Открытый урок русского языка по теме "Способы словообразования в русском языке". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель нескольких уроков: создание и преобразование модели-схемы "Лексика: как пополняется словарный состав языка" (продолжение).

Тема данного урока: "Способы словообразования в русском языке".

Цель данного урока: формирование научного понятия "способы словообразования" через создание словообразовательных моделей, с помощью обобщенного способа действия – морфемного разбора, подбора однокоренных слов.

Задачи – рассмотреть понятие "словообразование" как часть научной системы "Лексика. Словообразование", спроектировать обобщенную модель понятия "способы словообразования", уметь определять способ словообразования.

Планируемый результат: научное понятие сформировано, создана обобщенная модель, учащиеся умеют определять способ словообразования, формируется обобщенный способ деятельности – при помощи морфемного разбора, подбора однокоренных слов.

Дидактический материал: на уроке используется "Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс." под ред.Л.В.Черепановой.

Ход урока

1. Актуализация знаний и создание учебной ситуации.

Дидактический материал

Деятельность учителя и ученика

Планируемый результат

Поход в театр... Что может быть прекрасней! Здание театра старинное. Наши места в амфитеатре. Вот зазвучал дифирамб, и на сцене кавалькада жокеев, факиры в жакетах, жонглёры, актёры, певцы, даже импровизаторы! Это вызвало бурю аплодисментов.

Найти корень слова – ...– то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М.А.Рыбникова)

– Перед вами текст? Что можете сказать о нём? Чем вызвано ваше непонимание? Отметьте в тетради непонятные слова. В чём их особенность? Что может помочь?

Инд. задание: ученик, заранее подготовленный, объясняет значение иностранных слов.

Все иноязычные слова имеют подобные русские слова.

– Вам какие слова нравятся?

– Можно ли прожить без заимствованных слов?

– Какова роль заимствований в русском языке?

– Какой способ пополнения лексики остался нерассмотренным на предыдущем уроке?

– Что можете сказать об этом способе?

– Всё ли вам известно? – Где можно найти нужные знания? (учебник, словари, морфемный разбор).

Учащиеся выделяют морфемы, знакомятся со словообразователь-ным словарём, приходят к выводу, что слова образовались разными способами.

Предметный результат: освоение базовых понятий "лексика", "способы пополнения словарного запаса языка: заимствование, его признаки".

Личностный результат: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить исконно-русские слова.

Предметный результат: знание морфем, проведение морфемного разбора.

Метапредметный результат: умение извлекать информацию из различных типов словарей.

2. Организация работы

1.Берёзовый
Заборчик
Скрипач

2.Нехороший
Пригород Отрезать

3.Спортзал
Облгаз
Универмаг

4. Школа-интернат
Шкаф-купе
Диван-кровать

5. Паровоз
Ледокол
Пешеход
6.Разбирать
Безработица
Подбородок

– Какие же способы словообразования существуют в языке?

Групповая работа:

Каждая группа анализирует свои слова, используя морфемный разбор, подбирая однокоренные слова, может пользоваться учебником, справочной литературой и готовится представить результат, заполняя схему, предлагая модель способа словообразования (нужно обратить внимание на правописание).

Выступление групп с отчётом о проделанной работе. Заполнение (все учащиеся) схемы о способах словообразования, подбор своих примеров.

Особенно обратить внимание на шестую группу: отличить этот способ от приставочного и суффиксального

(Задание повышенной сложности для сильной группы; можно дать в качестве домашней работы – представить алгоритм действия "Как отличить приставочно– суффиксальный от просто приставочного и просто суффиксального?").

Предметный результат: освоение базовых понятий: способы словообразования в языке.

Метапредметный результат: владение разными видами чтения, умение извлекать информацию из различных источников, умение вести самостоятельный поиск, коммуникативно целесообразное взаимодействие с участниками группы; умение трансформировать информацию в схему, умение обмениваться мнениями;

Личностный результат: способность оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.

3. Практическая часть

Дидактический материал Деятельность учителя и ученика Планируемый результат
"Дневник достижений по русскому языку"

1. Стр. 35 (1-5)

2. Стр.36-37 (3-4)

Задание на оценку "Проверь себя!": учитель предлагает пять слов, учащиеся должны определить способ словообразования (сколько правильных ответов – такая оценка).

– Сделайте для себя правильный вывод, насколько усвоен материал урока, что нужно скорректировать дома.

Учащиеся работают в "Дневнике достижений":

Как я усвоил лингвистическую теорию?

Как научился использовать лингвистическую теорию?

Заносят результат в таблицу самооценивания.

Личностный результат: самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане.

4. Подведение итогов

– Кто справился без подсказки с первым заданием? – "Молодец!".

– С подсказкой? – "Могли бы лучше".

Задание повышенной сложности: продумать дома алгоритм действий для отличия приставочно-суффиксального способа от приставочного и суффиксального.

– Кто без подсказки справился со вторым заданием? – "Молодец!".

– С подсказкой? – "Могли бы лучше"

5. Домашнее задание.

Для развития умения образовывать слова и определять способ словообразования – упр. 290, 294; письменно в "Дневнике" стр.38 (8,9),

Презентация