Экспертиза творческой деятельности учащихся (из опыта работы)

Разделы: МХК и ИЗО


По моему мнению “главное в творчестве можно понять и оценить, но нельзя измерить”. Поэтому оценка творчества – всегда экспертиза (где можно измерять, там эксперт, то есть понимающий человек, вообще не нужен). Это в полной мере относится и к художественному развитию детей. Я считаю, что частично можно измерить понимание искусства – но только те его проявления, которые можно проконтролировать с позиции объективных знаний об искусстве. Например, верно или неверно ученик относит произведение к той или иной эпохе или направлению в искусстве.

Приложение № 1 (Презентация).

Принципы оценивания творческой деятельности.

 

Экспертиза творческой деятельности (из опыта работы).

По мнению педагога А.А. Мелик – Пашаева измерять творчество ребенка, или его сотворческое индивидуальное восприятие конкретного произведения (“диалог с автором”) – все равно, что ковать “деревянное железо”, и чем скорее мы оставим это бесперспективное занятие, тем лучше будет и нам, и детям.

По мнению педагога А.А. Новлянского: “ надо уметь работать с парадоксальным явлением “детской художественности”, где “детскость” неотделима от самой художественности” (что не означает, конечно, намерения искусственно сохранять эту детскость, вопреки взрослению детей).

Понятно, что все сказанное относится не только к оценке перспективы развития отдельного ребенка, но и к оценке самого труда педагога и того, насколько хороша та или иная система преподавания или учебная программа, решает ли она важнейшие задачи художественного развития детей.

Я считаю, что все же главным “оценщиком” – экспертом выступает сам педагог. И поскольку художественное развитие доступно не только детям, но и взрослым людям, то мне приходится иногда вставать на “место ребенка”, осваивая практику своеобразной экспертной деятельности.

Результаты этого творчества могут отвечать критериям профессионального искусства или быть весьма скромными в любом случае сам этот опыт чрезвычайно ценен для понимания того, как зарождается и как воплощается художественный замысел у другого автора – том числе и у ребенка. Один из приемов, который я использую – это показ своих творческих работ ученикам, совместное создание картин, мини-панно, разделяю свое художественное и педагогическое творчество. Личный опыт “бывания” в позиции автора делает нас более прозорливыми в отношении замыслов и возможностей детей.

Иногда, для меня полезно сознательно поработать в позиции зрителя (слушателя, читателя) – постараться почувствовать атмосферу произведения, его господствующий “эмоциональный тон”: понять, какими конкретными средствами автор достиг выразительности. И, в конечном счете, увидеть все произведение не просто как изображение (описание) жизни и не просто как конструкцию из форм, звуков или слов, а как особый мир, организованный автором для воплощения замысла, для выражения своих мыслей, чувств оценок, не до конца определимых словами, но воплощаемых в самом произведении.