Открытый урок "Приставочные глаголы"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".

2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.

3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).

4. Работа над предложением с приставочным глаголом.

5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки;
  • символы слов-действий на доске;
  • картонные декорации: домик,
  • кормушка, елка;
  • мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
  • картинки с изображением птиц;
  • карандаши;
  • сухарики.

Ход занятия

I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)

Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири).

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

II. Закрепление лексического материала.

Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!

1) Ответьте на вопросы:

- Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)

- Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)

2) Задание "Закончи предложение":

Сова днем спит, а ночью ...(охотится).

У сороки хвост длинный, а у галки ... (короткий).

Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).

3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":

Медведь, дятел, барсук, лиса.

Скворец, синица, грач, ласточка.

Ворона, снегирь, соловей, воробей.

4) Задание "Что умеют делать птицы?"

"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"

(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)

5) Задание “Как разговаривают птицы?”

Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.

Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),

синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).

- Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.

III. Объяснение нового материала.

Логопед предлагает послушать историю про воробья:

"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел. К гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал."

1. Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

- Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)

(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)

- Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

(На доске карточки с символами слов-действий.)

 Логопед: - Синица к кормушке ... (подлетела), от кормушки ... (отлетела).

- Синица в кормушку ... (залетела), из кормушки ... (вылетела).

- Синица через кормушку ... (перелетела), под кормушкой ... (пролетела).

- Вокруг кормушки ... (облетела).

2. Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом "Наоборот":

залетел – вылетел заскочил – выскочил
прилетел – улетел подбежал – отбежал
подлетел – отлетел прискакал – ускакал.

3. Закрепление нового материала.

- Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)

"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда ... (вылетали). Воробьи летали, корм искали. Через деревья ... (перелетали). Под кормушкой ... (пролетали), в кормушку ...(залетали), крошки клевали. От кормушки ... (отлетали), вокруг дерева ... (облетали), опять к кормушке ...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали). Всю зиму так и перезимовали!"

IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.

- Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"

(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)

- Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.

V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.

1. Игра "Исправь ошибку в предложении".

- Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)

2) Вороны через куст улетели. (перелетели)

3) Сова в дупло отлетела. (залетела)

2. Игра "Придумай предложение"

- Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.

Логопед:

- Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)

- Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)

VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".

(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)

- Найти зимующих птиц и обвести кружочком.

Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.

(Дети выполняют задание.)

2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.

- Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)

VII. Итог занятия: Оценка работы детей.

Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)

Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.

(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)