Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Общее понятие о наречии как части речи».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешности учебной деятельности.
- Развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе материалов урока.
- Развитие учебно-познавательного интереса.
- Развитие широкой мотивационной основы учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Принимать и сохранять учебную задачу-исследование наречия как части речи.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Анализировать наречие как часть речи с выделением существенных признаков.
- Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение, классификацию, группировку существенных признаков наречия, проводить обобщение, делать выводы.
- Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании наречия как части речи.
- Строить рассуждения, развивать устную и письменную речь при составлении стихотворения, рассказа на заданную тему.
- Аргументировать свою позицию.
- Осуществлять взаимоконтроль.
- Оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
Учебные материалы: Учебник «Русский язык 4 класс» (автор А.В.Полякова, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки для обратной связи).
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1. Организация начала урока. – Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Морфологию. Это страна в которой живут части речи. |
Опора на опыт учащихся. | |
На доске плакат с названием изученных частей речи. – Какие части речи вы знаете? |
Ответы детей (Имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог). | Анализ объектов с выделением существенных признаков. Классификация по частям речи. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте. Обоснование собственной позиции. Учет мнения товарищей. Самоконтроль, взаимоконтроль. |
2. Актуализация знаний. – А вот и жители этой страны – слова: Сне., ч.йный, леж.т, в, я, в.да, пуш.стый, ле.ко, п.ет, на, ты, д.леко, в.ечером, очен. |
||
– Прочитайте слова. – Какая группировка возможна? – Произведите группировку по частям речи. – Обозначьте орфограммы. |
– По частям речи, по орфограммам. Проверка по одному столбику фронтально. Выделение орфограмм. |
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. |
3. Постановка учебной проблемы. – Что заметили? – Почему мы не можем отнести эти слова ни к одной из полученных групп? |
– Есть несколько слов, которые нельзя отнести ни в один столбик. – Это другая неизвестная часть речи. |
|
– Какой вывод сделаем? | Проведение обобщения, умозаключения, вывода. | |
– Мы иногда встречались с такими словами и я даже называла эту часть речи. Кто может быть помнит. | – Наречие. | |
4. Формулирование темы урока. – Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? |
– Изучению новой части речи. | |
– Верно, мы проведем исследовательскую работу и узнаем особенности наречия как части речи и составим схему-памятку. 1 кадр презентации. (По поводу просмотра файла презентации обращайтесь, пожалуйста, к автору работы) Наречие, как часть речи. |
Анализ объектов с выделением существенных признаков. Построение рассуждения. Понимание причин успешности в учебной деятельности. | |
5. Открытие учащимися новых знаний. а) Узнавание наречий в стихотворном тексте. – Я прочитаю стихотворение, которое написала ваша ровесница Э.Куклина, а вы выпишите наречия в тетрадь. Наш язык и скромен,и богат |
– Учащиеся выписывают слова: Далеко, вечером, очень, высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, легко. | Использование опыта. Наблюдение, обобщение, анализ, синтез, построение рассуждения формулирование вывода. |
б) Исследование вопросов на какие отвечают наречия. – Что объединяет эти слова? – Сделайте вывод. 2 кадр презентации Где? Куда? Откуда? Как? В какой степени? |
– Где? Куда? Как? В какой степени? – Вопросы. – Наречие отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? |
Использование опыта. |
в) Определение синтаксической роли наречий. – Какой член предложения отвечает на эти вопросы? – Сделайте вывод. 2 кадр презентации. В предложении является обстоятельством. |
– Обстоятельство. – Наречие в предложении бывает обстоятельством. |
Наблюдение, умозаключение, обобщение, вывод, навыки работы с учебником. |
г) Исследование функции наречий в русском языке. – Давайте подумаем, какую же работу выполняют наречия в русском языке? – Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение №178 из учебника. |
– Чтение задания. Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился. Вчера был хоккей. Был хоккей. Вечером начались соревнования по гимнастике. Начались соревнования по гимнастике. |
Использование опыта. Исследование, анализ, выделение существенных признаков, обобщение, построение рассуждений, вывода. Учет разных мнений. Обоснование собственной позиции, аргументация собственной позиции. Понимание причин успешности в учебной деятельности. |
– Зачем же нужны наречия в речи? – Сделайте вывод. 3 кадр презентации. Уточняют, поясняют речь, делают ее яркой. |
Наречие уточняет речь, делает ее выразительной и яркой. | |
д) Определение части речи которую поясняют наречия. – Составьте словосочетания с рядом наречий из задания |
– Учащиеся записывают словосочетания вида: летит высоко, смотрит кругом, пахнет ароматно, выглядит красиво, прыгнул далеко, очень большой, бежит вечером, несет легко. | Установление причинно-следственных связей, наблюдение, выделение существенных признаков, построение умозаключений, учет разных мнений, обоснование собственной позиции, установление аналогии. |
5. Обозначьте части речи. – Сделайте вывод. 4 кадр презентации. Поясняют глаголы и имя прилагательное. |
Наречия чаще всего поясняют глаголы и имена прилагательные. | |
е) Исследование возможности изменения наречий. – Для этого изменим словосочетаний глагол + наречие по лицам. |
1 ряд – пою тихо, 2 ряд – пишу красиво, 3 ряд – читаю громко. |
Исследование, анализ, синтез, построение рассуждения, формулирование вывода, учет разных мнений, взаимоконтроль, самоконтроль, взаимопомощь. |
– Что заметили? – Сделайте вывод. – Что изменяется у глаголов? – Есть ли эта часть слова у наречий? – Сделайте вывод. 5 кадр презентации. Наречие – неизменяемая часть речи. |
– Изменяется только глагол, наречие не изменяется. – Окончание – Нет. – Наречие – неизменяемая часть речи. |
Синтез, обобщение, вывод, принятие и сохранение учебной задачи. |
ж) Исследование значения наречий. – Что нам поможет в определении значения наречий? – Проведите классификацию наречий из 2 задания по вопросам. |
– Вопросы. Мы знаем, что вопрос Где? Указывает на место, Когда? – время, Как? – образ действия, В какой степени? – степень качества. | Умение работать в коллективе, учитывать мнение товарища, аргументировать свое мнение, оказывать партнерам помощь в сотрудничестве. |
– Сделайте вывод. 6 кадр презентации. Наречие обозначают место действия, время действия, образ действия, степень качества. |
– Наречия обозначают место действия, время действия, образ действия и степень качества. | |
6. Составление пямятки о наречии как части речи. 7 кадр презентации. – Наречие – часть речи. – Где? Куда? Как? В какой степени? – В предложении является обстоятельством. – Уточняют, поясняют речь, делают ее яркой. – Поясняют глаголы и имена прилагательные. – Неизменяемая часть речи. – Обозначают время действия, образ действия, место действия, степень качества. |
Учащиеся обобщают знания о наречии и составляют памятку. | Принятие и сохранение учебной задачи, оценивание правильности выполнения деятельности, умение учитывать разные мнения, обосновывать свое, аргументировать позицию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,оказывать партнерам взаимопомощь, нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи. |
7. Физминутка. Дети отдыхают при формировании групп. | Учащиеся рассаживаются на 3 группы по рядам. | |
8. Расширение словарного запаса учащихся. а) Подбор наречий, являющихся антонимами, синонимами данным и наречий, которыми можно заменить фразеологический оборот. |
Развитие устной речи учащихся, принятие и сохранение учебной задачи, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, уважать мнение учащихся, навыки работы в коллективе. | |
Работа в 3 группах. Каждая группа получает задания: 1 группа – Придумать наречия антонимы данным. 2 группа – Придумать наречия синонимы данным. 3 группа – Заменить фразеологический оборот подходящим по смыслу наречием. |
1 группа.
2 группа.
3 группа.
|
Принятие и сохранение учебной задачи, планирование действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание правильности выполнения действий, умение учитывать различные мнения, обосновывать собственную позицию, аргументировать собственную позицию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, умение оказывать партнерскую взаимопомощь, развитие речи учащихся, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материала рассказа. |
– Сделайте вывод. | – Наречий в русском языке большое количество. Они делают речь яркой, образной, выразительной. |
Анализ, обобщение, синтез, умозаключение формулирование вывода. |
б) Сочинение стихотворения с использованием рифмы из наречий. – Прочитайте рифму. Далеко – близко Высоко – низко |
Составление стихотворений, чтение стихотворений, выбор более удачных.
|
|
– Что заметили? – Сделайте вывод. |
– Наречия можно использовать в рифме для создания стихотворений. | Анализ, синтез, умозаключения, высказывание своего мнения. |
в) Составление рассказа на заданную тему с использованием наречий. 8, 9, 10, 11 кадр презентации. (Изображение зарисовок с зимней природой, зимними забавами детей). Рассказ учителя. Тихо, неслышно подкралась зима. Рассыпала по полям алмазы , жемчуга, да злато-серебро. Нарядила деревья в белые меха. Сковала хрустальным льдом реки да озера. Подарила всем людям ожидание чуда в Новогоднюю ночь, а детворе – зимние игры, да забавы. |
Составляют рассказы на темы: 1 группа – Зима пришла. 2 группа – Встреча Нового Года. 3 группа – Зимние игры и забавы детей.
Работа в группах. Защита группы своей работы – чтение рассказа с указанием наречий. |
|
– Что заметили? – Сделайте вывод. |
– Получились очень красивые рассказы. Наречия придают речи выразительность, яркость, уточняют ее. | |
9. Итог урока. – Сформулируйте тему нашего урока. – Что нового узнали? |
– Изучение наречия как части речи. – Ответ с использование м памятки. |
|
– Оцените свою работу на уроке. Учащиеся используют светофорики. |
Учащиеся анализируют, что было трудно, что нет, что удалось, где были трудности. | |
10. Домашнее задание. Творческая работа: Написать рассказ о зиме с использованием наречий. |