Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ при реализации ФГОС НОО

Разделы: Коррекционная педагогика


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

.Фиксация учителей на решение программных задач, содержащих энциклопедические знания из различных дисциплин и репрессивные методы воспитания, основанные на внешней стимуляции, могут ограничить развитие самореализации детей со специальными потребностями. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это дает возможность определить ту возрастную “точку”, после которой началось “уклонение” от идеальной программы развития (условно-нормативного варианта развития). Таким образом, появляется возможность построить программу, создающую оптимальную последовательность включения тех или иных развивающих компонентов. При этом необходим и постоянный контроль за прохождением ребенком “коррекционного пути”. Необходимо рассматривать коррекционную работу как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В коррекционной работе с детьми с особенностями развития выделяются принцип единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.

Рассмотрим более подробно некоторые приёмы коррекционной работы, которые использует педагог в своей практике (в частности, с учащимися с ЗПР).

1. Формировать умственные действия школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение школьных интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, сопоставляющих, контролирующих).

2. В процессе формирования представлений учить детей выявлять характерные, существенные признаки предметов, учить их сравнивать, сопоставлять.

3. Побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речью детей.

4. Устанавливать причины взаимосвязи между воспринимаемым предметом и его словесным обозначением и практическим действием.

5. Использовать многократные модификационные повторения материала.

6. Максимально использовать сохранные анализаторы ребенка.

7. Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу.

8. Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, строя их на материале урока.

9. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий

10. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного материала и т.д.)

11. В работе с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности

В коррекционной работе соблюдается принцип мультидисциплинарности сопровождения: в этом случае речь идет о согласованной работе "команды" специалистов, владеющих единой системой методов.  Поэтому в программе коррекционной работы необходимо определить характер, продолжительность и эффективность специальной помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей, включая воздействие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (при наличии), социального педагога, воспитателя.

Направления коррекционной работы.

1.Социально-нравственные качества (соцпедагог, учитель,воспитатель)

- осознание ребёнком роли “ученика”.

- умение строить своё поведение в соответствии с требованиями правил поведения, устава школы

- адекватно вести себя в учебной ситуации

- коммуникативные навыки

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: (педагог-психолог)

- познавательная активность

- преодоление интеллектуальной пассивности

- мотивационный, операционный, регуляторный компоненты

3. Развитие психофизиологических функций: (учитель-дефектолог)

- мелкая и крупная моторика

- зрительный анализ

- межанализаторские системы, их взаимосвязь

- пространственная ориентация

- временная ориентация

- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации

4. Развитие учебных умений: (учитель)

- осознание учебной задачи

- контроль собственной деятельности

- ЗУН в соответствии программными требованиями

5. Коррекция речевой деятельности: (учитель-логопед).

- звукопроизношение

- фонетический слух

- звуковой анализ

- лексико-грамматический строй

- связная речь.

Содержание коррекционной работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда на 2012 – 2013 учебный год с учащейся 1-го класса Анастасией Г.

1. Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия.

2. Формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентироваться в собственном теле;

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

3. Развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:

- развитие слухомоторной координации;

- развитие зрительно – моторной координации;

- развитие слухозрительной и зрительно – двигательной координации.

5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- формирование умения ориентировки в задании;

- формирование способов самоконтроля выполнения задания;

- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.

6. Формирование навыка письма:

- развитие навыка копирования;

- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

- закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

7. Формирование навыка чтения:

- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация схожих по начертанию букв,

- отработка навыка сознательного, беглого, выразительного чтения.

8. Формирование правильного произношения:

- постановка, автоматизация шипящихзвуков с, ш;

- дифференциация звуков с-ш, с –з,

- развитие фонематического слуха- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и систеза звукового состава слова.

9. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;

- актуализация словаря;

- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаний, моделями предложений.

10. Формирование коммуникативных навыков и умений, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ролевые игры “Ты – ученица”, “У нас порядок”, “ Собери портфель”;

11. Расширение общего кругозора:

- формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.

Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов позволяет педагогу создать прочную базу для формирования универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Своевременная и правильно организованная коррекционная работа позволит определить пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ, что является одним из требований ФГОС НОО.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М., Просвещение, 2012 год. 31 с.
  2. Кононенко Л.И. Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2010. 97 с.
  3. Савельева И.Г. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. 207 с.

Информационные ресурсы.

  1. ikprao.ru (Институт коррекционной педагогики РАО)