание причин успешности в учебной деятельности.

– Зачем же нужны наречия в речи?

– Сделайте вывод.

3 кадр презентации.

Уточняют, поясняют речь, делают ее яркой.

Наречие уточняет речь, делает ее выразительной и яркой.  

д) Определение части речи которую поясняют наречия.

– Составьте словосочетания с рядом наречий из задания

– Учащиеся записывают словосочетания вида: летит высоко, смотрит кругом, пахнет ароматно, выглядит красиво, прыгнул далеко, очень большой, бежит вечером, несет легко. Установление причинно-следственных связей, наблюдение, выделение существенных признаков, построение умозаключений, учет разных мнений, обоснование собственной позиции, установление аналогии.

5. Обозначьте части речи.

– Сделайте вывод.

4 кадр презентации.

Поясняют глаголы и имя прилагательное.

Наречия чаще всего поясняют глаголы и имена прилагательные.  

е) Исследование возможности изменения наречий.

– Для этого изменим словосочетаний глагол + наречие по лицам.

1 ряд – пою тихо,

2 ряд – пишу красиво,

3 ряд – читаю громко.

Исследование, анализ, синтез, построение рассуждения, формулирование вывода, учет разных мнений, взаимоконтроль, самоконтроль, взаимопомощь.

– Что заметили?

– Сделайте вывод.

– Что изменяется у глаголов?

– Есть ли эта часть слова у наречий?

– Сделайте вывод.

5 кадр презентации.

Наречие – неизменяемая часть речи.

– Изменяется только глагол, наречие не изменяется.

– Окончание

– Нет.

– Наречие – неизменяемая часть речи.

Синтез, обобщение, вывод, принятие и сохранение учебной задачи.

ж) Исследование значения наречий.

– Что нам поможет в определении значения наречий?

– Проведите классификацию наречий из 2 задания по вопросам.

– Вопросы. Мы знаем, что вопрос  Где? Указывает на место, Когда? – время, Как? – образ действия, В какой степени? – степень качества. Умение работать в коллективе, учитывать мнение товарища, аргументировать свое мнение, оказывать партнерам помощь в сотрудничестве.

– Сделайте вывод.

6 кадр презентации.

Наречие обозначают место действия, время действия, образ действия, степень качества.

– Наречия обозначают место действия, время действия, образ действия и степень качества.  

6. Составление пямятки о наречии как части речи.

7 кадр презентации.

– Наречие – часть речи.

– Где? Куда? Как? В какой степени?

– В предложении является обстоятельством.

– Уточняют, поясняют речь, делают  ее яркой.

– Поясняют глаголы и  имена прилагательные.

– Неизменяемая часть речи.

– Обозначают время действия, образ действия, место действия, степень качества.

Учащиеся обобщают знания о наречии и составляют памятку. Принятие и сохранение учебной задачи, оценивание правильности выполнения деятельности, умение учитывать разные мнения, обосновывать свое, аргументировать позицию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,оказывать партнерам взаимопомощь, нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи.
7. Физминутка. Дети отдыхают при формировании групп. Учащиеся рассаживаются на 3 группы по рядам.  

8. Расширение словарного запаса учащихся.

а) Подбор наречий, являющихся антонимами, синонимами данным и наречий, которыми можно заменить фразеологический оборот.

  Развитие устной речи учащихся, принятие и сохранение учебной задачи, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, уважать мнение учащихся, навыки работы в коллективе.

Работа в 3 группах.

Каждая группа получает задания:

1 группа – Придумать наречия антонимы данным.

2 группа – Придумать наречия синонимы данным.

3 группа – Заменить фразеологический оборот подходящим по смыслу наречием.

1 группа.

  • Легко – тяжело,
  • Быстро – тихо, медленно,
  • Весело – грустно,
  • Глубоко – мелко,
  • Хорошо – плохо,
  • Сзади – впереди.

2 группа.

  • Мелко – неглубоко,
  • Внезапно – неожиданно,
  • Тихо – неслышно
  • Близко – недалеко,
  • Срочно – немедленно,
  • Спокойно – невозмутимо.

3 группа.

  • Идти черепашьим шагом – медленно, тихо,
  • Кот наплакал – мало,
  • Как по маслу – легко, хорошо,
  • Встать чуть свет – рано,
  • Рукой подать – близко,
  • Яблоку негде упасть – тесно, много.

Принятие и сохранение учебной задачи, планирование действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание правильности выполнения действий, умение учитывать различные мнения, обосновывать собственную позицию, аргументировать собственную позицию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, умение оказывать партнерскую взаимопомощь, развитие речи учащихся, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на  основе материала рассказа.

– Сделайте вывод.

– Наречий в русском языке большое количество. Они делают речь яркой, образной, выразительной.

Анализ, обобщение, синтез, умозаключение формулирование вывода.

б) Сочинение стихотворения с использованием рифмы из наречий.

– Прочитайте рифму.

Далеко – близко

Высоко – низко

Составление стихотворений, чтение стихотворений, выбор более удачных.

 

 

– Что заметили?

– Сделайте вывод.

– Наречия можно использовать в рифме для создания стихотворений. Анализ, синтез, умозаключения, высказывание своего мнения.

в) Составление рассказа на заданную тему с использованием наречий.

8, 9, 10, 11 кадр презентации.

(Изображение зарисовок с зимней природой, зимними забавами детей).

Рассказ учителя.

Тихо, неслышно подкралась зима. Рассыпала по полям алмазы , жемчуга,  да злато-серебро. Нарядила  деревья в белые меха. Сковала хрустальным льдом реки да озера. Подарила всем людям ожидание чуда в Новогоднюю ночь, а детворе – зимние игры, да забавы.

Составляют рассказы на темы:

1 группа – Зима пришла.

2 группа – Встреча Нового Года.

3 группа – Зимние игры и забавы детей.

 

Работа в группах. Защита группы своей работы – чтение рассказа с указанием наречий.

 

– Что заметили?

– Сделайте вывод.

– Получились очень красивые рассказы. Наречия придают речи выразительность, яркость, уточняют ее.  

9. Итог урока.

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Что нового узнали?

– Изучение наречия как части речи.

– Ответ с использование м памятки.

 

– Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся используют светофорики.

Учащиеся анализируют, что было трудно, что нет, что удалось, где были трудности.  

10. Домашнее задание.

Творческая работа: Написать рассказ о зиме с использованием наречий.