Виды работы по коррекции нарушений письменной речи

Разделы: Логопедия


Зачастую заинтересованные в школьных успехах ребенка родители слишком поздно приходят за помощью к логопеду, что лишает его возможности своевременно приступить к исправлению устойчивых нарушений письменной речи. К тому же, в современных условиях далеко не все родители в силу занятости занимаются дома с детьми, контролируют выполнение учащимися рекомендаций логопеда.

В настоящее время учителя начальной школы сталкиваются с проблемой существенного снижения успеваемости учащихся по родному языку. Трудности в освоении школьной программы испытывают дети с недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, с отставанием в речевом развитии. Поскольку становление речевой функции тесно связано с формированием других высших психических функций, у школьников с речевой патологией наблюдаются своеобразные психологические особенности. К ним относятся: неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к переключению, снижение слухоречевой памяти, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, неспособность к актуализации имеющихся знаний, низкий уровень самоконтроля, трудности планирования предстоящей работы, снижение мотивации к учебной деятельности, неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

С целью формирования и совершенствования у учащихся основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма, я использую в своей работе  систему специальных заданий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики.

Развитию произвольного внимания и его концентрации способствует упражнение «Корректурная проба», которое я использую на занятиях. Ребенку предлагается  отрывок из любого текста (размер шрифта как в школьных учебниках) с заданием зачеркнуть (подчеркнуть, обвести) заданную букву. Это может быть одна буква, а через некоторое время задание можно усложнить, добавив еще одну букву (например, одну букву зачеркнуть, другую обвести в кружок). Буквы выбираются произвольно. На первом этапе лучше не предлагать гласные А, О, Е, И в связи с их частотностью. Детям, допускающим смешение на письме близких по звучанию и \ или по написанию букв, позже можно предлагать искать парные буквы (б – п, д – т, з – с, а – о, и – у, с – о, п – т и др.).

По данным психологов, при условии выполнения упражнения «Корректурная проба» не реже 5 дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение 5 минут (не больше, не меньше), через 2 – 3 месяца уменьшается количество ошибок.

В структуру каждого занятия я стараюсь включить пальчиковую гимнастику. Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развивают речь ребенка. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, осуществляется контроль за четким и координированным выполнением соответствующих пальчиковых движений. На начальном этапе работы без проговаривания сопутствующего текста к упражнению, а в дальнейшем – с четким, ритмичным проговариванием потешки. В ходе выполнения пальчиковых упражнений активизируется моторика рук, вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

рис.1
рис.2

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них имеются недостатки пространственных представлений, а именно:

  1. сложности в определении правых и левых частей предметов и объектов;
  2. трудности понимания схемы собственного тела;
  3. трудности графического обозначения направлений (лево – право, верх – вниз, по диагонали и пр.).

Одним из видов работ в данном направлении коррекционной деятельности является проведение графических диктантов.

Помимо развития пространственных представлений, графические диктанты способствуют развитию мелких мышц руки ребенка, формируют внимание, глазомер, зрительную память, аккуратность, фантазию, образное мышление, а также положительно влияют на его состояние.

рис.3
рис.4
рис.5

Использование вышеуказанных видов работы на занятиях с учащимися позволяет сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией: произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной формы мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма. Практическая работа с учениками показывает эффективность данных видов деятельности, которые также способствуют развитию у детей интереса к логопедическим занятиям, создают позитивный эмоциональный фон.

Список литературы:

  1. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. – М.:ВАКО, 2008.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.