Внеклассное мероприятие, посвященное 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Есть память, которой не будет забвения, есть слава, которой не будет конца!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (87 МБ)


Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, великой Победе, материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, собранные учащимися, компьютер, проектор, экран, слайды, магнитофон.

Ход урока

I. Вступительное слово классного руководителя.

- В мае 1945 года миллионы людей во всём мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии победоносном окончании войны в Европе. Слайд №2. Великая Отечественная война (1941-1945гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

II. Основная часть.

Звучит музыка к песне “Давно окончилась война”. Слайд №3. На фоне музыки ученик читает стихи:

Давно окончилась война,
И отгремел Салют Победы.
И мы с тобою, старина,
Уже не юноши Победы.
Теперь, пожалуй, не пройдёшь
Всего, что пройдено когда-то,
В строю другая молодёжь,
Другие бравые солдаты.
Давно окончилась война...

Ведущий. Вам, победившим, Вам, отстоявшим свободу, Вам, защитившим мир, мы посвящаем этот Урок Мужества!

На мониторинге высвечивается слайд №4 с названием урока “ Есть память, которой не будет забвенья. Есть слава, которой не будет конца!”. МЕТРОНОМ.

Ученик. Что это? Ты слышишь? Это часы отсчитывают время. Время памяти...

Памяти? А разве память бывает живой? А ты не веришь?

Человек может умереть дважды: там, на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее.

ВТОРОЙ РАЗ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ!

Звучит мелодия песни из к-ма “17 мгновений весны”. Слайд №5.

Ведущий. Всё может родная земля: напоить из чистых родников, накормить, удивить своей красотой, только вот защитить сама себя не может. Война не опалила смертоносным огнём сызранские поля и леса, не просвистела над нами ни одна пуля, не разорвался снаряд, не взрывала землю бомба. Но нет в Сызрани семьи, которой не коснулось пламя войны.

Ученица.

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Ведёт опять в походы и бои.

Сегодня будет день напоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний.
О мужестве, о славе от боёв.

Классный руководитель. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Как вы, ребята понимаете слово “подвиг”?

(Учащиеся рассуждают).

Классный руководитель.

- Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойдённые образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда, 50 дней сражения на Курской дуге.

Звучит 7-я симфония Шостаковича. Слайд №6.

Ученик.

Пламя ударило в лицо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь...” - Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега,
Но – поднимались в рост звонкие, как победа!
Как продолжение дня, шли тяжело и мощно...
Можно убить меня, нас убить невозможно!

Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.

Ученица.

Вспомним их поимённо...
Горем вспомним своим!
Это нужно не мёртвым,
Это нужно – живым!

Слайд №7. Живая газета (монтаж).

- Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.

- Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы.

- Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.

- Людмила Павличенко – снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков.

- А. К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолётами, 9 из них сбил.

- А. Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли.

- М. П. Девятаев с группой военнопленных захватил в концлагере немецкий самолёт и благополучно приземлился в расположении наших войск.

Мусса Джалиль – замечательный писатель, погиб концлагере от рук фашистских палачей. - Ю. В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.

Ведущий. За подвиги в годы войны 25 наших земляков-сызранцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Вот имена некоторых:

- Аипов Махмут Ильячевич в жестокой схватке с противником на окраине Берлина он уничтожил 27 фашистских солдат и офицеров.

- Вологин Александр Дмитриевич уничтожил более 150 гитлировцев.

- Герасимов Вадим Анатольевич – связист, один в неравной схватке убил 112 фашистов.

- Теплов Сергей Тимофеевич, будучи командиром роты автоматчиков, со своими солдатами отбил 9 контратак противника и захватил траншею противника.

- Федотов Василий Николаевич – разведчик, своими данными, добытыми в разведке, внёс неоценимый вклад в Победу.

Классный руководитель. Среди тех, кто защищал страну от коричневой чумы, были и учителя, работавшие в нашей школе.

Вот их имена: Слайд №8.

- Балабанов Владимир Никитович;

- Терещенко Галина Михайловна;

- Супруги Елескины Иван Павлович и Елизавета Григорьевна;

- Кочнев П. В.;

- Иевлев Пётр Васильевич;

- Кравкова М. В.

Ученик.

Не все домой вернулись с поля боя,
Но выиграли страшную войну,
Достоин каждый звания Героя,
Не за награды в бой шли, за страну.

Промчались годы мирные мгновенно,
Проходит в жизни быстро всё как дым,
Но память о героях незабвенна:
Поклонимся и мёртвым и живым.

Запомните их имена (вместе).

Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огненных рубежах.

Ученик.

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.

(“Слайд №9. Вечный Огонь” у могилы Неизвестного солдата).

Ведущий. И хотя война и дети – это несовместимые понятия, но они существуют. Слайд №10,11,12. Вместе с взрослыми в партизанских отрядах было немало и совсем юных бойцов. Они пробирались в самые уязвимые места противника, захватывали оружие, собирали ценные разведданные для командования фронта. Их руками пущены под откос сотни эшелонов с гитлеровцами, вооружением и боеприпасами, взорвано немало объектов врага. Слайд №13,14. Дети заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, став к станку на заводах. Работали по 10-12 часов, выпускали снаряды, изготавливали детали для танков, самолётов.

Ведущий. Назовите известные вам имена юных героев. (Учащиеся называют). Слайд №15.

Ученица.

- Вся страна в годы Великой Отечественной войны знала о боевых делах Лёни Голикова. Особое восхищение вызывал его подвиг, совершённый 13 августа 1942 года. Броском гранаты он разбил легковую автомашину противника на дороге Псков – Луга. Ехавшие в ней гитлеровцы погибли, а генерал Рихард Вирту остался жив. Он выскочил из машины и пустился наутёк. Голиков бросился за ним. Завязалась перестрелка. Из этого поединка победителем вышел Лёня. Его меткая пуля настигла оккупанта. В портфеле генерала оказались очень ценные документы. Их отправили в Москву. Отважного героя решено было отметить высшей наградой. Но получить её Лёня не успел. В одном из тяжёлых боёв, уничтожив десятки фашистов, юный автоматчик погиб. Лёне Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий. Навсегда в памяти народной останутся имена Вити Судака, Жени Попова, Марата Казея, Володи Дубинина. Замученных в застенках гестапо подпольщиков: Виктора Третьяковича, Зины Портновой, Олега Кошевого. Кузьмы Галкина, Саши Чекалина, Зои Космодемьянской, Веры Валюшиной и тысяч других патриотов. Знайте, что они погибли во имя будущей победы. Слайд №16.

Высоко оценила Родина боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36 тысяч школьников. Трём тысячам присвоено звание Героя Советского Союза, 60 из них удостоились этого звания дважды. Героические дела они совершали, не помышляя о наградах. Они защищали Родину.

Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания. (МЕТРОНОМ включается).

Учитель.

- Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов?

- В чём истоки массового героизма? ( Учащиеся рассуждают, после чего учитель обобщает их рассуждения).

- Шла священная война против фашизма. Народы нашей страны были убеждены в своей правоте, в святости дела, за которое воюют. Эта убеждённость и давала им решимость и силы для подвигов, казавшихся раньше немыслимыми, неведомых историй прежних войн.

Ученик.

Чествуем погибших и живых,
Тех, кто пал, Отчизну защищая,
Имена навек запомни их,
Жизнь свою они за нас отдали.

Демонстрация документальных кадров из к/ф “Блокадный Ленинград”. Слайды №17-23.

Ведущий. Жутко смотреть на эти потрясающие кадры. Но Ленинград не сдавался. Ленинград дрался. Ленинград выстоял. Ленинград победил.

Ведущий. Женщины – солдатки: матери, сёстры, жёны, любимые...

Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные дни войны. Ждать с войны сына, брата, мужа.... Но при этом растить детей, выращивать хлеб. Стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

Ученица.

Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты – то юность моя в огне...
Идут по войне девчата, похожие на парней.

Ведущий. С каждым годом ветеранов той страшной и великой войны остаётся всё меньше и меньше. К счастью, на наш Урок Мужества смогли прийти Они – ветераны прошедшей войны. (Называются имена приглашённых ветеранов). Поприветствуем их и попросим поделиться своими воспоминаниями. (Рассказы ветеранов). Слайды № 24

Классный руководитель.

- Давайте будем помнить о том, что они сделали для страны, для нас, и относиться к ним уважительно, бережно и с пониманием.

Наверное, трудно поверить, но именно они брали стратегические высоты, уходили в рейды по вражеским тылам. Теряли боевых товарищей, близких, уничтожали немецкие танки, сбивали немецкие самолёты, топили вражеские подлодки.

Освобождали от фашистов города и сёла России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии, Югославии, Германии, Австрии. Вот они - перед вами.

Ведущий. Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.

9 мая 2010 года страна будет отмечать 65-летие Великой Победы над фашистской Германией. Нашему поколению выпала честь равняться на их ратные и трудовые подвиги.

Учитель.

- Как вы понимаете, ребята, свою обязанность перед поколением победителей?

(Ученики рассуждают).

На фоне Вечного Огня и звучащей музыки ученик читает стихотворение

В. Фёдорова “Завещание”. Слайд №25.

Солдат, поднимаясь над постелью, в предсмертный час для сына диктовал:

Передаю тебе родную землю, которую я вновь отвоевал.
Чтоб не посмел никто её обидеть,
Ты, продолжая славный путь отца,
Расти большим, чтоб всю её увидеть,
Понятье душою до конца....
Умей любить любовью беспредельной,
Умей любить всей нежностью души.
Смотри, мой сын, по капле не разлейся,
Но, жизнь и труд, и славу полюбя,
Ты мужеству учись и не надейся,
Что кто-то будет думать за тебя.
Настанет время и дорогой вешней
Ты в жизнь пойдёшь – не выходи без песни,
Не опускай весёлой головы – она подарком не даётся свыше....
Я сделал всё, чтоб в трудный час любого испытанья,
Ты мужества и верности в груди не погасил....

Ведущий. Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны. А память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке всё, что было.

Ученик.

Честней нет победы, чем Ваша Победа,
Нет в мире дороже и лучше побед.
Ценней нет заслуги, мудрей нет завета,
Чем тот, что Вы дали потомкам вовек.
Пусть мужество Ваше нам будет примером.
Да станет Победа нам Вечным Огнём. Слайд №26.

Ученик.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам! (Две последние строчки сказать хором).

III. Заключение.

Вручение памятных сувениров приглашённым гостям – ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны.

Фото на память. Слайд № 27.

Исполнение хором песни “День Победы”. Слайд №28.

IV. Литература.

1) Интернет ресурсы.

2) Материалы и экспонаты школьного музея краеведения и этнографии.

3) Лирика 40-х годов (антология стихов), изд. “Кыргызстан” 1977.

4) Лирика 50-х годов (антология стихов), изд. “Кыргызстан” 1978.