Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (268 кБ)


Интеллектуально-познавательная игра «Магический квадрат» для учащихся 7 класса предназначена для проведения  обобщения знаний  по зоологии с основами экологии и направлена на привитие интереса к предмету «биология». Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития обучающихся  7 класса. Данная игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии, между обучающимися на параллели. Предлагаемые задания требуют от участников игры знание школьного курса зоологии, умение сопоставлять и анализировать предложенную информацию, использовать знания из дополнительных источников, уметь правильно распределять время. Данное мероприятие считается универсальным, так как можно проводить  в разные годы с целью привлечения внимания к животным  в зависимости от наступившего календарного года (вопросы первого квадрата). Во время проведения мероприятия уделяется внимание экологическим проблемам животного мира. Метод «мозгового штурма» позволяет ребятам найти правильное решение и озвучить его.
При командной игре учащиеся должны уметь работать сплоченно, толерантно относиться  друг  к другу.
При проведении игры необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Для лучшего восприятия информации учащимися  можно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. При проведении  игры «Магический квадрат» использовалась презентация «Наши соседи по планете».

От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней.

Н.Рыленков

Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках биологии в школе/

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся, созданию условий для формирования убеждений в  необходимости чтения художественной и научно-популярной литературы,
  • способствовать воспитанию экологической культуры учащихся,
  • способствовать совершенствованию логического мышления,
  • воспитывать уверенность в своих силах и умение работать в команде с использованием методики «мозгового штурма».

Правила проведения игры

 В конкурсе принимают участие две команды. На экране размещается  изображение квадрата, разбитого на шестнадцать клеток. Каждый квадратик пронумерован римскими цифрами:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем капитан называет номер квадрата и ведущий зачитывает задание, находящееся под данным  номером. При правильном выполнении задания команда получает один балл. Количество вопросов, на которые надо ответить, в каждом квадратике различно. Если команда ответила не на все, но на большую часть вопросов, она получает 0,5 балла.

Квадрат называется магическим, потому что сумма цифр маленьких квадратиков по вертикали и горизонтали одинакова, в данном случае равна десяти.
Кроме того, в одном квадратике имеется значок «» – «счастливый случай» – команда получает один балл и продолжает играть;  «» – «музыкальная пауза», команды по очереди исполняют  куплет песни, в котором  говорится о каком-либо животном;  «» – «поэтическая пауза» – команды по очереди называют литературные произведения, в которых героями являются животные организмы;  «» – «переход хода».  В данной игре задания в «магическом квадрате» распределены следующим образом:

Одновременно проводится и индивидуальный зачет: автор правильного ответа получает маленький  магический  квадратик. Тот, кто наберет наибольшее количество таких квадратиков, получает приз как лучший игрок.

Задания

I. Год Змеи

1. Какие ядовитые змеи обитают в нашей стране? (гюрза, обыкновенная гадюка, щитомордник, тигровый уж, полоз)
2. Что является эмблемой медицины в нашей стране? (В 1924 году  в нашей стране  была утверждена  эмблема медицины – змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая над ней голову)
3. Чем обязан змеям знаменитый танец «румба»? (Он появился в Мексике, когда в стране обитало несметное количество гремучих змей, частенько докучавших танцорам неожиданным появлением. Заметив змею, кавалер, не прерывая танца, делал резкий выпад ногой в сторону, чтобы растоптать сапогом ядовитого посетителя. Позже это движение превратилось в неотъемлемую часть румбы)

II. Экология

1. Почему у морского дна на глубине жизнь беднее, чем в поверхностном слое? (у дна на большой глубине нет света и в воде меньше кислорода)
2. Как попадает в воду необходимый для фотосинтеза углекислый газ? (он образуется при дыхании животных и попадает в воду из атмосферы)
3. Что происходит с разлитой в море нефтью? (летучие фракции испаряются, а оставшаяся часть разлагается бактериями)

III. Морская биология

1. Каких рыб в морях больше: костистых или хрящевых? (к классу костных относятся 20 тыс. видов, к классу хрящевых – 600 видов)
2. Амбра применяется в качестве фиксатора запаха дорогих духов. Где она образуется? (амбра образуется в желудке кашалота, но как и почему доподлинно не известно, а представляет собой переваренные клювы кальмаров)
3. Почему планктон не тонет? (некоторые организмы активно двигаются, у других средняя плотность сравнима с плотностью воды)

IV. Кот в мешке – расследуйте необычный случай

«Во время Кавказской войны в 19 веке в крепости  Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер  весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами  среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?
(Причиной гибели солдат является малярия. Еще сто лет назад в районе Черноморского побережья  не было здравниц, практически отсутствовало население. Только тогда, когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, эта территория стала использоваться как курортная зона.)

V. Блиц-турнир

Ответьте на вопросы:

1) Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А.Римского-Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере «Снегурочка» (снегирь).
2) Именно она в басне Крылова, не сумев сравняться с волом, «с натуги лопнула и околела» (лягушка).
3) С каким близким родственником прыткой ящерицы А.П.Чехов в своем рассказе сравнил  господина Очумелова? (хамелеон).
4) У хищных – когти, у копытных – копыта. А что у приматов? (ногти).
5) Дизентерия, малярия, лямблиоз, лейшманиоз, кокцидиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями? (Все эти заболевания вызываются  паразитическими простейшими).
6) Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образовался в раковине от того, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древне римский ученый Плиний. Что это за «продукт»? (жемчужина).
7) Какое пресмыкающееся было изображено на эмблемах двух служб бывшей Советской Армии? (змея).

VI. – «музыкальная пауза». Исполнить куплеты песен, где встречаются названия животных.

VII. Загадочный.

1) В Нью-Йорском  зоопарке у клетки из толстых металлических прутьев висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». (Заглянув в клетку, можно увидеть зеркало, а в зеркале – …человека).
2)  Именно их ученые называют «зоологическими банками»? (зоопарк).
3) Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России (соболь)

VIII. «счастливый случай» – команда получает один балл и продолжает играть

IX. «счастливый случай» – команда получает один балл и продолжает играть

X. «Отгадай-ка»

 Ответьте, о ком идет речь.

1. Две стены и два замка
в домике моем.
Одноногая хозяйка,
безголовая хозяйка
проживает в нем. (беззубка, двустворчатый моллюск)

2. Когда я черен –
я куслив и задорен,
а лишь покраснею –
так и присмирею (рак)

3. Сам мал, незаметно хожу,
но больше себя ношу (муравей)

4. Без отца рождена,
без матери жить не может (пчела)

5. Драчун и забияка,
живет в воде,
кости на спине –
а щука не проглотит (ерш)

6. Тоньше этой пряжи
не найдешь в продаже (паутина)

7. Какие птицы едят  грибы? (глухари)

XI. Мифы и легенды

1. Существуют ли в действительности белые киты, в роде Моби Дика? (Да. Альбиносы встречаются среди морских животных, в том числе и среди китов).

2. Правда ли, что дельфины сознательно спасают тонущих людей? (Дельфины действительно любят подталкивать различные предметы, но нет доказательств, что они оказывают  помощь человеку сознательно).

3. Почти у всех  народов, живущих по берегам морей, есть свои мифы об этом загадочном животном. Одни называют его полипусом, другие – кракеном, третьи – пульпом. Гомер в своей поэме «Одиссея» назвал его «ужасной Сциллой». Что это за животное? (осьминоги).

XII. – «переход хода».

XIII. – «переход хода».

XIV. – «поэтическая пауза».

Команды по очереди называют литературные произведения, героями которых являются животные организмы.

XV. Телеграмма

Юннаты получили телеграмму, но не смогли ее прочесть. Помогите расшифровать телеграмму.

Рисунок №1.Телеграмма

XVI. Все понемногу

1. Что такое риф? (скальные или коралловые поднятия дна моря).
2. Место для лошадиной подковы (копыто)
3. Единственный хищник Австралии (Динго)
4. Моллюск, обитающий в «трехкомнатной» раковине: первая комната жилая, вторая – балластная, третья – газовая, благодаря чему он может  подниматься и опускаться на 400-700 м. Он и подсказал Жюлю Верну идею подводной лодки (наутилус).
5. Грызун с пятью темными полосами на  спине (бурундук).
6. Количество шейных позвонков у млекопитающих (семь).
7. Кто лишний? Морж, тюлень, кашалот, нерпа (кашалот – отряд Китообразные).
8. Названия каких ядовитых лесных растений связаны с названием птицы и зверя? (вороний глаз и волчье лыко).
9.Болезнь грязных рук. Кто вызывает заболевание? (чесотка, клещ – чесоточный зудень).

Подведение итогов игры

Литература:

1. Теремов А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Биология. Приложение к «1 сентября», № 9 – 2005.
4. Биология. Приложение к «1 сентября», № 6 – 2008.
5. Биология. Приложение к «1 сентября», № 10 - 2008.
6. Биология. Приложение к «1 сентября», №21 – 2008.
7. Биология. Приложение к «1 сентября», №10 – 2010.
8. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. Т.2. – М.: Издательский дом «Современная  педагогика», 2004.