Тип урока: ОНЗ
Цель: формировать представления детей о правилах общения в семье, способствовать раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Обучающие задачи: раскрыть понятия «семья», «культура общения», «традиции».
Развивающие задачи: развивать творческие способности детей, навыки работы в группах, навыки самоконтроля и контроля, навыки культурного поведения в семье, развивать речь учащихся, формировать ИКТ компетентности учащихся.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательное и заботливое отношение к родным и близким, бережное отношение к людям старшего поколения.
Оборудование и материалы: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова, 2 часть, сборники пословиц и поговорок, классная доска, медиапроектор, макет дома, карточки с опорными словами («кирпичики»), карточки с заданиями, толковый словарь С.И. Ожегова, семейные фотографии, иллюстрации, презентация.
Формируемые понятия: семья, семейные традиции, семейные праздники, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. – Прозвенел звонок для вас
Всех ребят позвал он в класс:
– Ребята, улыбнитесь друг другу и подарите тепло своей души окружающим.
– Садитесь, пожалуйста.
II. Мотивация.
У.– Отгадайте загадку:
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом)
– Посмотрите, ребята, какой дом.
– Можно ли в нем жить? (нет, его не достроили)
– Чего не хватает? (кирпичиков)
– А хотите его достроить все месте? (да, хотим)
– Тогда принимаемся за работу.
III. Актуализация.
У. – Сейчас мы узнаем, кто будет жить в нашем доме.
Работа в парах:
– Отгадайте ребус «7я»
– Какое получили слово (семья)
– Для кого будем строить дом? (для семьи)
– К чему должна стремиться каждая семья? (быть дружной)
– Определите тему (будем говорить о близких людях, о семье)
– Тема урока: «Наша дружная семья»
IV. Целеполагание.
У. – «Общение» – это новая большая тема, которую мы будем изучать.
– Легко ли общаться? (нет, не всегда)
– А в семье мы всегда находим общий язык? (нет)
– Чему мы будем учиться, сформулируйте цель урока (учиться общению в семье)
– Мы узнаем, когда семья называется дружной, и как правильно общаться в семье, каждое новое знание будет «кирпичиком» семейного счастья в нашем доме.
(Ключевые слова на карточках – недостающие «кирпичики» в доме).
V. Открытие нового знания.
У. – Вернемся к слову «Семья».
– Семья – это все родственники? (нет, только близкие)
– Что такое семья? (родственники, живущие рядом)
– Прочитаем в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»
– Послушайте стихотворение:
У.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
У. – О каких близких родственниках идет речь в стихотворении, кто живет рядом с вами? (бабушка, дедушка, папа, мама, дети)
– О каком чувстве говорилось в стихотворении? (о любви)
Важно ли, чтобы в семье была любовь? (да, любовь укрепляет семью)
Вывод: Счастливой можно назвать семью, где живет любовь.
(Карточка – «Любовь»).
Работа в парах
– Рассмотрите фотографии.
– Чем они похожи, чем отличаются? (на одной фотографии изображена старинная семья, а на другой – современная)
У. – Какое число скрыто в слове семья? (7).
– Почему? (раньше семьи были большие, детей было много)
– Как называются такие семьи?
У. – В нашем классе есть мальчик, который живет в большой семье, сейчас он о ней расскажет (рассказ ученика)
– В большой семье любое дело делают вместе.
– Как можно назвать такую семью (дружная)
– Считаете ли вы свою семью дружной?
– Почему?
Работа в парах
У. – Найдите пословицы в сборнике, в которых говорится о семье.
– Как пользоваться сборником? (посмотреть оглавление)
– На какой странице будете искать? (на стр. 62, в разделе «семья»)
– Какая пословица понравилась больше всего? Объясните ее смысл.
- Согласную семью и горе не берет.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В семье разлад, так и дому не рад.
Вывод: семья крепка, когда все дружны.
(Карточка – «Дружба»).
У. – Объясните смысл еще одной пословицы: «Дерево держится корнями, а человек семьей» (дерево без корней погибнет, с человеком без поддержки семьи может случиться несчастье, семья – самое главное в жизни человека)
– Это так. В городе Саранске есть памятник семье. Вот как он выглядит (иллюстрация).
У. – Вы принесли фотографии своих дедушек и бабушек. Расскажите о своих близких (сообщения учащихся).
– Как нужно относиться к старшим в семье? (с уважением)
– Почему?
Вывод: Надо уважать старших, друг друга.
(Карточка – «Уважение»).
У. – Можно ли грубить, давать обидные прозвища? Почему?
Работа в парах:
– Что такое «Культура общения»?
– Как вы это понимаете? (культурная речь, поведение, уважительное отношение друг к другу)
– Нужно ли соблюдать «Культуру общения» в семье, для чего?
Вывод: Соблюдай «культуру общения».
(Карточка – «Культура общения»)
У. – Вам, ребята, я предлагаю памятки для воспитанных детей, которые хотят сделать свою семью еще счастливее.
– Прочитайте:
Памятка:
- Начинайте утро с добрых слов.
- Чаще улыбайтесь.
- К бабушке и дедушке относитесь уважительно и бережно.
- Не огорчайте родителей своим поведением.
- Не отвлекайте взрослых от дел по пустякам, старайтесь быть самостоятельными.
- Чаще прислушивайтесь к советам старших, помогайте младшим.
У. – Все ли правила мы прочитали? (нет, осталось одно)
– Хотите его узнать?
– Но сначала поговорим о здоровье.
– Объясните смысл слов: «В здоровом теле – здоровый дух».
– Мы должны к этому стремиться?
– Что мы можем сделать? (вести здоровый образ жизни)
У. – Я познакомилась с программами здоровья в ваших семьях. Расскажите всем, какие правила соблюдаются в вашей семье.
Вывод: Важно, чтобы в семье все были здоровы, здоровье надо беречь.
(Карточка – «Здоровье»).
Проводится зарядка:
- За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба).
- Вместе пилим мы бревно, очень тонкое оно.
- Чтобы печку протопить, надо много напилить (движения пильщиков).
- Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки (движения дровосеков).
- А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны).
- После тяжкого труда надо посидеть всегда (сесть за парты)
У. – Ребята, вы хорошо потрудились?
– А в семье вы любите помогать?
– Что делают для вас Ваши близкие?
– Чем вы помогаете дома? (дети зачитывают список своих домашних дел).
У. – Почему нужно помогать друг другу в семье? (нужно беречь друг друга, домашние обязанности трудны, надо их распределять)
Вывод: В семье надо все делать вместе, помогать друг другу.
(Карточка – «Взаимопомощь»).
– Ребята, разве важно только работать вместе? (еще вместе отдыхать)
– Что такое семейные традиции? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 48-49.
– Что дают нам семейные праздники? (укрепляют семью, украшают жизнь)
У. – Предлагаю вам ребята завести календарь памятных дат вашей семьи.
– Самый первый праздник в календаре может быть Международный день семьи, который отмечается 15 мая. В нашей стране 8 июля отмечается День любви и верности, православный праздник в честь святых Петра и Февронии. Праздник отмечается с 2008 года, объявленного годом семьи. 1 октября отмечается день добра и уважения, Международный день пожилых людей.
Вывод: Традиции укрепляют семью.
(Карточка – «Традиции»).
VI. Рефлексия.
У. – Посмотрите на наш дом, удалось нам вместе его достроить?
– Вспомните тему урока.
– Какую цель мы поставили? (научиться общению в семье)
– Что для этого нужно? (перечисляются опорные слова)
– Прочитайте вывод в учебнике на стр.49.
Тест «Наша дружная семья».
У. – Выполните тест. Проверьте себя по листу самопроверки.
VII. Домашнее задание.
1. – Постройте генеалогическое дерево своей семьи. Прочитайте об этом в разделе «Наши проекты» на стр. 51 (задание 1)
– Рассмотрите образец, расскажите, как будете выполнять работу?
2. Подготовьте сообщение о своей семье.
VIII. Итог.
У. – Понравился вам урок?
– О чем бы вы хотели узнать подробнее?
– Наш урок окончен. Вы хорошо поработали, молодцы!