Игра-соревнование по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и углубить знания по теме "Наречие"; понаблюдать за жизнью наречий в речи; воспитывать уважение к мнению товарищей, стимулировать развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки; совершенствовать умение работать в команде; работать над развитием логического мышления, памяти, речи, быстроты реакции

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; презентация по теме урока; "путевые листы" у всех учащихся

ХОД УРОКА

Введение в тему

– Ребята, мы с вами закончили изучение сложной и интересной темы «Наречие». Многие тайны приоткрыла нам эта часть речи, многие, но не все. Сколько ещё сюрпризов преподнесёт вам эта часть речи! Сокровища родного языка безграничны.
На сегодняшнем уроке мы обобщим и углубим знания об этой удивительной части речи, совершив путешествие по неведомым дорожкам лингвистики. (Приложение 1) (Слайд 2)
Чтобы попасть в сказку, нужно произнести заклинание. Таким пропуском-заклинанием для наших команд станет приветственная речь НАРЕЧИЮ.

(Представители команд читают свои стихотворения) (Слайд 3)

Команда 1 варианта:

Мы наречием ОТЛИЧНО
НА уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
На вопросы: где? когда?
Как? Откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да! [2]
Команда 2 варианта
Наречие – это такая часть речи,
Она вытворяет чудесные вещи:
Может украсить нашу речь,
Может собою людей привлечь.
Рассказать о наречиях многое можно,
Но всё это здесь описать невозможно.
Но зато можно правилами рассказать,
И тогда о наречии можно узнать.

(автор – Гриценко Даша, ученица 6"Б" класса)

Телеграмма от Наречия: «От всей души приветствую вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих раскрыть мои тайны. Пусть ваш путь по неведомым дорожкам русского языка будет не трудным, а лёгким и интересным!» (Слайд 4: чтобы «открыть» письмо, нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши по автофигуре)

1 этап.

Стоит ли отправляться в путь, не зная, на что ты способен, всё ли необходимое у тебя с собой? Нужно собрать как можно больше волшебных предметов. (Слайд 5: чтобы перейти на слайд с вопросом, нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши по изображению героя)

Разминка. Выберите героя, и он задаст вам вопрос. Будьте внимательны! Не торопитесь со всем соглашаться! (Слайды 6-12)

  • Привет! Я НАРЕЧИЕ! Обозначаю признак действия и признак предмета.
  • Сколько колонок получится, если распределить эти наречия по значениям? Поутру, немножко, назло, сослепу, налево, сегодня (5 групп)
  • Поверь мне, если на конце наречия буквы О-Е и оно легко уступит своё место слову-синониму, то НЕ с ним будет писаться слитно.
  • Правда ведь, что все наречия, имеющие приставку ПО всегда пишутся через дефис
  • Найди среди этих слов одно, всегда состоящее только из основы: таить, тайком, тайна, талант, талантливость, талантливый.
  • Ой, кажется сюда забрался коварный враг! Найди его!

Схватывает на лету, побрёл наудачу, вернулся вовремя, забрался на верх дерева, поднялся ввысь.

2 этап. Станция «Синтаксическая»

Задание. Выполнить синтаксический разбор предложения. Проверяют  эксперты от каждой команды. (Слайд 13)

1 команда: Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

2 команда: Приближалась довольно скучная пора, стоял октябрь уж у двора.

Примечание: предложение  для 1 варианта  записано на слайде презентации, его разбор выполняется на интерактивной доске;  предложение для 2 варианта  записывается  на обычной доске)
Команды-соперницы имеют право задать один дополнительных вопрос по предложению, связанный с темой «Наречие».

3 этап. Блиц-турнир. Посчитайте наречия!

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

(П.Панченко)[2]

Дополнительные вопросы к стихотворению:

Как вы поняли это стихотворение? Какие слова помогают автору рассказать нам о самом важном? 

4 этап (параллельно с третьим)

Конкурс капитанов

Задание. Определите, какой частью речи являются одинаково звучащие слова. Докажите. Выполните  морфемный  разбор. (Слайд 15)

1 команда.

Брат очень интересно рассказывал о своей поездке. Ваше решение задачи интересно и оригинально. Мне интересно наблюдать за полётом бабочки.

2 команда.

Личико ребёнка было оживлённо и радостно. Девочка так радостно засмеялась, что и всем стало радостно.

5 этап

– А теперь нам предстоит переправиться  через речку, но не молочную с кисельными берегами, как бывает в сказках, а через строптивую реку Орфографическую. (Слайд 16)

Диктант с взаимопроверкой.

1 команда

2 команда

Жить по-крестьянски
Нисколько не глубоко
Плывут по чёрному морю
Открыть настежь
Дочиста
Смотрит несмело
Разделить поровну
Невтерпёж дожидаться
Поступить по-деловому
Заново
Построить по деловому проекту
Сдавил несильно
Наскоро
Разойтись подобру-поздорову
Топить печь по-чёрному
Ударить наотмашь
Ничуть не близко
Снова
Выйти замуж
Выть по-волчьи

Физкультминутка (Слайд 17)

Примечание: на слайдах 18-19 даётся дополнительное задание, которое может быть использовано в сильном классе, если остаётся резервное время.

7 этап

Потрудились мы на славу. А не заглянуть ли нам в эту пещерку? Видите, там горит огонёк костра. А вот и её хозяин – мудрый старец. Дедушка, раскройте  нам секреты наречия! (Слайд 20)

Ребёнок в костюме старца  рассказывает о происхождении слова «наречие»:

Наречие – старое слово, оно родилось давным-давно. Люди, жившие в древней Руси, были уже знакомы с ним. Посмотрите, на каком корне оно выросло -реч- . Слово речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне  -реч-. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием. Древние учёные видели главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе. Вот такая история. Уф, устал я что-то. Теперь ваш черёд истории рассказывать.

Задания командам:

Знаете ли вы, как возникли такие крылатые выражения: ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ и ЗНАТЬ НАЗУБОК? Объясните значение наречий ДОТЛА (тло – дно), НАБЕКРЕНЬ (бекрень – бок), ВПРОСАК (просак – прядильный станок)

8 этап. Поэтическая мастерская

Истинными знатоками слова во все времена были поэты. Именно они могли оживить слово. Попробуем это сделать и мы. Восстановите строки  из стихотворения Ю.Мориц. (Слайд 21)

Трудно светиться и петь -------------- (нелегко),
Там, где черёмухи светятся ------------- (пышно),
Там, где пичужки поют --------------- (высоко),
Кратенький век проживая -------------- (бескрышно),
Только и видно, только и слышно:
Трудно светиться и петь ----------- (нелегко).

(Юнна Мориц)

Дополнительные вопросы:

Какое необычное наречие придумал автор? Что изменилось в стихотворении, когда мы вернули на свои места НАРЕЧИЯ.

9 этап

Да, тот, кто по-настоящему любит и знает свой родной язык, способен  творить со словом чудеса. А тот, кто пренебрежительно относится к слову, наносит нашему языку непоправимый ущерб.  Найдите и исправьте  речевые ошибки. (Слайды 22-24)

  • Мы сидели молчаливо, прислушивались к доносившимся голосам.
  • Наш одноклассник крепко разбирается в этом вопросе.
  • Он обратно не пришёл на дополнительное занятие.
  • Как всё жутко красиво!
  • Братишке ужасно нравятся эти игрушки.
  • Подготовка к экзаменам за последние годы сильно улучшилась.

– Пока идёт подсчёт баллов дети слушают весёлый диалог из передачи "Радионяня" о словах ОБРАТНО и ОПЯТЬ.

Заключение

– Молодцы, ребята! Все ошибки сумели найти, все коварные ловушки обошли. (Слайд 25) Подведём итог нашему путешествию по стране Лингвистике, по неведомым дорожкам. Какие открытия каждый из вас сегодня сделал? (Ответы учеников) (Слайд 26)

Использованные источники

1. Фёдорова М.В. Изучение наречий в школе. – М.: Просвещение, 1992
2. Я иду на урок. Наречие как часть речи. Конспекты уроков по русскому языку по теме «Наречие» (https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200700708 )
3. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В.Волина. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998