Цели урока:
- формировать умение решать разные виды тригонометрических уравнений ,
- развивать логическое и критическое мышление, умение быстро находить правильное решение, внимание, память,
- воспитывать самоконтроль, ответственность. (Слайд 2)
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний (слайд 3)
Решение простейших тригонометрических уравнений.
sin x = a, x = (–1)n arcsin a + πn, n € Z
cos x = a, x = ± arсcos a + 2πn, n € Z
tg x = a, x = arctg a + πn, n € Z
ctg x = a, x = arcctg a + πn, n € Z
Решение тригонометрических уравнений.
Частные случаи (слайд 5)
Работа по вариантам на готовых карточках.
1 вариант
sin x = 0 |
|
sin x =1 |
|
sin x = – 1 |
|
ctg x = 0 |
|
ctg x = 1 |
|
ctg x = – 1 |
|
2 вариант
cos x = 0 |
|
cos x =1 |
|
cos x = – 1 |
|
tg x = 0 |
|
tg x = 1 |
|
tg x = – 1 |
|
Взаимопроверка. Учащиеся меняются карточками.
Проверка идет с помощью интерактивной доски.
Выводятся решения уравнений.
Учащиеся оценивают правильность решения уравнений.
Проверка.
1 вариант (слайд 6)
sin x = 0 |
х = πn, n € Z |
sin x = 1 |
х =π/2 + 2πn, n € Z |
sin x = –1 |
х = – π/2 + 2πn, n € Z |
ctg x = 0 |
х = π/2 + πn, n € Z |
ctg x = 1 |
х = π/4 + πn, n € Z |
ctg x = – 1 |
х = 3π/4 + πn, n € Z |
2 вариант (слайд 7)
cos x = 0 | х = π/2 + πn, n € Z |
cos x = 1 |
х = 2πn, n € Z |
cos x = –1 |
х = π + 2πn, n € Z |
tg x = 0 |
х = πn, n € Z |
tg x = 1 |
х = π/4 + π, n € Z |
tg x = – 1 |
х = – π/4 + πn, n € Z |
2. Решение тригонометрических уравнений
Найти корни уравнения. Работа по вариантам (слайд №8 )
Вариант 1: 4cos2x + 4sin x – 1 = 0
Вариант 2: 2cos2x – sin2x = 0
Проверка (слайд 9)
Вариант 1
4cos2x + 4sin x – 1 = 0,
4(1 – sin2x) + 4sinx – 1= 0,
4 – 4 sin2x + 4sinx –1 = 0,
– 4 sin2x + 4sinx + 3 = 0,
4 sin2x – 4sinx – 3 = 0,
sinx = y,
4y2 – 4y – 3 = 0,
y1 = – 1/2, y2 = 1.5,
sinx = – 1/2,
x = (– 1)n arcsin(– 1/2) + πn, n € Z ,
x=(– 1)n (– π/6) + πn, n € Z,
x= (– 1)n + 1π/6 + πn, n € Z,
sinx ≠ 1.5, 1,5 > 1.
Ответ: (– 1)n + 1π/6 + πn, n € Z
Вариант 2
2cos2x – sin2x = 0,
2cos2x – sin2x = 0,
2cos2x – 2sinxcosx = 0,
2cosx(cosx – sinx) = 0,
cosx = 0 или cosx – sinx = 0,
cosx – sinx = 0, I : cosx ≠ 0
1 – tg x =0,
tgx = 1,
x = π/4 + πn, n € Z,
cosx ≠ 0,
x ≠ π/2 + πn, n € Z – исключить
Ответ: π/4 + πn, n € Z.
3. Решение однородного тригонометрического уравнения (слайд 10)
sin2x + 5 sinx cosx +2cos2x = – 1.
Решение (слайд 11)
sin2x + 5 sinx cosx + 2cos2x = – 1,
sin2x + 5 sinx cosx + 2cos2x + 1 = 0,
sin2x + 5 sinx cosx + 2cos2x + sin2x + cos2x = 0,
2 sin2x + 5 sinx cosx + 3cos2x = 0 | : cosx ≠ 0,
2 tg2x +5 tgx + 3 = 0,
tgx = y,
2y2 + 5y + 3 = 0,
По свойству коэффициентов
y1 = – 1, y2 = – 3/2.
tgx = – 1, tgx = – 1.5,
x = – π/4 + πn, n € Z, x = arctg (– 1.5) + πn, n € Z.
x = – arctg 1.5 + πn, n € Z.
Ответ: – π/4 + πn, – arctg 1.5 + πn, n € Z
4. Итоги урока