Цель урока: сформулировать закон географической зональности
Задачи:
- обучающие: закрепить понятие “природные зоны”, показать смену природных зон от экватора к полюсам и смену высотных поясов в горах.
- развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы.
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности к окружающему миру, развивать интерес к географии.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания
Два уровня заданий (по выбору учащихся)
1 уровень
Географическая оболочка – целая и непрерывная оболочка Земли, включающая ... .
В географической оболочке вещества находятся в трех состояниях ... .
Большинство процессов, происходящих в географической оболочке происходят за счет энергии ... .
Природный комплекс – это территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание ... .
Компоненты природного комплекса ... .
Крупнейший природный комплекс планеты Земля ... .
Свойства географической оболочки ... .
2 уровень
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 1 | демонстрация | Выполнение заданий | 3 мин |
3. Изучение нового материала
Слайд 3
Василий Васильевич Докучаев – русский ученый, почвовед.
Установил закон географической зональности.
Слайд 4
Суть закона: Компоненты природного комплекса и природные комплексы, закономерно изменяются от экватора к полюсам, ......
Почему происходит смена природных комплексов от экватора к полюсам?
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
2 | 3 | 2 | демонстрация | анализ | 3 мин |
Слайд 5
Наша планета имеет шарообразную форму. Солнечные лучи попадают на земную поверхность под разным углом. Значит и количество солнечного тепла и света получаемое поверхностью земного шара различное. Следовательно и климатические условия разные, т.о количество тепла и влаги закономерно изменяется от экватора к полюсам.
От климата зависят и растительность, животный мир, почвы и реки и озера , т.е все компоненты природного комплекса. Таким образом вся природа нашей планеты подчиняется закону географической зональности.
Давайте сформулируем закон географической зональности.
Слайд 6
Слайд 7
Мы знаем, что температуры и количество осадков изменяется от экватора к полюсам, то есть меняется климат, поэтому именно с климатическими условиями связана и смена самых крупных природных комплексов - географических поясов.
13 географических поясов: Экваториальный пояс, тропический, умеренный, арктический и т.д.
Вам знакомы эти названия? С чем ассоциируются эти названия?
№ | Этап урока | Название используемых
ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
3 | 3 | 3 | демонстрация | анализ | 3 мин |
Слайд 8
Облик природы географических поясов определяется климатом
По размерам менее крупными зональными природными комплексами являются природные зоны.
Слайд 9 Определение природная зона записывают в тетради.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
4 | 3 | 4 | Демонстрация | Запись определения в тетрадь | 2 мин |
Слайд 10
Природные зоны выделяются в пределах географического пояса.
Привожу пример. Умеренный пояс Зона лесов, степей, полупустынь и пустынь.
Почему в пределах одного географического пояса разные природные зоны?
Географическая зональность свойственна всем компонентам природного комплекса, наиболее четко она проявляется в изменении растительности. И поэтому природные зоны чаще всего называют по характеру преобладающей растительности зоны пустынь, экваториальных лесов и т. д.
Начинаем свое путешествие по природным зонам. Проследите, как проявляется закономерность закона географической зональности.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
5 | 3 | 5 | демонстрация | Анализ, сравнение. | 5 мин |
Природные зоны жаркого пояса.
- Экваториальные леса
- Саванны
- Тропические пустыни
- Жестколистные леса и кустарники
Природные зоны умеренного пояса.
- Пустыни и полупустыни
- Степи
- Леса
Природные зоны холодного пояса.
- Тундры
- Арктические пустыни
Какую закономерность мы проследили, путешествуя по природным зонам?
Слайд 11 Закон географической зональности
Вывод: Природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Таким образом вся природа подчиняется закону географической зональности.
Но не бывает правил без исключения. Есть на планете такие места, где свои законы. Это горы.
№ | Этап урока | Название используемых
ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
6 | 3 | 6 | Демонстрация | Анализ | 2 мин |
Почему в горах действует другой закон?
Изменяются климатические условия, а значит, происходит и изменение природных зон.
Закон высотной поясности - смена природных зон (высотных поясов) в горах.
Но в горах смена происходит гораздо быстрее. На каждые 1000 км, температура понижается на 6 С. Первый этаж гор – это та природная зона, где расположены горы.
Слайд 11. Альпийские луга
Чем выше горы и чем они ближе к экватору, тем больше высотных поясов.
В каких горах будет больше высотных поясов Урал или Гималаи?
4. Закрепление
Слайд 12.
- Сформулируйте закон географической зональности.
- Что такое природная зона?
- Каковы закономерности размещения природных зон на поверхности Земли?
- Что такое высотная поясность?
- В каких горах будет больше высотных поясов Уральских или Кавказ? Почему?
Слайд 13.
Домашнее задание
Слайд 14