Цели:
- создать условия для выявления значения органов чувств в жизни человека и их тренировки с помощью различных упражнений;
- способствовать развитию коммуникативных умений, умения находить необходимую информацию в справочнике, размещенном в учебнике;
- способствовать воспитанию необходимости охранять и укреплять своё здоровье.
Оборудование: проектор, компьютер, колонки, лук, лимон, апельсин, мёд,
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все ребята дружно сели
и на доску посмотрели.
П. Введение в тему урока.
- Как человек познаёт и воспринимает окружающий мир? (Слайды № 1 -3)
IП. Формирование новых знаний.
1) -Отгадайте загадку: (Слайд № 4)
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
(Один ученик вызывается к доске)
- Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу.
- Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие столы?
- С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны?
(Слайды № 5)
- Глаз - орган зрения. Его можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно
90 % всей информации мы получаем с помощью зрения, например, о форме, размерах, цвете предметов и др.
(Слайд № 6)
- Посмотрите на глаза вашего соседа. Рассмотрите веки, брови, ресницы. Для чего они нужны?
- Конечно, они защищают наши глаза. Веки, на которых находятся ресницы, защищают глаза от сильного света и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.
- Рассмотрите рисунок на глаза на с. 34, назовите, что обозначено знаком “вопрос”? Ниже изображены фигуры. Назовите их. Какого они цвета?
- С помощью какого органа вы смогли ответить на мои вопросы?
- Рассмотрим строение глаза. (Слайд № 7, 8)
- Почему люди носят очки?
(Слайд № 9, 10)
- Как надо беречь глаза? (Беречь от острых предметов, кушать витамины.)
- Почему родители не разрешают вам читать лёжа или при плохом освещении?
- Что нужно делать, если ваши глаза устали? (Дать им отдохнуть, сделать зарядку для глаз, посидеть с закрытыми глазами.)
2) - Отгадайте еще загадку. (Слайд № 11)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
- О каком органе чувств мы сейчас будем говорить?
(Слайд № 12) (К доске выходят несколько учеников. Учитель завязывает им глаза. Подносит каждому предметы, например: лук, лимон, апельсин, мёд.)
- Определите, что за предмет перед вами, не трогая их руками.
- Как вы определили, ведь вы их не видели?
- Каким органом мы чувствуем запахи?
- А зачем нужен нос? (Слайд № 13)
- Обоняние - это и есть восприятие разных запахов. Рассмотрите рисунки на с. 35 учебника.
- Какие запахи предметов вам приятны, а какие неприятны?
- На какие группы можно разделить запахи? (Они могут быть сильными, резкими, противными, еле уловимыми.)
- Назовите несколько примеров таких запахов.
- На какие две группы можно разделить запахи?
- Запах цветов, фруктов, животных - естественные запахи, которыми обладают природные объекты. Духи, крема имеют искусственные запахи, созданные человеком.
- Понюхайте яблоко, книгу. Какие чувства воспоминания они у вас вызвали?
- Назовите ваш самый любимый запах.
- Для чего нам нужно обоняние? (Чувствовать запах природы, свежего воздуха, цветов.)
- Как оно помогает нам в жизни? (С помощью запаха можно определить, испортилась пища или нет.)
- Нужно беречь орган обоняния? Что произойдет, если мы лишимся обоняния? (Оно помогает обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении, ароматы цветов, продуктов.)
Физкультминутка
- На с. 23 в тетради раскрасьте те предметы, запах которых вам нравится.
- Во время насморка человек почти не различает запахи. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут отличить некачественную пищу.
3) Отгадайте. (Слайд № 14)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает
Когда мы молчим. (Язык.)
- Посмотрите, на столе у вас лежит предмет. Что вы о нем можете сказать?
- Как нам узнать, каков он на вкус?
- Какой орган даст нам информацию о вкусе? (Язык.)
- Для чего нам нужен язык? Смогли бы мы обойтись без него?
- Каждый участок языка чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть - горькое, боковые части кончика языка - солёное, а более дальние боковые части -кислое. (Слайд № 15)
-Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите, какой вкус он имеет:
- Лимон - (кислый),
- мёд - (сладкий),
- сахар - (сладкий),
- сода - (горькая).
- соль - (солёная),
- Рассмотрите рисунок на с. 35. Назовите вкус предметов, нарисованных на рисунках.
4) (Звучит голос соловья.) (Слайд № 16)
- Что вы услышали? Голос какой птицы?
- Чем вы услышали пение птицы? (Ушами.)
- Как слух помогает нам в жизни?
- Как выглядят ваши уши? На что они похожи? (Слайд № 17)
- Давайте поиграем в игру “Угадай, кто это?”. Вы воспроизводите звуки, а мы попробуем угадать, кто или что воссоздает такой звук. (Корова, комар, машина, шмель, барабан и др.)
- Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши? (Слайд № 18)
- Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой.
- Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники.
- Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу.
5) - Какой орган сообщает нам, к чему мы прикасаемся? (Слайд № 19)
- Если закрыть глаза, заткнуть нос и попробовать известную вам еду, сможете узнать вкус данного продукта?
- Закройте глаза и проведите по парте рукой, что вы ощущаете?
- Кожа помогает нам ощущать предметы, тепло, холод. Мы воспринимаем давление, прикосновение. С помощью кожи мы судим о размерах, форме, мягкости, твёрдости.
- Дотроньтесь некоторыми участками вашей кожи до карандаша, стола, книги. А сейчас сделайте то же самое кончиками пальцев. Что вы ощутили?
- Какой можно сделать вывод?
- Особо чувствительна кожа пальцев, так как рецепторов осязания там особенно много. И также много их на кончике языка. (Слайд № 20-23)
- Давайте поиграем “Что в мешке?”.
(На столе мешок, в нём лежат предметы.)
- Опустите руку в мешок и на ощупь определите: что это за предмет, какой формы, из чего сделан?
- Рассмотрите рисунки на с. 36 учебника. Опишите свои ощущения от прикосновения к этим предметам.
(Слайд № 24) Функции кожи.
IV. Закрепление изученного материала.
- Для чего нужны глаза? (Они различают цвет и форму предметов.)
- Для чего нужен нос? (Нос ощущает запахи окружающего мира.)
- Для чего нам нужен язык? (Язык помогает нам узнать : вкус пищи, высказать свои мысли.)
- Что вы узнали о ягоде, положив её в рот? (Какая она на вкус.)
- С помощью какого органа мы видим различные предметы, различаем свет и темноту? (С помощью глаз.)
- Что происходит с веками и ресницами, если навстречу дует пыльный ветер? (Мы закрываем их, чтобы пыль не попала в глаза.)
- Какой орган позволяет нам отличить запах роз от запаха апельсина? (Нос.)
- Как вы узнаете, что мама печет пирог? (По запаху.)
- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой? (Языком.)
- Что происходит с вами, когда я говорю слово “лимон”? Объясните. (Вспоминаете вкус лимона и морщитесь, рот наполняется слюной.)
- В памяти вашего головного мозга осталась информация о вкусовых качествах лимона. Достаточно произнести это слово, как ваш мозг начинает реагировать.
- Как вы узнаете, что огонь обжигает, крапива жжет, какая вода в реке, поспело ли яблоко? (Дотронемся, увидим глазами, попробуем на вкус.)
- Можете ли вы найти в темноте часы? Как вы это сделаете? (Будем прислушиваться и идти на звук тиканья часов.)
- Как вы узнаете, что огонь горячий, а лёд - холодный? (Потрогаем его кожей рук или пальцев.)
- Рассмотрите рисунки на с. 37 учебника. Опишите кубик: какого цвета, какой он на ощупь.
- Какие органы чувств помогли вам определить? Опишите все предметы на рисунке.
- Прочитайте стихотворение Ю. Мориц
...Это, это же чудесно,
Что у всех, у всех детей
И у всех, у всех людей
На лице живут глаза!..
- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
- Небольшой темный кружок - это зрачок. Через него внутрь глаза проходят лучи света.
- Какой цвет окружает зрачок?
- Это радужная оболочка, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз.
- По глазам человека можно сразу узнать, правду он говорит или нет.
- Когда говорят “глаза загорелись”? (Появилась новая идея.)
- Как понять выражение “глаза на мокром месте”? (Человек плачет.)
- В тетради выполните верхнее задание на с. 22.
- Рассмотрите рисунок ниже. Назовите предметы, которые иногда бывают холодными, а иногда горячими. Почему?
(Звучит музыка леса или музыка природы.)
- Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. Нарисуйте то, что вы увидели.
V. Итог урока.
- У каждого человека есть пять органов чувств. Назовите их.
- Для чего они нужны? (Они сообщают человеку о том, что его окружает, и предупреждают об опасности. Берегите их. Это наши верные помощники.)
(Слайд № 25)
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнём.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождём.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь!
(C.Островой)
Литература.
- Учебник по программе “Планета Знаний” Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 1 кл.Учебник 4-хлетней нач.шк. АСТ.Астрель, М.:2010 г.
- Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир.Методические рекомендации к урокам.
- Детские энциклопедии “Я познаю мир”, “Всё обо всём”