Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Почему наш город назвали Абакан?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: коммуникация, Психоречевая гимнастика, песня об Абакане, исследователи, план-схема, любовь к Родине


Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Коммуникация»: развитие диалогической и монологической речи.
  • «Социализация»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми в  части формирования первичных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.
  • «Чтение художественной литературы»: знакомство с устным творчеством родного края.

Цель: развитие  познавательно-исследовательской деятельности в изучении истории происхождения города Абакана и его современной жизни.

Задачи:

  • Образовательные:  
    • дать исторические сведения детям о происхождении города Абакана;
    • познакомить с местами, где его жители отдыхают и работают;
  • Развивающие:
    • развивать умения детей отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы;
    • развивать умение планировать этапы своих действий; умение использовать и называть источники информации знаний;
    • развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, координацию речи с движением, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
  • Воспитательные:  формировать  у детей чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живёт.

Оборудование: мультимедийная установка, стенд с книгами, костюм шамана, компьютер, картинки для плана.

Ход совместной деятельности:

Этапы Содержание этапов Обоснование методич. приёмы,
индивидуальная работа.
I. Мотивационно-ориентировочный этап

 Цель: формирование интереса и эмоционального настроя  к совместной деятельности

1. Звучит песня об Абакане (Приложение 1)

– Вы когда-нибудь  слышали эту песню?
– О чём в ней поётся?

2.– А что мы интересного  знаем о нашем городе?
– А вы хотите ещё больше узнать?
– Дети, зачем нам нужно знать свой город?

3. – Волшебный экран сегодня будет нам помощником. Он нам хочет что-то показать. (Приложение 2)

4. – Дети, вы узнали картинки на нашем волшебном экране? Что вы увидели? (Зоопарк, парк «Орлёнок», «Преображенский», театр)
– В каком городе это всё находится?

Ответ детей: Абакан.

Информационно- рецептивный (активизация слуховых анализаторов, умение видеть и понимать красоту окружающего)

Словесный метод (актуализация знаний)

 

 

Информационно- рецептивный (активизация зрительного восприятия и внимания)

Словесный метод: вопросы (умение отвечать на вопросы)

II. Поисковый этап

Цель: формирование навыков поисково-исследовательской деятельности

5.– Я придумала для нас необычную игру. Она называется «Исследователи». Кто такие исследователи? (Это люди – учёные. Они всегда узнают что-то новое, интересное, а потом рассказывают, что узнали другим людям.)

6. – В любой игре есть цель. Зачем мы будем играть в Исследователей»? (Узнать новое, интересное о нашем городе, что бы потом другим людям о нём рассказать)

7. – У учёных есть план исследования, и мы с вами придумаем план нашего исследования (приглашаю к столу) найдём картинки и составим план.

– Что можно рассказать интересного о нашем городе другим людям?

1) Мы знаем, почему наш город так называется?
2) Мы знаем, где работают люди в нашем городе?
3) Мы знаем, где отдыхают в нашем городе?

Составляем  с детьми план-схему.

Игровой метод: создание игровой ситуации.
Вопросы к детям направлены на развитие умения выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения делать выводы

 

 

Словесный метод (развитие познавательно-исследовательской деятельности)

 

 

Проблемно-поисковый метод, моделирование (умение планировать этапы своих действий, графическое изображение плана)

III. Практический этап

Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач

8. Интересный получается у нас план игры. Что же нам сможет  прийти на помощь в нашем исследовании? Где учёные ищут нужную им информацию? (Дети отвечают)

Проверим у волшебного экрана.
(книги, фотографии, музей, библиотека)

9. (Звучит музыка)
– Дети, это, наверное, пришла наша помощь!
(Входит шаман)
– Дети знаете, кто я? (Ответы)
– Я – шаман, пришёл к вам из нашего краеведческого музея, знаю много легенд и сказок о нашем городе. Я могу ответить на все ваши вопросы, задавайте.
Воспитатель: У нас много вопросов. Дети, что мы хотим узнать?
Дети: Почему наш город называется  Абакан?
Шаман: Про наш город есть много легенд, слушайте внимательно:

Рассказывает легенду. (Приложение 3)

Шаман: Приходите в наш  музей с родителями, узнаете много интересного об истории нашего города.

Шаман уходит.

10. Психо-речевая гимнастика «Медведь»

Воспитатель предлагает поиграть.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Вокруг себя повернись
и в медведя  превратись!
Неуклюжий, косолапый.
Он в лесу глухом живёт
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу.
Вокруг себя повернись
и в ребёнка превратись

11. – 1-ую часть плана мы выполнили? Почему наш город так назван?

12. – Продолжить наше исследование помогут нам другие источники информации.
– Отгадайте загадку: Как называется дом, где много книг? (Библиотека).
– Проверим ответ.
(На экране появляется картинка –  библиотека).
– Правильно ответили?

13. – Представьте, что мы пришли в библиотеку. Нам надо найти ответы на наши вопросы, а времени у нас совсем мало. Что для этого нужно сделать?
(Дети предлагают варианты)
– Что мы хотим узнать во 2-м вопросе плана?
– Кто хочет найти ответ на этот вопрос?
– Что мы хотим узнать в 3-м вопросе плана?
– Кто хочет найти ответ на этот вопрос?

14. Первая  группа исследует и расскажет нам о том, где работают люди в нашем городе.

(Воспитатель помещает рисунок из плана-схемы на доску возле стола, где дети ищут информацию)

Вторая группа  расскажет, куда пойти жителям и гостям нашего города отдыхать  (возле второго стола  план-схема)

Самостоятельная работа детей по подгруппам.

15. Дети «выходят из читального зала» и садятся на стульчики.
Отвечает 1-я подгруппа:
Где работают люди в нашем городе.
2-я подгруппа  рассказывает,  где в нашем городе можно отдохнуть.

16. – Я тоже с вами искала информацию  в библиотеке. Послушайте, что я узнала. (Воспитатель дополняет ответ детей).

17. – Предствьте, что в наш город приехали гости. Что мы можем рассказать о нашем городе?

Предлагаю нам использовать план нашего исследования в рассказе. (Дети вместе рассказывают о нашем городе)

Поиск источников информации по проблеме исследования

 

 

 

 

Игровой метод: появление сказочного персонажа

 

 

 

Художественное слово: рассказ легенды (знакомство с устным творчеством родного края)

 

 

 

 

Игровой метод: воображаемая ситуация, дети превращаются в медведей

 

 

 

 

Словесный метод: вопросы (актуализация знаний)

 

Загадывание загадки

 

 

 

Создание проблемной ситуации: поделиться на две команды

 

 

Репродуктивный: поиск нужной информации (умение использовать и называть источники информации знаний)

 

 

 

 

 

Словесный: беседа (развитие умения детей отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предположения делать выводы)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: развитие навыка продуктивного подхода к самооценке деятельности

 18. Вам понравилось быть исследователями?

– Удалось ли нам реализовать план нашей игры?
– Откуда Данил мы получили  знания о нашем городе?
– Кто к нам приходил? Куда мы ходили?
– Чей рассказ, Маша, тебе  больше всего понравился?
– Как ты думаешь, Катя, почему у тебя сегодня получилось много узнать?
– Что было, Дима, в исследовании самым трудным, веселым, интересным?

– Мне с вами было очень интересно!
– У нас всё получилось, потому что мы были хорошими… (кем?) исследователями.

Словесный метод: вопросы к детям (развитие диалогической речи; формирование   у детей чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живёт; самооценка ответа)