Тип урока: Интегрированный.
Цели урока:
1. Образовательные:
- продолжать формировать умение самостоятельно работать с учебной литературой;
- подбирать простейшие задачи для закрепления нового материала в виде тестов;
- находить межпредметные связи;
- уметь применять полученные знания на опыте.
2. Развивающие:
- продолжать развивать интерес к изучаемой теме, предмету;
- добиваться сознательного усвоения учащимися нового материала;
- расширить кругозор учащихся.
3. Воспитательные:
- продолжать воспитывать математическую культуру учащихся и познавательную активность, самостоятельность, творческое отношение к своему делу.
Оборудование:
- цветные мелки.
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран.
Приложение: мультимедийная презентация.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникационные;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- игровые методы активного обучения.
Литература:
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., « Геометрия 7-9 кл.», Москва «Просвещение», 2005.
- Б.Г. Зив; «Дидактический материал по геометрии 9 кл.»; Москва «Просвещение», 2006.
- Математический энциклопедический словарь; Москва, «Советская энциклопедия», 1987.
Информационные ресурсы:
- ru.wikipedia.org/wiki/
- yandex.ru
Ход урока
I. Организационный момент
На доске: число, тема. Слайд 1.
Высказывание: "Геометрия приближает разум к истине". Платон
Учитель: Домашним заданием на сегодня у вас было разобрать и изучить, на основе пройденного материала, простейшие задачи в координатах. (Пункт № 89, стр. 236).
Слайд 2.
Введение системы координат дает возможность изучать геометрические фигуры и их свойства с помощью уравнений и неравенств и, таким образом, использовать в геометрии методы алгебры. Такой подход к изучению свойств геометрических фигур называется методом координат.
Сегодня мы рассмотрим три вспомогательные задачи. Каждой колонке была предложена одна из 3-х задач.
II. Выступления учащихся.
Ученик 1-й колонки:
Слайд 3.
Разбор задачи №1. Координаты середины отрезка.
Выражение координат середины отрезка через координаты его концов. Пусть в системе координат Оху точка А имеет координаты (x1;y1), а точка В – координаты (x2;y2). Выразим координаты (х;у) середины С отрезка АВ через координаты его концов.
Так как точка С – середина отрезка АВ, то ОС = ½(ОА+ ОВ).
(Равенство было доказано в пункте 84).
Координаты векторов ОС, ОА, ОВ равны соответствующим координатам точек С, А, В: ОС{х;у}, ОА{x1;y1}, ОВ{x2;y2}.
Записывая равенство ОС = ½(ОА+ ОВ) в координатах, получим
что каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат его концов (на слайде формулы).
Следующий ученик 1-й колонки:
Слайд 4.
Ученик предлагает всему классу Тест 01 Задача №1 , для закрепления прослушанного материала. (Тест сделан и отпечатан на компьютере учеником).
Задача №1. По данным координатам концов отрезка и полученным формулам найти координаты точки середины отрезка.
Классу дается 2 минуты.
1 вариант | 2 вариант |
А(1;1) В (9; 6) С (?; ?) | А (-6;-1) В (-1;-4) С (?; ?) |
Следующий ученик 1-ой колонки:
Слайд 5.
Ученик предлагает всему классу Тест 01 Задача №2 , для закрепления прослушанного материала. (Тест сделан и отпечатан на компьютере учеником).
Задача №2. Надо снять координаты вершин параллелограмма АВСD и вычислить координаты точки пересечения его диагоналей.
Классу дается 2 минуты.
1 вариант | 2 вариант |
А (?;?) В (?; ?) С (?; ?) D (?; ?) O (?; ?) | А (?;?) В (?; ?) С (?; ?) D (?; ?) O (?; ?) |
Слайд 6.
Ответы сверяются.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задача №1 | |
С (5; 3,5) | С (-3,5; -2,5) |
Задача №2 | |
А (-10; 0) | А (1; 0) |
В (-7; 5) | В (6; 0) |
С (0; 5) | С (5; -3) |
D (-3; 0) | D (0; -3) |
О (-5; 2,5) | О (3; -1,5) |
Ученик 2-й колонки:
Слайд 7.
Разбор задачи №2. Вычисление длины вектора по его координатам.
Докажем, что длина вектора вычисляется по формуле… ( Ученик рассказывает доказательство).
Следующий ученик 2-й колонки:
Слайд 8.
Ученик предлагает всему классу Тест 02, для закрепления прослушанного материала. (Тест сделан и отпечатан на компьютере учеником).
Задание: Найти длину вектора и обвести соответствующую букву, а затем прочитать полученное слово.
Слайд 9.
Ответы сверяются.
Следующий ученик 2-й колонки:
Слайд 10.
Кратко рассказывает биографии ученых.
Ученик 3-й колонки:
Слайд 11.
Разбор задачи №3. Расстояние между двумя точками.
Пусть точка М1 имеет координаты…
(Ученик рассказывает вывод формулы).
Следующий ученик 3-й колонки:
Слайд 12.
Ученик предлагает всему классу Тест 03, для закрепления прослушанного материала. (Тест сделан и отпечатан на компьютере учеником).
Задание: Найти периметр треугольника MNK.
Слайд 13.
Ответы сверяются.
M (-1;-2) | ||
N (-1;4) | ||
K (3;1) | ||
MN= 6 NK=5 MK=5 |
Периметр треугольника MNK равен 16.
Слайд 14.
Следующий ученик 3-й колонки:
Рассказывает о проектировании печатных плат с помощью специальных программ на компьютерах. Показывает плату. Демонстрирует распечатку разработанной печатной платы, сделанную студентами ЛЭТИ программой PCAD.
Слайд 15.
III. Подведение итогов:
- анализ работы класса в целом;
- отметить положительные и отрицательные стороны ответов учащихся;
- оценки знаний ответивших учащихся;
- благодарность всем за прекрасную работу.
IV. Постановка домашнего задания:
п. 89 № 935, 936, 940
Слайд 16.
Спасибо за урок дети!