Урок математики по теме "Решение задач". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок математики проходит в форме игры-путешествия в царство Зимы. Структура урока подчинена технологии проблемно-диалогического обучения.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Вначале урока призывное стихотворение замотивировало и воодушевило первоклассников на учебную деятельность и вызвало желание в полной мере проявить себя на уроке.

На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им нужно не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, выгодно чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования первоклассников. Для каждого ученика создана ситуация успеха.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. На уроке для привлечения внимания и интереса используется демонстрационный материал для построения Снеговика. Учебное время на уроке использовалось эффективно, интенсивность урока оптимальная, с учетом физиологических и психических особенностей первоклассников.

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить навыки решения задач на нахождение большего числа, меньшего числа.

Задачи:

1. Образовательные:

  • обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
  • продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
  • закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
  • повторить последовательность чисел в пределах 9.

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • совершенствовать мыслительные операции;

3. Воспитательные:

  • воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
  • воспитывать уважение к товарищам.

4. Коррекционные:

  • корректировать устную речь учащихся.

5. Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке;
  • организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
  • вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Оборудование: Для учащихся: карточки с цифрами, маркеры, тетрадный лист на печатной основе, смайлики для самооценивания, модели треугольников, схемы задач, демонстрационный материал (части «комы» снеговика).

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок – Руки (на месте)
Начинается урок. Ноги (на месте)
Наши ушки на макушке, Локти (у края)
Глазки хорошо открыты. Спина (прямая)
Слушаем, запоминаем,  
Ни минуты не теряем.  

II. Введение в сюжет урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в царство Зимы.

– Каким качеством должен обладать человек, который отправляется в путешествие:

  • быть наблюдательным,
  • внимательным,
  • сообразительным,
  • выносливым.

– Проверим, обладаете ли вы такими качествами.

III. Устный счет в форме фронтального опроса.

1) Математическая прогулка. Счет от 1 до 9 и обратно

– В пути, чтобы не заблудиться, мы всегда должны, помнить в какую сторону повернуть. Поднимите правую руку, высоко-высоко. Поднимите левую руку.

2) Путешествие по дорожке.

  • (9-3-4=2) Расскажите все об этом числе.
  • 1+2+4=7, на 1 больше(8)
  • 5+4-1=8, на 1 меньше(7)

3) Игра «Снежки».

Состав числа 7. «Живой» строй состава числа 7.

Из всех снежков скатаем ком. Ком это часть чего? (Снеговика) (На доске появляется 1-й ком)

IV. Физминутка.

– Давайте вспомним, как Снеговик строится:

А ну, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком сне-го-ви-ком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, нос, в руке метла.
Но солнце припечет слегка…
Увы…и нет снеговика!

V. Этап повторения и закрепления ранее пройденного. Работа по теме.

1. Для того, чтобы построить дальше снеговика, мы будем выполнять математические задания.

– Прочитайте слова на доске и назовите тему нашего урока

Условие – вопрос –схема- решение – ответ (задача)

Что такое задача?

– Знакома ли вам эта тема?

– Какую цель ставим перед собой? (отработать умение решать задачи)

Целью нашего урока: показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе с товарищами

2. – Прочитайте задачу.

– Назовите условие.

– Какой вопрос в задаче?

– О чем говорится в задаче? (имя)

– Что говорится?

– Какая схема подходит? (выбрать из 2-х)

– Разнесите данные

– Каким действием будем решать задачу и почему?

Мини вывод:…

Запись решения с проговариванием.

3. Изменить условие задачи так, чтобы можно было воспользоваться 2-й схемой.

(еще 1 ком готов)

VI. Физминутка.

(погреемся)

Счет по 3

VII. Самостоятельная работа.

(Задача на доске, схемы в тетради).

Взаимопроверка.

Какие ответы получились? Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?

VIII. Ребята, у снеговика нет головного убора.

– У вас на столе 2 фигуры, соедините их, и мы узнаем какой убор у снеговика. (4-х угольник)

(работа в паре)

– Найдите такой формы убор снеговика в классе (по Базарову)

Здоровьесберегающая минутка.

Гимнастика для глаз.

IX. Логическое задание.

Пора возвращаться домой

– Вставьте недостающую фигуру

(Учебник Холодовой «Умники и умницы»)

– Какой номер дома выбрали? (2)

Проверьте(на доске перевернуть карточку-сугроб)

X. Закрепление изученных приемов вычислений.

Дойдем домой быстро, если решим примеры. Ответы расположите в порядке возрастания:

1+5-3=3-д   5-2+3=6-е
3+1+3=7-ц   6-4+2=4-о
2+3-4=1-м   4+1-3=2-о
7-1-1=5-д    

XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что запомнилось в царстве Зимы?

– Чему учились на уроке?

– Что было интересно?

– Кому было трудно?

– Кто со всеми заданиями справился? У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.

  • Веселый – Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
  • Простой – Настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
  • Грустный – Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Урок окончен.