Урок физики по теме "Фотография". 11-й класс

Разделы: Физика, Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (955 кБ)

Загрузить презентацию (315 кБ)

Загрузить презентацию (180 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: познакомить учащихся с этапами развития и получения фотографий, применения и  их редактирования.

Задачи:

  • Образовательная:
    • познакомить учащихся с историей возникновения фотографий, с одним из применений химического действия света,  с устройством фотоаппарата и процессом получения фотографий, с применением фотографий в различных областях деятельности человека;
    • научить учащихся применять полученные знания на практике;
    • закрепить навыки применения редактирования фотографии на практике.
  • Воспитательная:
    • формировать умение работать в группах; 
    • повысить интерес к физике и информатике,  мобилизовать учащихся  на осмысление собственной деятельности.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с дополнительной литературой, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
    •  развивать познавательный интерес; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Инструменты и материалы:

  • фотоаппараты (Зенит, Киев, Смена, Lumix)
  • фотоувеличитель
  • реактивы (закрепители и проявители)
  • фотобумага разных размеров
  • ванночки
  • фотографии цветные и черно – белые
  • проектор и экран
  • компьютерный класс
  • раздаточный материал учащимся

Подготовительная работа:

– Эпиграф написан на доске.
– Доска, оформленная фотографиями цветными и черно – белыми.
– Индивидуальная работа с отдельными учащимися над определенной темой и создание к ней презентации, подготовка к выступлению на уроке.
– Подготовка раздаточного материала на урок.  Приложение 1

План (2 урока)

1. История создания фотографий.
2. Устройство фотоаппарата и принцип его действия.
3. Химическое действие света при получении фотографий.
4. Принцип действия цифрового фотоаппарата.
5. Применение фотографий.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку:

« …отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…»

Доминик Араго, французский физик

Учитель физики: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, поведем его Светлана Яковлевна–учитель информатики и Татьяна Генриховна – учитель физики. Во-вторых, у нас в гостях присутствуют учителя. Посмотрите на их доброжелательные лица. В-третьих, за окном уже по-весеннему начинает светить Солнце, освещая наш класс световыми лучиками – фотонами, которые сыграют не последнюю роль на  нашем уроке. Чтобы полностью исчезло чувство скованности, давайте одарим друг друга лучезарными улыбками. Вижу, глаза ваши засияли, можно начинать урок. А для поднятия настроения прослушаем песенку в исполнении Софьи. Но, вы не просто ее прослушайте, а подумайте над темой нашего урока.

Исполнение песни 1 куплет «Фотография 9 на 12»

Вместе формулируем тему урока и записываем ее на листочки, которые лежат у вас на столах. Приложение 1

На экране открывается  общая презентация к уроку, которая связана гиперссылками с остальными приложениями – презентациями. Презентация 1

Учитель физики: (Слайд 1) Что вы уже знаете о фотографиях? Все ли вы о них знаете? А что бы хотелось узнать? Заполните таблицу.

Знаю Что бы хотел узнать
  Что?
Когда?
Кем?
Почему?
Как?
Где?

Учитель физики: Итак, какова же цель нашего урока?

Ученики формулируют цель урока.

Учитель физики: Найти ответы на эти  вопросы мы попытаемся сегодня на уроке, а что не успеем, вы можете найти дома с помощью Интернета.
А сейчас заглянем в далекое прошлое.
Об истории фотографий расскажет Софья.
Вы в это время начинаете заполнять хронологическую лесенку «Этапы развития фотографии».(Слайд 2 и нажимаем на картинку)

История фотографии (презентация) Презентация 2

Текст выступления к презентации  Приложение 2

Учитель физики:Фотоаппаратом называется устройство для получения оптических изображений различных объектов на светочувствительном слое фотопленки или какого другого фотоматериала.
Одной из основных частей фотоаппарата является объектив, состоящий из нескольких линз и помещаемый в передней части светонепроницаемой камеры. Внутри камеры находится фотопленка. Объектив можно плавно перемещать относительно пленки для получения на ней четких изображений предметов, расположенных на разных расстояниях от фотоаппарата.
При фотографировании объектив открывается при помощи специального затвора, и лучи света от фотографируемого предмета попадают на фотопленку. (Рассказ учителя сопровождается показом основных частей фотоаппарата на самом фотоаппарате)

Учитель информатики: При нажатии кнопки зеркало поднимается, и луч света попадает на пленку. При этом первая шторка затвора двигается перед пленкой выдерживая кадр, вторая, двигаясь за ней, закрывает пленку.
(Слайд 3 Нажать на картинку) Флеш-анимация «принцип действия фотоаппарата», созданную Денисом. Приложение 3
Что же происходит дальше с пленкой, нам поведает Денис. В ходе его выступления заполните схему «Процесс получения негатива»

(Слайд 4, нажимаем на картинку)

Процесс появления негатива (Флеш-анимацию ). Приложение 4
Текст выступления к флеш-анимации  Приложение 5

Учитель физики: Чтобы получить саму фотографию, необходим фотоувеличитель, при помощи которого, можно получить фотографию хоть 9 на 12, хоть 10 *15, любых размеров. В качестве светочувствительного вещества в фотобумаге чаще всего используется хлористое серебро, имеющее максимум чувствительности в ультрафиолетовой зоне спектра, поэтому процесс печатания фотографий производят при красном свете.
В ходе моего рассказа заполните схему «Процесс получения позитива».
(Слайд 5)
Для этого негатив помещают в фотоувеличитель между источником света и фотобумагой. Темные участки пленки пропустят меньше света, чем более светлые (т.е. более прозрачные). Изображение получится скрытым. Для его проявки лист фотобумаги погружают в ванну с проявителем, затем проявленный отпечаток ополаскивают в ванне с чистой водой и переносят в раствор с закрепителем. Через некоторое время, полученное изображение (позитив) тщательно промывают, просушивают. Фотография готова. (В ходе рассказа учитель имитирует все процессы с листом фотобумаги)

В настоящее время более популярны цифровые фотоаппараты. О принципе их действия расскажет Наташа. (Слайд 6)

Принцип действия цифрового фотоаппарата. (презентация) Презентация 3

Текст выступления к презентации  Приложение 6

 Как вы думаете, а для чего нужны фотографии?
Об этом подробнее мы узнаем из рассказа Светы. (Слайд 7, нажимаем на картинку)

Применение фотографии.(презентация) Презентация 4

Текст выступления к презентации  Приложение 7

Учитель информатики: Мы узнали,  для чего нужны фотографии. Но со временем фотографии тускнеют и  при фотографировании могут получаться фотографии плохого качества. Чтобы это исправить есть много графических редакторов. Более простые и стандартные редакторы есть в операционной системе  Windows, которые позволяют улучшить некоторые качества фотографии: изменение резкости, цвета, удаление эффекта красных глаз. С ними  вы уже знакомы в курсе информатики за 10 класс. Большими возможностями обладает редактор Photoshop. С некоторыми возможностями данного редактора вы уже знакомы, а сегодня узнаете еще одну: как в данном редакторе исправить фотографию.  Для этого Саша нам подготовил пошаговый образец. Используя данный образец, выполните практическую работу.

Практическая работа: Приложение 8

Задание: улучшите качества данных фотографий с помощью редактора Photoshop

Учитель физики: (Слайд 8)  Итак, мы рассмотрели этапы развития фотографии, узнали много нового. Как итог вывод урока, мы попытаемся составить cинквейн.

Домашнее задание:

1. Улучшить качество старых фотографий ваших родителей. Принести на урок оригинал фотографии и вашу измененную.
2. Найти ответы на вопросы, которые мы сегодня не смогли осветить на уроке.

Учитель физики: Предлагаем испытать фотоаппарат в действии. Выполним фотографию на память.

Литература:

  1. Веденов А.Н. В помощь сельскому фотолюбителю: – М.: «Советская Россия», 1957. – 198с.
  2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 464 с.
  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. Для 11 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1991. – 254 с.
  4. Шеклеин А.В. Фотографический каледоскоп: Справ. Изд. 3-е изд., стер. М.: Химия, 1990. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://urok.1sept.ru/
  2. http://lantan.ucoz.org/load/k_uroku/prezentacii/istorija_fotografii/5-1-0-20
  3. http://www.proshkolu.ru/user/scherbina43/file/564203
  4. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/istoriya-fotografii
  5. https://urok.1sept.ru/articles/581985/
  6. http://photohist.narod.ru/main/zapad.html
  7. http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Porta.html
  8. http://www.creativestudio.ru/articles/photo_history.php
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-198211.html
  10. http://www.a-photo.net/literatura/stati-po-fotografii/istoriya-fotografii.html
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  12. http://premier-foto.ru/primenenie-fotografii.html
  13. http://www.0zn.ru/referaty_po_kriminalistike/kursovaya_rabota_ispolzovanie_6.html
  14. http://photo-old.ru/category/foto_fizika
  15. http://craftphoto.ru/