Образовательная область «Познание»
Интеграция с другими образовательными областями:
- «Коммуникация»: развитие диалогической и монологической речи.
- «Социализация»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.
- «Чтение художественной литературы»: знакомство с устным творчеством родного края.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности в изучении истории происхождения города Абакана и его современной жизни.
Задачи:
- Образовательные:
- дать исторические сведения детям о происхождении города Абакана;
- познакомить с местами, где его жители отдыхают и работают;
- Развивающие:
- развивать умения детей отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы;
- развивать умение планировать этапы своих действий; умение использовать и называть источники информации знаний;
- развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, координацию речи с движением, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
- Воспитательные: формировать у детей чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живёт.
Оборудование: мультимедийная установка, стенд с книгами, костюм шамана, компьютер, картинки для плана.
Ход совместной деятельности:
Этапы | Содержание этапов | Обоснование методич. приёмы, индивидуальная работа. |
I. Мотивационно-ориентировочный
этап Цель: формирование интереса и эмоционального настроя к совместной деятельности |
1. Звучит песня об Абакане (Приложение 1) – Вы
когда-нибудь слышали эту песню? 2.– А что мы интересного знаем о нашем
городе? 3. – Волшебный экран сегодня будет нам помощником. Он нам хочет что-то показать. (Приложение 2) 4. – Дети, вы узнали картинки на нашем волшебном
экране? Что вы увидели? (Зоопарк, парк
«Орлёнок», «Преображенский», театр) Ответ детей: Абакан. |
Информационно- рецептивный
(активизация слуховых анализаторов, умение
видеть и понимать красоту окружающего) Словесный метод (актуализация знаний)
Информационно- рецептивный (активизация зрительного восприятия и внимания) Словесный метод: вопросы (умение отвечать на вопросы) |
II. Поисковый этап Цель: формирование навыков поисково-исследовательской деятельности |
5.– Я придумала для нас необычную игру.
Она называется «Исследователи». Кто такие
исследователи? (Это люди – учёные. Они всегда
узнают что-то новое, интересное, а потом
рассказывают, что узнали другим людям.) 6. – В любой игре есть цель. Зачем мы будем играть в Исследователей»? (Узнать новое, интересное о нашем городе, что бы потом другим людям о нём рассказать) 7. – У учёных есть план исследования, и мы с вами придумаем план нашего исследования (приглашаю к столу) найдём картинки и составим план. – Что можно рассказать интересного о нашем городе другим людям? 1) Мы знаем, почему наш город так называется? Составляем с детьми план-схему. |
Игровой метод: создание игровой
ситуации. Вопросы к детям направлены на развитие умения выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения делать выводы
Словесный метод (развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Проблемно-поисковый метод, моделирование (умение планировать этапы своих действий, графическое изображение плана) |
III. Практический этап Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач |
8. Интересный получается у нас план игры.
Что же нам сможет прийти на помощь в нашем
исследовании? Где учёные ищут нужную им
информацию? (Дети отвечают) Проверим у
волшебного экрана. 9. (Звучит музыка) Рассказывает легенду. (Приложение 3) Шаман: Приходите в наш музей с родителями, узнаете много интересного об истории нашего города. Шаман уходит. 10. Психо-речевая гимнастика «Медведь» Воспитатель предлагает поиграть.
11. – 1-ую часть плана мы выполнили? Почему наш город так назван? 12. – Продолжить наше исследование помогут нам
другие источники информации. 13. – Представьте, что мы пришли в библиотеку.
Нам надо найти ответы на наши вопросы, а времени у
нас совсем мало. Что для этого нужно сделать? 14. Первая группа исследует и расскажет нам о том, где работают люди в нашем городе. (Воспитатель помещает рисунок из плана-схемы на доску возле стола, где дети ищут информацию) Вторая группа расскажет, куда пойти жителям и гостям нашего города отдыхать (возле второго стола план-схема) Самостоятельная работа детей по подгруппам. 15. Дети «выходят из читального зала» и садятся
на стульчики. 16. – Я тоже с вами искала информацию в библиотеке. Послушайте, что я узнала. (Воспитатель дополняет ответ детей). 17. – Предствьте, что в наш город приехали гости. Что мы можем рассказать о нашем городе? Предлагаю нам использовать план нашего исследования в рассказе. (Дети вместе рассказывают о нашем городе) |
Поиск источников информации по
проблеме исследования
Игровой метод: появление сказочного персонажа
Художественное слово: рассказ легенды (знакомство с устным творчеством родного края)
Игровой метод: воображаемая ситуация, дети превращаются в медведей
Словесный метод: вопросы (актуализация знаний)
Загадывание загадки
Создание проблемной ситуации: поделиться на две команды
Репродуктивный: поиск нужной информации (умение использовать и называть источники информации знаний)
Словесный: беседа (развитие умения детей отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения делать выводы) |
IV. Рефлексивно-оценочный этап Цель: развитие навыка продуктивного подхода к самооценке деятельности |
18. Вам понравилось быть
исследователями? – Удалось ли нам реализовать
план нашей игры? – Мне с вами было очень интересно! |
Словесный метод: вопросы к детям (развитие диалогической речи; формирование у детей чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живёт; самооценка ответа) |