Обучение детей с особыми образовательными потребностями опирается на общепедагогические принципы организации образования, однако их реализация имеет закономерное своеобразие. Основополагающими принципами работы здесь являются принципы специальной педагогики, направленные не только на всестороннее развитие личности ребенка, но и на коррекцию имеющихся недостатков развития.
Детям с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи III уровня», у которых диагностируются нарушения всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексической, грамматической, и сочетание дефицитарных психических функций, необходимо для коррекции нарушений предложить опору на все системы анализаторов, возможные в данной ситуации. В этом случае ребенок выберет наиболее значимую для него опору и будет обращаться к ней при возникновении сложностей.
Необходимо заметить, что для детей с
недостатками речевого развития на начальных
этапах обучения название буквы нужно вводить
таким, каким звучит изолированный звук.
Авторское стихотворение «Кем стала девочка?»
(автор Никифорова Е.С.) помогает детям наблюдать
за изменением имен существительных и делать
вывод о правильном написании окончаний
творительного падежа.
У детей с особыми образовательными потребностями отсутствуют или недостаточно развиты такие структуры, как житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Нет у них и необходимого и достаточного для освоения общеобразовательных предметов понятийного багажа. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. В этом заключается принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Учебная деятельность с применением ИКТ позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребенка, развивать сенсомоторную основу высших психических функций, в первую очередь языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта, создавать естественные условия для развития навыков ситуативно-деятельностного и других видов общения, обеспечивать устойчивую мотивацию общения и деятельности в процессе обучения, овладевать навыками социального взаимодействия.
Лексическая тема: «Весенние изменения в природе»
Грамматическая тема: дифференциация б-д по кинестетической программе, закрепление правописания безударных окончаний имен сущ-х женского рода единственного числа в творительном падеже.
Задачи:
- закрепить кинестетическую программу написания прописных строчных букв б-д;
- расширить словарный запас (словарная работа по теме);
- закрепить понятие временных и порядковых отношений;
- выработать умение изменения сущ-х женского рода единственного числа из именительного в творительный падеж;
- закрепить навык правописания безударных окончаний имен сущ-х женского рода единственного числа в творительном падеже.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, индивидуальный лист с заданиями (приложение), материал для конструирования.
Межпредметные связи: математика, русский язык, природоведение, литературное чтение, логоритмика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(слайд 2) Оргмомент
– Сегодня, ребята, мы будем учиться правильно здороваться.
Ведь слово «Здравствуй» непростое.
Это слово дорогое –
«Здравствуй!» значит: «Будь здоров!»
И не надо докторов!
– И сейчас повернитесь к соседу по парте, произнесите слово «Здравствуй!» и вложите в это приветствие пожелание здоровья, радости, счастья.
Задание 1 (слайд 3)
– Ребята, мы не зря начали сегодняшнее занятие с разговора о здоровье. Ведь на улице сейчас такая погода, что просто «пахнет весной»! А как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
(слайд 4) – Какие изменения
происходят весной в неживой природе? (День
длиннее, ночь короче)
– А ещё какое время суток вы знаете?
– Правильно.
(слайд 5)
Инструкция: Перечислите по порядку время суток. Заполните таблицу.
Ночь | День | Вечер | |
День | Ночь | ||
Ночь | Утро |
Проверьте себя. Ошибки исправляйте карандашом.
(слайд 6) Проверьте себя
(слайд 7) Задание 2. Изменения в живой природе.
– В жизни птиц…..
(слайд 8) Ребята строят скворечники. Найди не менее 10 отличий между двумя картинками.
– В жизни животных…
(слайд 9)
(слайд 10) Задание 3. Работа с геометрическим конструктором – танграмом.
Составьте фигуру – силуэт зайца.
Инструкция:
– рассмотрите фигуру зайца и расскажите, из
каких геометрических фигур составлены туловище,
голова, лапы, уши;
– аккуратно составьте фигуру;
– сделайте то, что вам хочется, из данных фигур
(индивидуально)
(слайд 11) Релаксация «Ежата»
Представьте, что вы в лесу. Я – мама-ежиха, а вы
– мои маленькие ежата. Вы спите, согнувшись в
клубочек, спрятав носик в лапки.
Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый
лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои
черные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево,
потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку,
потом вниз на зеленую травку, наконец, вверх на
птичку, которая вовсю уже распевала песенку... Вы
вынули свой носик из-под лапки и стали
принюхиваться и пыхтеть.
Потом развернулись совсем и потянулись.
Умылись росой, попили из маленького зеленого
листика.
Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже
облизнулись.
Посмотрелись в лужицу. Увидели, что ваши колючки
спутались и расчесались. Но вот раздались
чьи-то шаги. Это идет человек. А вдруг он обидит
маленьких беззащитных ежат? Ежата испугались,
свернулись в клубок, сжались от страха. Но
добрый человек полюбовался на ежат и пошел
дальше. Ежата облегченно вздохнули, успокоились.
А вот мама-ежиха с вкусным молоком. Ежата
подбежали к блюдцу, полакали молока, облизнулись
хорошенько и после завтрака приступили к
занятиям.
– Что вы почувствовали, когда были ежиками, с
приходом весны.
– Чему вы радовались больше всего?
– Что бы вам хотелось сказать человеку, который
проходил мимо.
(слайд 12) Задание 4. Изменения в жизни людей.
В жизни людей (сажают рассаду, подготавливают
технику, садовый инвентарь…)
С чем из одежды хочется распрощаться в солнечную
весеннюю погоду? (Хочется распрощаться с шубой,
шапкой, шарфом, варежками).
(слайд 13) Запишите только существительные
женского рода единственного числа (шубой,
шапкой). Выделите окончания. Разные окончания?
Какие парные по звонкости-глухости согласные
есть в этих словах? (б-п). Правильно, и мы их
научились различать. Где живет подсказка,
покажите? (Подставляют руку к горлу).
Выделите окончания.
(слайд 14)
– Скажите, а с какой прописной строчной буквой вы, бывает, путаете на письме букву «б»? (с буквой «д»). Попробуем сегодня вместе победить эту ошибку.
1. Разбор артикуляции, использование опоры на двигательный, зрительный анализаторы, тактильное восприятие, речевое сопровождение.
Звук и буква «б»
Посмотрите в зеркало и произнесите звук [б].
Что работает при произнесении? (губы) В этом слове
есть звук [б]? (да)
Почувствуйте, как губы барабанят друг о друга!
(произнести несколько раз утрированно)
Напишите в воздухе букву [б].
Куда движется рука при написании буквы «б»?
(вверх)
Значит, если мы слышим звук [б], чувствуем, как
губы соприкасаются, куда мы поведем руку? ВВЕРХ!
Проговариваем опору и тренируем руку в воздухе: «[б]
– губы, рука вверх» (несколько раз)
Звук и буква «д»
Посмотрите в зеркало и произнесите звук [д].
Что работает при произнесении? (язык) Как
движется язык? (поднимается вверх)
Напишите в воздухе букву [д].
Куда движется рука при написании буквы «д»? (вниз)
Значит, если мы слышим звук [д], чувствуем, как
язык стукнул в нёбо, куда мы поведем руку? ВНИЗ!
Проговариваем опору и тренируем руку в воздухе: «[д]
– язык вверх, рука вниз» (несколько раз)
2. Сопоставление фонетического сходства, совершенствование навыков звукового анализа и дифференциация слов по лексическому значению с использованием зрительной опоры.
(слайд 15) Задание 5. Игра «Буквы заблудились».
Инструкция: Прочитайте стихотворение и верните заблудившиеся буквы на своё место в слове. Объясните, почему вы так считаете.
На будке играет пастух на заре,
У дудки свернулся Мухтар во дворе.Не сиди, пастух, за (картинка будки)!
Пес проглотит вместе с (картинка дудки).
Используем предыдущий текст.
Инструкция: Найдите в стихотворении сущ-е женского рода единственного числа, употребленные в творительном падеже. Запишите, выделите окончания.
Объясните, что такое будка? Дудка? Запишите, продолжив предложение:
Будка – это…, дудка – это… Не забывайте комментировать написание строчных букв б-д.
(слайд 16) Задание 6. Устный
подбор слова на основе фонематического сходства.
В жизни тоже все изменения имеют свой порядок.
Давайте послушаем стихотворение «Кем стала
девочка».
Инструкция: постарайтесь подобрать правильное слово и досказать четверостишие. Для справки используйте картинки-подсказки (опорные картинки не по порядку).
Кем стала девочка?
Раньше маленькой была,
А сестренку «завела» –
Стала взрослою, большой,
Стала старшею (сестрой).
В школе девочкой была,
Очень быстро подросла,
Стала стройною, большой,
Кем? Скажите! – (девушкой)Раньше девушкой была,
Институт закончила,
Потом замуж вышла – ой! –
Стала молодой (женой).А потом, а потом
Сын заплакал на весь дом!
Они вместе с доченькой
Звали её (мамочкой)Вот уж дочка подросла,
К маме внуков привела.
Кушали оладушки
Вместе с милой (бабушкой)!
– Что общего у выделенных слов? (Какое
у них окончание? – дозированная помощь)
– Запишите слова, в которых есть буква Б и Д.
Прокомментируйте.
Вывод: «[б] – губы, рука вверх», «[д] – язык вверх, рука вниз»
Задание 7 (слайд 17) Отгадай кроссворд (в клетке с цифрой букву не писать, начинать рядом)
1. Крупная черная перелетная птица.
2. При температуре воздуха от 0 градусов и выше,
снег начинает таять. Это явление называется ...
3. На крышах домов можно увидеть сосульки,
образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло
одолеет, капельки начнут падать и звонко капать.
Это явление называют...
4. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки
воды называют...
5. Сок какого дерева собирают весной?
6. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта,
с земли. Эти темные пятна называют...
7. Весной ветки деревьев и кустов становятся
зелеными. Зеленые пластинки называют…
(слайд 18) Проверь себя, найди спрятанное слово, составь с ним словосочетание о весне.
Задание 8. (слайд 19) Домашнее задание:
Вернулся грач Гриша в родные края, отыскал свой любимый двор. А во дворе обнаружил плотно закрытый деревянный ящик. Сбоку у него было небольшое отверстие. Заглянул в него любопытный грач, а там...» Продолжи рассказ.
Завершение занятия. «Щепки на реке»
Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это все вместе – вода одной реки. По реке сейчас поплывут щепки. Первый ребенок – это первая щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо, а вода плавно поможет руками щепке найти дорогу. Щепка может двигаться кругами или хаотично, вода должна и ей помочь. Когда щепка проходит до конца реки, она становится в конец ряда и ждет, пока не проплывет следующая щепка.