Движение тела – движение ума

Разделы: Работа с дошкольниками


За первые семь лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни, до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метание, и др. Этому ребенок впервые учиться именно в дошкольном возрасте.

Движения способствуют физическому развитию и оздоровлению ребёнка: развивают физические качества, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Содействуют формированию: красивой, правильной осанки, обогащению сенсорного опыта, нравственно-волевому развитию детей, самоутверждению личности ребёнка [А.И. Быкова, 1960]. Развитая психомоторика способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности [М.Ю. Кистяковская, 1980]. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер [Е.Н. Вавилова, 1986]. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь [А.Р. Лурия, 1970; М.М. Кольцова, 1973; Е.М. Мастюкова, 1996].

И в то же время нарушения в интеллектуальной сфере у ребенка в большинстве случаев сочетаются с недостаточным развитием двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, недостаточной координацией пальцев кисти рук, недоразвитием мелкой моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Таким образом, одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слушания, говорения, письма, чтения. С учетом этого, одной из важных задач развития моторики, является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующей установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Учитывая все выше сказанное, становиться очевидным, необходимость совместной работы воспитателя, педагога-психолога и инструктора по физическому воспитанию детей в детском саду. Воспитатель, инструктор по физическому воспитанию и педагог-психолог параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, а так же воспитатель на занятиях, развивая крупную и мелкую моторику, стимулируют созревание психических процессов, повышают уровень интеллектуального развития детей, что в дальнейшем обеспечивает более успешное овладение детьми школьной программой.

Есть еще одна составляющая, которая объединяет работу воспитателя, педагога-психолога и инструктора по ФиС, - это использование на занятиях кинезиологических упражнений.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Критерием эффективности проводимой совместной, развивающей работы с детьми с использованием кинезиологического комплекса на занятиях могут служить сравнительные результаты предварительной и итоговой диагностики готовности детей к школе. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой работы.