Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
.Фиксация учителей на решение программных задач, содержащих энциклопедические знания из различных дисциплин и репрессивные методы воспитания, основанные на внешней стимуляции, могут ограничить развитие самореализации детей со специальными потребностями. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это дает возможность определить ту возрастную “точку”, после которой началось “уклонение” от идеальной программы развития (условно-нормативного варианта развития). Таким образом, появляется возможность построить программу, создающую оптимальную последовательность включения тех или иных развивающих компонентов. При этом необходим и постоянный контроль за прохождением ребенком “коррекционного пути”. Необходимо рассматривать коррекционную работу как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.
В коррекционной работе с детьми с особенностями развития выделяются принцип единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
Рассмотрим более подробно некоторые приёмы коррекционной работы, которые использует педагог в своей практике (в частности, с учащимися с ЗПР).
1. Формировать умственные действия школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение школьных интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, сопоставляющих, контролирующих).
2. В процессе формирования представлений учить детей выявлять характерные, существенные признаки предметов, учить их сравнивать, сопоставлять.
3. Побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речью детей.
4. Устанавливать причины взаимосвязи между воспринимаемым предметом и его словесным обозначением и практическим действием.
5. Использовать многократные модификационные повторения материала.
6. Максимально использовать сохранные анализаторы ребенка.
7. Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу.
8. Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, строя их на материале урока.
9. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий
10. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного материала и т.д.)
11. В работе с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности
В коррекционной работе соблюдается принцип мультидисциплинарности сопровождения: в этом случае речь идет о согласованной работе "команды" специалистов, владеющих единой системой методов. Поэтому в программе коррекционной работы необходимо определить характер, продолжительность и эффективность специальной помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей, включая воздействие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (при наличии), социального педагога, воспитателя.
Направления коррекционной работы.
1.Социально-нравственные качества (соцпедагог, учитель,воспитатель)
- осознание ребёнком роли “ученика”.
- умение строить своё поведение в соответствии с требованиями правил поведения, устава школы
- адекватно вести себя в учебной ситуации
- коммуникативные навыки
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: (педагог-психолог)
- познавательная активность
- преодоление интеллектуальной пассивности
- мотивационный, операционный, регуляторный компоненты
3. Развитие психофизиологических функций: (учитель-дефектолог)
- мелкая и крупная моторика
- зрительный анализ
- межанализаторские системы, их взаимосвязь
- пространственная ориентация
- временная ориентация
- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации
4. Развитие учебных умений: (учитель)
- осознание учебной задачи
- контроль собственной деятельности
- ЗУН в соответствии программными требованиями
5. Коррекция речевой деятельности: (учитель-логопед).
- звукопроизношение
- фонетический слух
- звуковой анализ
- лексико-грамматический строй
- связная речь.
Содержание коррекционной работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда на 2012 – 2013 учебный год с учащейся 1-го класса Анастасией Г.
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентироваться в собственном теле;
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
- развитие слухомоторной координации;
- развитие зрительно – моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно – двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование способов самоконтроля выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.
6. Формирование навыка письма:
- развитие навыка копирования;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
7. Формирование навыка чтения:
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация схожих по начертанию букв,
- отработка навыка сознательного, беглого, выразительного чтения.
8. Формирование правильного произношения:
- постановка, автоматизация шипящихзвуков с, ш;
- дифференциация звуков с-ш, с –з,
- развитие фонематического слуха- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и систеза звукового состава слова.
9. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;
- актуализация словаря;
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаний, моделями предложений.
10. Формирование коммуникативных навыков и умений, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ролевые игры “Ты – ученица”, “У нас порядок”, “ Собери портфель”;
11. Расширение общего кругозора:
- формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов позволяет педагогу создать прочную базу для формирования универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Своевременная и правильно организованная коррекционная работа позволит определить пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ, что является одним из требований ФГОС НОО.
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М., Просвещение, 2012 год. 31 с.
- Кононенко Л.И. Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2010. 97 с.
- Савельева И.Г. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. 207 с.
Информационные ресурсы.
- ikprao.ru (Институт коррекционной педагогики РАО)