Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения
Оборудование: проектор.
План проведения:
- Актуализация выбора темы.
- Практическая часть.
- Рефлексия.
Ход мастер-класса
1. Актуальность темы
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.
Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
- мыслительных умений и навыков;
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация; доказательства и опровержения;
- умения видеть противоречия;
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
Основные этапы исследования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
- Выдвижение гипотезы.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Анализ и обобщение полученных данных.
- Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
- Обсуждение итогов завершённой работы.
Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Я работаю по УМК “Школа России”. Обучение по комплекту “Школа России” позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.
2. Фрагмент урока.
Это заключительный урок по изучению “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина.
Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальная работа На протяжении нескольких уроков мы работали со “Сказкой о царе Салтане...” А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы. К какому типу сказок относится “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина? Что было первоисточником данной сказки? Эту сказку вы прочитали дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок? |
“Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка.
Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре”
В этих сказках есть как сходства, так и отличия. |
Работа в группах Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок. Первая группа: Найдите типичные элементы сказки. Вторая группа: Найдите сходства. Третья группа: Найдите отличия.
Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать? Что больше всего поразило в сказке А.Пушкина? |
Выступление первой группы. Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло. Выступление второй группы. Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом. Выступление третьей группы. Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина - один сын, в РНС-з сына, в “Сказке...” наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали (РНС) - простили. Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается.
Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем. |
Домашнее задание - Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился. или - Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию. Индивидуальное задание. Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки. |
Этот ответ стал толчком к написанию индивидуального проекта “Роль бочки в сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...” (Приложение 1)
3. Рефлексия.
В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы.
Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .
Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... .