Цель нескольких уроков: создание и преобразование модели-схемы "Лексика: как пополняется словарный состав языка" (продолжение).
Тема данного урока: "Способы словообразования в русском языке".
Цель данного урока: формирование научного понятия "способы словообразования" через создание словообразовательных моделей, с помощью обобщенного способа действия – морфемного разбора, подбора однокоренных слов.
Задачи – рассмотреть понятие "словообразование" как часть научной системы "Лексика. Словообразование", спроектировать обобщенную модель понятия "способы словообразования", уметь определять способ словообразования.
Планируемый результат: научное понятие сформировано, создана обобщенная модель, учащиеся умеют определять способ словообразования, формируется обобщенный способ деятельности – при помощи морфемного разбора, подбора однокоренных слов.
Дидактический материал: на уроке используется "Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс." под ред.Л.В.Черепановой.
Ход урока
1. Актуализация знаний и создание учебной ситуации.
Дидактический материал |
Деятельность учителя и ученика |
Планируемый результат |
Поход в театр... Что может быть
прекрасней! Здание театра старинное. Наши места в
амфитеатре. Вот зазвучал дифирамб, и на сцене
кавалькада жокеев, факиры в жакетах, жонглёры,
актёры, певцы, даже импровизаторы! Это вызвало
бурю аплодисментов. Найти корень слова – ...– то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М.А.Рыбникова) |
– Перед вами текст? Что можете
сказать о нём? Чем вызвано ваше непонимание?
Отметьте в тетради непонятные слова. В чём их
особенность? Что может помочь? Инд. задание: ученик, заранее подготовленный, объясняет значение иностранных слов. Все иноязычные слова имеют подобные русские слова. – Вам какие слова нравятся? – Можно ли прожить без заимствованных слов? – Какова роль заимствований в русском языке? – Какой способ пополнения лексики остался нерассмотренным на предыдущем уроке? – Что можете сказать об этом способе? – Всё ли вам известно? – Где можно найти нужные знания? (учебник, словари, морфемный разбор). Учащиеся выделяют морфемы, знакомятся со словообразователь-ным словарём, приходят к выводу, что слова образовались разными способами. |
Предметный результат: освоение
базовых понятий "лексика", "способы
пополнения словарного запаса языка:
заимствование, его признаки". Личностный результат: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить исконно-русские слова. Предметный результат: знание морфем, проведение морфемного разбора. Метапредметный результат: умение извлекать информацию из различных типов словарей. |
2. Организация работы
1.Берёзовый Заборчик Скрипач 2.Нехороший 3.Спортзал 4. Школа-интернат 5. Паровоз |
– Какие же способы словообразования
существуют в языке? Групповая работа: Каждая группа анализирует свои слова, используя морфемный разбор, подбирая однокоренные слова, может пользоваться учебником, справочной литературой и готовится представить результат, заполняя схему, предлагая модель способа словообразования (нужно обратить внимание на правописание). Выступление групп с отчётом о проделанной работе. Заполнение (все учащиеся) схемы о способах словообразования, подбор своих примеров. Особенно обратить внимание на шестую группу: отличить этот способ от приставочного и суффиксального (Задание повышенной сложности для сильной группы; можно дать в качестве домашней работы – представить алгоритм действия "Как отличить приставочно– суффиксальный от просто приставочного и просто суффиксального?"). |
Предметный результат: освоение
базовых понятий: способы словообразования в
языке. Метапредметный результат: владение разными видами чтения, умение извлекать информацию из различных источников, умение вести самостоятельный поиск, коммуникативно целесообразное взаимодействие с участниками группы; умение трансформировать информацию в схему, умение обмениваться мнениями; Личностный результат: способность оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления. |
3. Практическая часть
Дидактический материал | Деятельность учителя и ученика | Планируемый результат | ||
"Дневник достижений по русскому
языку" 1. Стр. 35 (1-5) 2. Стр.36-37 (3-4) |
Задание на оценку "Проверь
себя!": учитель предлагает пять слов, учащиеся
должны определить способ словообразования
(сколько правильных ответов – такая оценка). – Сделайте для себя правильный вывод, насколько усвоен материал урока, что нужно скорректировать дома. Учащиеся работают в "Дневнике достижений": Как я усвоил лингвистическую теорию? Как научился использовать лингвистическую теорию? Заносят результат в таблицу самооценивания. |
Личностный результат: самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане. |
4. Подведение итогов
– Кто справился без подсказки с первым заданием? – "Молодец!".
– С подсказкой? – "Могли бы лучше".
Задание повышенной сложности: продумать дома алгоритм действий для отличия приставочно-суффиксального способа от приставочного и суффиксального.
– Кто без подсказки справился со вторым заданием? – "Молодец!".
– С подсказкой? – "Могли бы лучше"
5. Домашнее задание.
Для развития умения образовывать слова и определять способ словообразования – упр. 290, 294; письменно в "Дневнике" стр.38 (8,9),