Урок математики проходит в форме игры-путешествия в царство Зимы. Структура урока подчинена технологии проблемно-диалогического обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Вначале урока призывное стихотворение замотивировало и воодушевило первоклассников на учебную деятельность и вызвало желание в полной мере проявить себя на уроке.
На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им нужно не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, выгодно чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования первоклассников. Для каждого ученика создана ситуация успеха.
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. На уроке для привлечения внимания и интереса используется демонстрационный материал для построения Снеговика. Учебное время на уроке использовалось эффективно, интенсивность урока оптимальная, с учетом физиологических и психических особенностей первоклассников.
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить навыки решения задач на нахождение большего числа, меньшего числа.
Задачи:
1. Образовательные:
- обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
- продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
- закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
- повторить последовательность чисел в пределах 9.
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательную активность;
- совершенствовать мыслительные операции;
3. Воспитательные:
- воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
- воспитывать уважение к товарищам.
4. Коррекционные:
- корректировать устную речь учащихся.
5. Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке;
- организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
- вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Оборудование: Для учащихся: карточки с цифрами, маркеры, тетрадный лист на печатной основе, смайлики для самооценивания, модели треугольников, схемы задач, демонстрационный материал (части «комы» снеговика).
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок – Руки (на месте) Начинается урок. Ноги (на месте) Наши ушки на макушке, Локти (у края) Глазки хорошо открыты. Спина (прямая) Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Введение в сюжет урока.
Сегодня на уроке мы отправимся в царство Зимы.
– Каким качеством должен обладать человек, который отправляется в путешествие:
- быть наблюдательным,
- внимательным,
- сообразительным,
- выносливым.
– Проверим, обладаете ли вы такими качествами.
III. Устный счет в форме фронтального опроса.
1) Математическая прогулка. Счет от 1 до 9 и обратно
– В пути, чтобы не заблудиться, мы всегда должны, помнить в какую сторону повернуть. Поднимите правую руку, высоко-высоко. Поднимите левую руку.
2) Путешествие по дорожке.
- (9-3-4=2) Расскажите все об этом числе.
- 1+2+4=7, на 1 больше(8)
- 5+4-1=8, на 1 меньше(7)
3) Игра «Снежки».
Состав числа 7. «Живой» строй состава числа 7.
Из всех снежков скатаем ком. Ком это часть чего? (Снеговика) (На доске появляется 1-й ком)
IV. Физминутка.
– Давайте вспомним, как Снеговик строится:
А ну, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком сне-го-ви-ком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, нос, в руке метла.
Но солнце припечет слегка…
Увы…и нет снеговика!
V. Этап повторения и закрепления ранее пройденного. Работа по теме.
1. Для того, чтобы построить дальше снеговика, мы будем выполнять математические задания.
– Прочитайте слова на доске и назовите тему нашего урока
Условие – вопрос –схема- решение – ответ (задача)
Что такое задача?
– Знакома ли вам эта тема?
– Какую цель ставим перед собой? (отработать умение решать задачи)
Целью нашего урока: показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе с товарищами
2. – Прочитайте задачу.
– Назовите условие.
– Какой вопрос в задаче?
– О чем говорится в задаче? (имя)
– Что говорится?
– Какая схема подходит? (выбрать из 2-х)
– Разнесите данные
– Каким действием будем решать задачу и почему?
Мини вывод:…
Запись решения с проговариванием.
3. Изменить условие задачи так, чтобы можно было воспользоваться 2-й схемой.
(еще 1 ком готов)
VI. Физминутка.
(погреемся)
Счет по 3
VII. Самостоятельная работа.
(Задача на доске, схемы в тетради).
Взаимопроверка.
Какие ответы получились? Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?
VIII. Ребята, у снеговика нет головного убора.
– У вас на столе 2 фигуры, соедините их, и мы узнаем какой убор у снеговика. (4-х угольник)
(работа в паре)
– Найдите такой формы убор снеговика в классе (по Базарову)
Здоровьесберегающая минутка.
Гимнастика для глаз.
IX. Логическое задание.
Пора возвращаться домой
– Вставьте недостающую фигуру
(Учебник Холодовой «Умники и умницы»)
– Какой номер дома выбрали? (2)
Проверьте(на доске перевернуть карточку-сугроб)
X. Закрепление изученных приемов вычислений.
Дойдем домой быстро, если решим примеры. Ответы расположите в порядке возрастания:
1+5-3=3-д | 5-2+3=6-е | |
3+1+3=7-ц | 6-4+2=4-о | |
2+3-4=1-м | 4+1-3=2-о | |
7-1-1=5-д |
XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Что запомнилось в царстве Зимы?
– Чему учились на уроке?
– Что было интересно?
– Кому было трудно?
– Кто со всеми заданиями справился? У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.
- Веселый – Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
- Простой – Настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
- Грустный – Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Урок окончен.