Использование технологии формирования экологической культуры учащихся включением в творческую деятельность на занятиях юннатских объединений художественно-эстетической направленности

Разделы: Экология


Цель: освоение элементов творческой деятельности в рамках технологии формирования экологической культуры.

Задачи:

  1. Ознакомить с этапами технологии формирования экологической культуры обучающихся через их включение в творческую деятельность.
  2. Применить элементы творческой деятельности на примере модели непрерывно-цветущей клумбы с учетом экологических особенностей цветочно-декоративных культур.

Оборудование: пенопластовая основа для клумбы, паспорта растений, готовые «цветы» из креповой бумаги: нарциссы, тюльпаны, георгины, хризантемы, пиретрум, маргаритки, василек, настурция; 8 вазочек, «Правила формирования клумб».

Мастер – класс проводится по технологии Г.А. Русских.

  1. Презентация педагогического опыта Четиной М.В. по реализации технологии формирования экологической культуры обучающихся через их включение в творческую деятельность.
    1.1. Краткая характеристика обучающихся.
    1.2. Основные идеи практического аспекта технологии формирования экологической культуры обучающихся через их включение в творческую деятельность.
    1.3. Результативность деятельности обучающихся.
    1.4. Проблемы и перспективы в работе педагога.
  2. Представление системы учебных занятий по реализуемой технологии в рамках дополнительной образовательной программы «Занимательное в природе».
  3. Имитационная игра «Создание непрерывно-цветущей клумбы с учетом экологических особенностей цветочно-декоративных культур».
    3.1. Исходно-прогностический этап.
    3.2. Коррекционно-деятельностный этап.
    3.3. Оценочно-деятельностный этап.
  4. Моделирование.
    4.1. Самостоятельная работа слушателей по конструированию модели клумбы.
    4.2. Обсуждение авторских моделей клумб.
  5. Рефлексия.

1. Презентация педагогического опыта Четиной М.В. по реализации технологии формирования экологической культуры обучающихся через их включение в творческую деятельность.

  • Краткая характеристика обучающихся.
  • Освоение образовательной программы осуществляется с помощью технологии формирования экологической культуры обучающихся через включение их в творческую деятельность. Такая форма, как освоение элементов творческой деятельности, продиктована возрастными особенностями обучающихся. Воспитанники объединения – младшие школьники (учащиеся 1 – 4 классов).

      1. Основные идеи практического аспекта технологии формирования экологической культуры обучающихся через их включение в творческую деятельность.
      2. Особенностью вовлечения в творческую деятельность является удовлетворение вариативных образовательных и духовных потребностей обучающихся. Согласно одной из концептуальных позиций реализуемой в нашем учреждении технологии формирования экологической культуры обучающихся, творческая активность проявляется в готовности ребенка к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения творческих и экологических задач.

        1.3. Результативность деятельности обучающихся.

        Об эффективности технологии за период с 2008 года по 2012 год можно судить по достижениям воспитанников: призовые места на районных выставках и конкурсах «Зимняя фантазия», «Рукотворная краса Белогорья», «Учитель, перед именем твоим», «Зеленая планета», грамота за творческий подход в рамках областной выставки «Зимняя фантазия 2008». По результатам диагностики с 2008 года по 2012 год отмечается положительная динамики творческих характеристик воспитанников, обучающихся по образовательной программе «Занимательное в природе», стабильно число детей с нормальным уровнем (70%), снижается количество детей с низким уровнем (от 5% до 0%), постоянно растет число обучающихся с высоким (от 20% до 30%) и очень высоким (от 5% до 10%) уровнями сформированности креативности.

        1.4. Проблемы и перспективы в работе педагога.

        Одна из задач, решаемых в системе экологического дополнительного образования – это создание условий для реализации творческого потенциала, социализации и экологизации личности ребенка, как носителя человеческой культуры. На занятиях детского объединения эта задача успешно решается.

        2. Представление системы учебных занятий по реализуемой технологии в рамках дополнительной образовательной программы «Занимательное в природе».

        Содержание образовательной программы «Занимательное в природе» включает темы, связанные с изучением как цветочно-декоративных культур, так и цветочных растений природных сообществ. Изучение каждого растения строится по определенному плану.

        План изучения растения

        1. Составление паспорта растения: название растения, внешний вид, место обитания, особенности произрастания.
        2. Значения для человека.
        3. Охрана.
        4. Применение цветов в декоративно-прикладном творчестве.
        5. Конструирование цветов из различных материалов (береста, соломка, бисер, бумага, семена, крупы, листья растений) с помощью различных техник (плоскостная и объемная аппликация, оригами, конструирование).
        6. Практическая деятельность на пришкольном учебно-опытном участке (цветочно-декоративный отдел).

        3. Имитационная игра «Создание непрерывно-цветущей клумбы с учетом экологических особенностей цветочно-декоративных культур».

        1. Исходно – прогностический этап.

        Условием эффективности формирования экологической культуры является последовательное воздействие на сознание и чувственную сферу обучающихся с целью преобразования качественных свойств их личности, формирование собственной позиции относительно себя и окружающего мира.

        1. Ознакомление с будущими результатами творческой деятельности и объяснение их практического значения.

        Весной, в начале лета многие стремятся к преобразованию окружающей среды. В населенных пунктах повсюду создаются клумбы, цветники. Мы после долгой зимы хотим видеть окружающую среду чистой, красивой, гармоничной. Но далеко не все могут правильно подобрать цветы с учетом особенностей их выращивания и цветовой гаммы для создания непрерывно-цветущей клумбы. Кроме того, необходимы знания экологических особенностей растений, образующих растительное сообщество, создаваемое человеком (отношение к свету, требования к почве, влаге, сроки цветения). Конечным результатом изучения раздела «Цветочная страна» является обобщающее занятие по моделированию клумбы для закладки на пришкольном учебно-опытном участке. Эти знания и умения могут быть применены в жизни: на дачных и садовых участках, парковых зонах, повлиять на выбор профессии.

        2. Дифференциация учебного материала для свободного выбора заданий при сохранении обязательного минимума.

        В рамках учебного занятия обучающиеся конструируют «цветы» из креповой бумаги для создания макета клумбы. Эта работа не является для них новой, так как выполнялась ранее при изучении тем раздела «Цветочная страна». Воспитанники самостоятельно выбирают цветы для изготовления из предложенного набора, обосновывая свой выбор. Ребенок должен охарактеризовать цветок, вспомнив его экологические и биологические особенности. По окончании практической работы, каждый ребенок должен изготовить 3 «цветка». Готовые «цветы» раскладываются по видовой принадлежности в 8 вазочек. Используя паспорта растений, изготовленные на предыдущих занятиях, правила создания клумб обучающиеся моделируют клумбы в соответствии с экологическими особенностями растений.

        В рамках мастер - класса слушателям предлагается изготовить подснежники и ромашки. Группа также делится на две команды, каждый участник должен обосновать свой выбор растения, используя знания экологического и природоохранного характера. Педагог – мастер обобщает сказанное по «Плану изучения растения».

        2. Коррекционно-деятельностный этап.

        Используя изготовленные «цветы» (подснежники и ромашки), готовые «цветы» (нарциссы, тюльпаны, георгины, хризантемы, пиретрум, маргаритки, василек, настурция) и правила создания клумб, группа под руководством педагога – мастера моделирует непрерывно-цветущую клумбу.

        3. Оценочно-деятельностный этап.

        Педагог – мастер обобщает знания «детей» - слушателей по созданию клумбы, как объекта экологического моделирования:

        1. Клумба – это растительное сообщество. Для грамотного формирования клумбы, цветущей с весны до осени, необходимы экологические знания и умения. Нужно учесть много факторов: высоту растений, сроки цветения, совместимость по цвету, условия произрастания.
        2. Клумба может иметь различную геометрическую форму: овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.
        3. По окраске цветов клумбы бывают пестрыми и монохромными. По цвету гармонично сочетаются цветы белого и красного окраса, желтого и фиолетового.
        4. Луковичные цветы, такие как нарциссы, тюльпаны требуют больше влаги, чем другие
        5. Ответственный шаг – подбор цветов, период цветения которых плавно сменяют друг друга. Ранней весной порадуют пролески. Далее крокусы, маргаритки. Потом нарциссы, тюльпаны, пионы, ромашки, бархатцы и флоксы. В сентябре – георгины и хризантемы.

        4. Моделирование.

        Данный этап мастер – класса рассчитан на 12 участников.

        4.1. Самостоятельная работа слушателей по конструированию модели клумбы.

        Слушатели делятся на две группы по созданию моделей клумб на солнечной и затененной сторонах. Каждой команде предлагается набор элементов для моделирования:

          1. Пенопластовая основа для клумбы.
          2. Паспорта растений.
          3. Набор готовых «цветов»: нарциссы, тюльпаны, георгины, хризантемы, пиретрум, маргаритки, василек, настурция.

        Из предложенного набора каждая команда может использовать только 4 вида растений. Время выполнения задания 5 минут.

        Кроме того, каждая команда должна предложить свою систему учебных занятий, результатом которой станет их авторская модель клумбы.

        4.2. Обсуждение авторских моделей клумб.

        Каждая команда защищает свою модель клумбы и систему учебных занятий.

        На клумбе, расположенной на затененной стороне школьного учебно-опытного участка, должны находиться цветы теневыносливые: нарцисс, маргаритка, пиретрум, тюльпаны.

        На клумбе, расположенной на солнечной стороне, должны быть светолюбивые растения: василек, георгины, хризантемы, настурция.

        Маргаритки, настурция располагаются дальше от центра, а более высокие цветы, тюльпаны, нарциссы, хризантемы располагаются ближе к центру клумбы.

        5. Рефлексия.

        Слушатели повторяют вместе с педагогом, демонстрировавшим мастер – класс слова:

        Ярко светит солнце.
        Дует легкий ветерок,
        Я дышу чистым
        Свежим воздухом.
        На клумбе колышутся цветы.
        Надо мной кружатся птицы.
        Мне хорошо и приятно,
        Я очень рада, что оказалась
        В удивительном храме природы.
        Я хочу жить в мире с природой
        Я буду другом и защитником

        Всему живому.

        Литература.

        1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
        2. Карпенко Н.А., Кизилова М.В. Технология формирования культуры обучающихся через включение их в творческую деятельность. Сб. Экологическая культура личности: формирование и развитие. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010 – с. 42 - 46.
        3. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
        4. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Содержание и организационные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. – М.: МСоЭС, 2007.
        5. Сад моей мечты. – М.: АО «Издательство Атлас», 2005 – 2009.

        Список приложений

          1. Паспорта растений (нарцисс, василек, пиретрум, тюльпан, георгин, хризантема, маргаритки, настурция).
          2. Правила формирования клумб.