Цели: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим; развитие представлений учащихся о добре и зле; развивать умение работать с проблемными ситуациями; развитие познавательного интереса, самооценки; воспитание стремления совершать добрые дела.
Оборудование: пословицы о доброте; фонограммы песен: “Если добрый ты”, “Улыбка”, “Настоящий друг”, “Ты, да я..”, “Дорога добра”. Кружки: синие и красные, ларец, чашечные весы. Капельки: чёрные - зло и белые – добро. Карточки с ситуациями и с пословицами, глобус, компьютер, проектор. Презентация
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
- Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких?
Послушайте всем известную песенку и спойте вместе. (Песня “Если добрый ты”)
- Чему учит нас эта песня?
Тема нашего классного часа: “Путешествие в страну “Вежливости и Доброты”.
- Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.
- А вы знаете что-нибудь о вежливости? Какие правила вежливости вы знаете?
Давайте прочитаем вот эти правила.
Правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другим неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
Доброта – это стремление человека
Сделать счастливым других людей.
Понять и исполнить желание другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Вежливость – это умение вести себя так,
Чтобы другим было приятно с тобой.
Достаётся недёшево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются все земные труды,
Может, вырастил деревце на земле Кулунды?
Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету плавок мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
- Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях:
- “Сказочных героев”
- “Доброй Феи”
- “Волшебных слов”
- “Внимательных ребят”
- “Космическая планета Добра”
- “Фантазеров”
- И должны добраться до остановки “Доброты”.
- А на чем мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько всё разглядеть?
- Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг другу, подпевая, отправляемся в путешествие со станции “Добрых улыбок”
(Звучит песня сл. М. Пляцковского, музыка В.Шаинского “Улыбка”).
- Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.
- А как вы думаете, каких людей называют добрыми? Вежливыми? (Чтение с плакатов: Доброта – это … Вежливость – это…).
II. Остановка “Сказочных героев”
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”
А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро.
Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
Песня
Друг всегда меня может выручить
Если что-нибудь приключиться вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот, что значит настоящий, верный друг.
- Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется.
Такова волшебная сила добра.
III. Остановка “Доброй Феи”
(Входит Фея с коробкой и с волшебной палочкой)
- Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Фея: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем?
Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.
Фея: Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
- Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?
Этому нужно учиться.
- Фея: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
Поиграем в игру “Вежливо - невежливо”.
(Если вежливыми были действия, то поднимаете – синий кружок, если невежливыми - красный).
- Поздороваться при встрече …
- Толкнуть, не извиниться …
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …
- Не встать, обращаясь к учителю …
- Не уступить место пожилому человеку …
- Сказать: “До свидания!”
- Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с самого детства.
Песня кота Леопольда
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А, когда наоборот, плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А, когда наоборот – трудно.
С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь с ними веселей.
А, когда наоборот, скучно.
Стихи читают дети:
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И, ежели вы вежливы, тому, кто послабее
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
И, ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
IV. Остановка “Волшебных слов”
- А сейчас давайте поиграем. Игра “Не ошибись, пожалуйста”
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Руки вперед.
Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.
Растает ледяная глыба
От слова тёплого … (Cпасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (Добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (Спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь … (Здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (Прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (До свидания).
V. Остановка “Внимательных ребят”
- А сейчас мы посмотрим, как вы знаете правила уважительного отношения друг к другу.
Ситуации для обсуждения:
1. В классе – четверо: два мальчика и две девочки – второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают доску.
- Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.
- Мы доску моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылёв 5 ошибок сделал. Ему двойку поставили, а мне пятёрку!
- Пятёрка – хорошо. Только зачем хвастать?
- Вот идите, посмотрите, - потянула меня за полу пиджака хвастунья.
Она бесцеремонно взяла у Костылёва тетрадь и стала показывать:
- Смотрите: раз, два, три ... пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня пятёрка!
Девочка очень рада пятёрке, но, пожалуй не меньше и тому, что у Костылёва двойка.
- Какие качества характера проявились в поступках девочки?
- Как вы их оцениваете?
- Наблюдали ли вы такие ситуации в жизни?
2. Алик всегда любил быть первым: когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.
- Каким растёт Алик?
- Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?
- Как вы боретесь с ними?
3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: “Елена Петровна”...
- Какую ошибку вы заметили?
- Что бы вы посоветовали девочке?
- Если мы будем соблюдать правила вежливости – у нас будет много друзей, и тогда нам не страшны никакие неприятности. Вместе мы справимся со всеми трудностями!
Игра “Не попади впросак”.
- Если да, то надо сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”. Если нет - промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в маршрутке тесной,
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
VI. Путешествие на Космическую планету Добра
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем.
- А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
- Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.) Добрый человек бережет природу.
Кто любит собак.
Или прочих животных,
Серьезных котят,
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки,
Не делает зла. (Р. Сеф).
- Ну вот, “волшебные слова” мы вспомнили. А как вы думаете — от чего зависит их сила?
Их сила зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Если вы будите говорить вежливые, добрые слова с безразличным лицом, то человек не поверит в вашу доброжелательность и искренность.
- Всю жизнь, с самого детства, человек познает “что такое хорошо и что такое плохо”. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом.
- Доброта — признак силы, великодушия. Но добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы победить зло и принести в мир добро.
Добро и зло на чашах весов.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Нам в этом помогут узнать старинные весы?
- На одной чаше весов лежит зло. (Капли с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, ложь, война).
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы
чаша весов с добром перевесила. Давайте вспомним,
какие добрые дела вы совершили и совершают люди
вокруг вас, и по капельке положим на чашу весов с
добром. (Дети подходят и говорят о своем добром
деле и кладут на чашу свою капельку). Вскоре чаша
весов с капельками добра перевешивает чашу с
капельками зла.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и
в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в
ручейки, ручейки в реки, реки в моря, моря в
океаны.
- А что же такое доброта?
Что такое доброта? (Стихотворение)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- В нашей речи много теплых слов. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Ведь как гласит пословица: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.
Собери пословицу.
- Какие пословицы знаете вы о добре? Пословица
рассыпалась, соберите её.
VII. Остановка “Фантазёров”
Оформление домика “Добрых слов” (по группам).
- Сегодня мы с вами создадим городок, который будет состоять из домиков вашей мечты.
Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (Звучит тихая музыка “Дорога добра”).
Подумали? А теперь возьмите цветные карандаши, нарисуйте свой домик и раскрасьте их. Выбирайте тот цвет, который лучше всего подойдет для твоей доброты.
- Какие чувства вызвал у вас ваш домик? (восторг, восхищение, радость, красота). Как мы назовем наш чудесный городок? Это будет Городок Доброты.
VIII. Остановка “Доброты”
- Вот мы и добрались до станции “Доброта”.
Дети читают стихи:
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело -
Тем живём на земле.
Я говорю “спасибо” вам
За добрые слова.
Пусть на земле от добрых слов
Прибавится добра.
Пусть будет добрым каждый день,
А так же каждый час,
И солнце светит на земле
Для каждого из нас.
- Наше занятие подходит к концу.
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- В заключении хочется сказать такие слова:
Надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы хоть чуточку добрей!
Дети исполняют песню “Если добрый ты...” .