Цели урока:
- повторить и обобщить различные методы решений тригонометрических уравнений;
- формировать умения применять изученные методы к решению уравнений;
- развивать познавательную активность и творческие способности;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер с необходимым программным обеспечением, доска, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: текстовый процессор MS Word, 2007, программа-приложение MS Power Point, 2007
ХОД УРОКА-СЕМИНАРА
1. Оргмомент (Презентация 1 «Настроимся на урок»)
2. «Плюс-минус» – самопроверка учащимися тетрадей, в которых записаны схемы решения каждого из простейших тригонометрических уравнений (слайды 6,7, 8)
3. «математическая разминка» – устный счет (слайд 5)
Решите уравнения: Вычислить:
sin x = arcsin (–1) arcsin (2)
tg3x = –3 arccos 3 arccos (– )
cos 2x = –1 arccos 1 arccos
4. «Ступени действий» – рассматриваются методы решений тригонометрических уравнений.
1 ступень: решение тригонометрических уравнений, содержащих одну и ту же функцию одного и того же аргумента, методом подстановки.
а) 3 cos2 – cos –2 = 0
Решение:
Пусть cos =
t, | t | < 1, тогда 3t2 – t – 2 = 0,
t1 =
1,
t2 = –
cos =1 или cos = –
= 2πk, k Z = ± arccos (–) + 2πn, n Z
X= 4πk, k Z x = ± 2arccos (– ) + 4πn, n Z
Ответ: 4πk, k Z; ± 2arccos (– )+ 4πn, n Z
б) 2 sin22x + 5 sin2x – 3 = 0.
Решение:
Пусть sin2x = t, | t | < 1, тогда
2 t2 + 5t – 3 = 0, D = 25 + 24 = 49
t1 =, t2 = – 3, | –3| > 1, значит
sin2x =
2x = (–1) n arcsin () + πn, n Z
х = (–1) n +, n Z
2 ступень: решение тригонометрических уравнений, приводящихся к предыдущему типу, по формулам:
а) sin2x + cos2x = 1;
б) tg x · ctg x = 1;
в) cos2x = 2 cos2x – 1;
г) cos2x = 1 – 2 sin2x.
а) 4 sin2x + cos x – 3 = 0
Решение:
sin2x = 1 – cos2 x,
4 – 4 cos2x + cos x – 3 = 0,
4 cos2x – cos x – = 0,
8 cos2x – 2cos x – 1 = 0,
Пусть cos x = t, | t | < 1, тогда
8 t2 – 2 t – 1 = 0, = 1 + 8 = 9
t1 = – , t2 = ,
х = ±(π – arccos) +2πn, n Z или х = ± arccos + 2πk, k Z
х = ± + 2πk, k Z
Ответ: ±(π – arccos) + 2πn, n Z; ± + 2πk, k Z.
б) cos – 5 cos –2=0.
Решение:
Пусть cos = t, | t | < 1, тогда = 2t2 – 1,
2t2 – 5t – 3 = 0, D = 25 + 24 = 49
t1 = – , t2 = 3, |3| > 1, значит
cos = –
= ± (π – arccos) + 2πn, n Z;
= ± + 2πn, n Z;
х = ±2π + 6πn, n Z.
Ответ: ±2π + 6πn, n Z.
3 ступень: решение однородных тригонометрических уравнений
a sin x + b cos x =0, cos x 0,
a tg x + b = 0,
tg x = –,
х =– arctg + πk, k Z.
а) 3 sin2x + sin x cos x= 2 cos2x.
Решение:
3 sin2x + sin x cos x – 2 cos2x = 0, |: cos2x 0,
3 tg2x + tg x – 2 = 0.
Пусть tg x = t, тогда
3 t2 + t – 2 = 0, D = 1 + 24 = 25,
t1 = – 1, t2 =
tg x = – 1, tg x = ,
x = – + πn, n Z, x = arctg + πk, k Z.
Ответ: – + πn, n Z , arctg + πk, k Z.
б) sin 2x – 2 cos2x = 0,
Решение:
2 sin x cos x – 2 cos2x = 0,
2cos x (sin x – cos x) = 0,
cos x = 0 или sin x – cos x = 0,
x = (т.к. x = не является корнем уравнения и cosx 0, то разделим обе части на cosx)
tg x = 1,
x = + πn, n Z.
Ответ: , + πn, n Z.
в) sin2x – sin 2x = 0.
Решение:
sin2x – 2 sin x cos x = 0,
sin x (sin x – 2cos x) = 0,
sin x = 0 или sin x – 2cos x = 0
x = πn, n Z,
cosx 0,
tg x = 2,
x = arctg 2 + πk, k Z.
Ответ: πn, n Z , arctg 2 + πk, k Z.
ЗАМЕЧАНИЕ!!! Уравнение 2 sin xcos x – 2 cos2x = 0 почленно нельзя делить на cos2x, так как потеряли бы серию корней , или нужно было это учесть.
4 ступень: Решение тригонометрических уравнений путем разложения на множители. Метод разложения на множители зависит от выбора той или иной формулы тригонометрии. Тригонометрические выражения во многих случаях подчиняются трём «законам», которые сформулированы в шутливой форме:
ПЕРВЫЙ ЗАКОН: «Увидел сумму – делай
произведение».
ВТОРОЙ ЗАКОН: «Увидел произведение –
делай сумму»
ТРЕТИЙ ЗАКОН: «Увидел квадрат – понижай
степень».
а) sin2x + sin22x + cos23x + cos24x = 2,
по «третьему закону» понижаем степени по формулам
sin2x = , cos2x = , тогда
+ + + = 2.
(cos 6x + cos 8x) – (cos 2x + cos 4x) = 0.
По «первому закону» воспользуемся формулой для суммы косинусов и приведем предыдущее уравнение к виду:
2 cos 7x cos x – 2 cos 3x cos x = 0.
Вынесем общий множитель и снова воспользуемся «первым законом»
cos x (cos 7x – cos 3x) = 0,
2 cos 5x cos x sin 2x = 0.
Пришли к совокупности уравнений:
Заметим, что значения x1 полностью поглощаются значениями x3, запишем окончательный результат: x = , x=.
Ответ:
в) cos x cos2 x = sin()sin() + sin()cos( ).
Решение:
В этом уравнении мы видим три пары множителей. Поэтому естественно применить «второй закон», преобразовав каждую пару множителей в сумму двух слагаемых.
= + .
Воспользуемся формулами приведения и, упростив, получим:
cos 3x + cos x = cos 3x + sin 5x + cos x + sin 9x,
sin 9x – sin 5x = 0.
Применяя «первый закон», имеем:
2 sin 7x cos2 x = 0,
Ответ: ,
5. Историческая справка – презентация учащегося «Об истории тригонометрии» (Презентация 2)
6. Самостоятельная работа с тестами (Приложение 1)
7. Итог урока «Мы знаем точно!» (слайд 9)
– Чем занимались на уроке?
– Сколько способов решения уравнений
рассмотрели. Перечислите.
– Что интересного узнали?
Выставление оценок в таблице контроля (Приложение 2)
8. Домашнее задание: §18, № 18.10-18.13 (а, б)